Таблица 2. Нормы расхода и срока эксплуатации товарно-материальных ценностей

Номенклатура Показатель Норматив

Спецодежда

Ботинки рабочие срок эксплуатации 6 месяцев
Халаты хлопчатобумажные срок эксплуатации 3 месяца
Перчатки резиновые срок эксплуатации 4 месяца
Костюм для инженерно-технических работ срок эксплуатации 1,5 года

Расходные материалы

Моющие средства расход на кв. м. 0,05 литра
Вода питьевая расход на 1 человека в месяц 20 литров
Горюче-смазочные материалы для корпоративного автомобиля расход на 100 км пробега 8,5 литра

Комплектующие

Картриджи для принтеров срок эксплуатации 2 месяца
Аккумуляторы для ноутбуков срок эксплуатации 1 год

 

Шаг 2. Проверьте методику планирования закупок для производства на корректность

Чтобы составить обоснованный бюджет закупок, его нужно формировать на основе плана производства. А план производства — на основе плана продаж (см. табл. 3). Проверьте, корректно ли в компании рассчитывают плановые показатели.

Таблица 3. Планы продаж, производства и закупок на IV квартал 2016 г., кг (фрагмент)

Номенклатура Остатки на начало периода Страховой запас Периоды Итого Октябрь Ноябрь Декабрь

1-й этап. План продаж

 
Продукция № 1 x x 200 000 150 000 250 000 600 000  
Продукция № 2 x x 150 000 200 000 150 000 500 000  
... ... ... ... ... ... ...  
Итого 0 0 750 000 850 000 750 000 2 350 000  

2-й этап. План производства

 
Продукция № 1 30 000 25 000 195 000 150 000 250 000 595 000  
Продукция № 2 25 000 20 000 145 000 200 000 150 000 495 000  
... ... ... ... ... ... ...  
Итого 85 000 90 000 755 000 850 000 750 000 2 355 000  

3-й этап. План закупок сырья для производства

 
Говядина 1-й категории 35 000 20 000 74 700 69 000 115 000 258 700  
Говядина 2-й категории 22 000 25 000 154 250 175 000 167 500 496 750  
Говядина 3-й категории 40 000 30 000 86 750 135 000 97 500 319 250  
Свинина 1-й категории 45 000 50 000 176 000 165 000 175 000 516 000  
Свинина 2-й категории 35 000 30 000 198 750 250 000 182 500 631 250  
Курица 45 000 40 000 218 000 267 500 187 500 673 000  
Соль 12 000 10 000 17 500 21 000 19 500 60 000  
Специи 10 000 8000 13 100 17 000 15 000 45 100  
Мука 7000 5000 8500 15 000 10 000 33 500  
Яйцо 60 000 50 000 145 000 175 000 125 000 445 000  
Оболочка 1 7000 5000 7750 7500 12 500 27 750  
Оболочка 2 12 000 15 000 49 500 52 500 37 500 139 500  
... ... ... ... ... ... ...  
Этикетка, шт. 230 000 200 000 270 000 337 500 312 500 920 000  

 

План производства продукции каждого вида можно вычислить по формуле:

ППj = ПРj — ОГПj + СзГПj (2)

где ППj — план производства продукции j-го вида, нат. ед.;

ПРj — план реализации продукции j-го вида согласно бюджету продаж, нат. ед.;

ОГПj — остатки готовой продукции j-го вида на начало периода, нат. ед.;

СзГПj — страховой запас готовой продукции j-го вида согласно нормативам компании, нат. ед.

Удостоверьтесь, что в расчетах используют данные об остатках продукции. Если нет, компания приобретет больше ресурсов, чем нужно.

пример 1 В октябре 2016 года компания планирует реализовать 200 000 кг продукции № 1 (см. табл. 3). На начало октября на складе останется 30 000 кг этой продукции плюс нужно поддерживать ее страховой запас в 25 000 кг. Следовательно, нужно произвести только 195 000 кг этой продукции (200 000 – 30 000 + 25 000) — с учетом остатков на начало периода и страхового запаса.

 

Чтобы корректно запланировать закупки, потребуется план производства и нормы расхода ресурсов (см. табл. 1). На основе этих данных план закупки ресурсов (сырья и материалов) каждого вида можно рассчитать по формуле:

ПЗi = Пi — ОРi + СзРi (3)

где ПЗi — план закупок ресурса i-го вида, нат. ед.;

Пi — потребность производства в реcурсе i-го вида, нат. ед. (см. формулу 1);

ОРi — остатки ресурса i-го вида на начало периода, нат. ед.;

СзРi — страховой запас ресурсов i-го вида по нормативам, нат. ед.

Проверьте, учитывают ли в расчетах остатки сырья и материалов на начало периода.

пример 2 В октябре 2016 года компания собирается произвести 195 000 кг продукции № 1 (см. табл. 3). На каждую 1000 кг из этого объема потребуется по 460 кг говядины 1-й категории. Отсюда общая потребность в говядине для продукции № 1 в октябре — 89 700 кг (460 × 195 000: 1000). Учитывая остатки говядины на складе на 1 октября (35 000 кг) и страховой запас (20 000 кг), нужно закупить 74 700 кг (89 700 – 35 000 + 20 000) этого сырья.

 

Чтобы сформировать бюджет закупок, план в натуральном выражении нужно умножить на цены сырья и материалов.

Шаг 3. Убедитесь, что закупки планируют с учетом качественных характеристик

Проверьте, указывают ли в плане закупок качественные характеристики ресурсов — сорт, категорию, стандарт (ГОСТ или ТУ). Иначе могут купить неподходящие товары или сырье.

Требования к качественным характеристикам особенно важны в производстве. Для выпуска продукции может потребоваться сырье с одним наименованием, но разных сортов и категорий. Если не отражать это в бюджете закупок, то цены, а в результате и итоговые суммы в бюджете, скорее всего, будут некорректными.

Предположим, в бюджет заложили цены на фанеру третьего сорта, а для производства необходим элитный материал. Если служба закупок приобретет фанеру элитного сорта, возникнет перерасход бюджета. А если третьего сорта — на складе образуется ее излишек, поскольку для выпуска продукции этот материал не подходит. В результате повышается риск появления неликвидных запасов.

Если в компании планируют закупки, не принимая во внимание требования к качеству сырья и материалов, то:

· обяжите сотрудников указывать в заявках на закупку определенное требование к качеству;

· включите в бюджет закупок графу под описание качественных характеристик приобретаемых ресурсов;

· дополните процедуру проверки корректности бюджета закупок. Обяжите финансовую службу проверять его на соответствие плану производства по качеству сырья и материалов. Если в компании применяют альтернативные производственные калькуляции или спецификации, допускающие замену категории сырья, сотрудники финансовой службы должны учитывать это при анализе.

В заключение еще пара советов. Правильная методика планирования запасов не убережет компанию на 100 процентов от неликвидов на складе. Поэтому не забывайте о дальнейшем контроле:

· заявок на оплату сырья, спецодежды, расходных материалов;

· исполнения бюджета закупок в целом. Досконально разбирайтесь в причинах отклонений.

Если совсем без неликвидов не обойтись, установите минимальные нормативы для них и мотивируйте сотрудников их соблюдать. Например, в одной из компаний, где я работал, службу закупок депремировали за приобретение лишних запасов сырья, производство — за брак сверх нормы, а коммерсантов — за возврат продукции от покупателей свыше лимита.

 




double arrow
Сейчас читают про: