Чтобы она явилась вполне отличною от всех других цивилизаций в мире. Попытаюсь исполнить это желание, ограничиваясь по необходимости общими положениями. Мне бы следовало обрисовать пред вами европейское общество с такою точностью, чтобы вы тотчас могли узнать его, словно по портрету; но я не смею надеяться достигнуть этой цели.
Вдумываясь в цивилизации, предшествовавшие европейской, — в Азии ли, или в других странах, не исключая даже Греции и Рима, — нельзя не обратить внимания на господствовавшее единство. Все они словно вытекают из одного известного
Начала, из одной идеи; словно все общество находилось во власти одного принципа, преобладавшего в нем, определившего его учреждения, нравы, верованья, словом, все стороны
Его развития. В Египте, например, целым обществом владел принцип теократический; он проявляется в нравах, в па-
Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
В Индии то же самое — почти исключительное господство тео-
Кратического принципа. У других народов встречается иная
Организация — господство касты завоевателей; принцип силы
Исключительно владычествует над обществом, предписывает
Ему законы, сообщает ему свой характер. Есть общества, слу-
Жащие выражением демократического принципа, например,
Большая часть торговых республик, такие как Иония, Фини-
Кия и др. Одним словом, древние цивилизации носят на себе
Замечательный отпечаток исключительности в учреждениях,
Нравах, идеях; всем управляет и все решает какая-нибудь одна,
Если не единственная, то по крайней мере безусловно преоб-
Ладающая сила.
Такое единство принципа и формы не всегда, однако, пре-
Обладало в цивилизации древних государств. Восходя к бо-
Лее отдаленным временам их истории, мы часто находим со-
Перничество тех различных сил, которые могут развиваться
В недрах общества. У египтян, этрусков, даже у греков каста
Воинов, например, боролась с кастою жрецов, у других наро-
Дов — дух клана1 с духом свободных общин, аристократическая
Система с демократическою и проч. Но подобная борьба обык-
Новенно происходила в доисторические эпохи, история же
В собственном смысле слова сохранила о ней только смутное
Воспоминание. Иногда подобная борьба возникала и в позд-
Нейшие времена, но почти всегда быстро прекращалась. Одна
Из сил, боровшихся за власть, побеждала и нераздельно овла-
Клан — род, происходящий от одного родоначальника и сильно разросший-
Ся.
39
UKMzOS {TILYS
Девала обществом. Война постоянно оканчивалась, если не ис-
Ключительным, то по крайней мере преобладающим господ-
Ством какого-нибудь известного начала. В истории древних
Народов одновременное существование и соперничество раз-
Личных начал было не более как скоропроходящим кризисом,
Случайным явлением — отсюда поразительная простота в боль-
Шей части древних цивилизаций. Простота общественного на-
Чала иногда имела следствием необыкновенно быстрое разви-
Тие, как, например, в Греции. Ни один народ не развивался
Так блистательно и в столь короткое время. Но после этого изу-
Мительного успеха, Греция вдруг является изнуренною и, хотя
Падение ее было медленнее, нежели возвышение, тем не менее
Оно совершилось с необыкновенною быстротою. Творческая
Сила в началах греческой цивилизации словно иссякла, а вза-
Мен ее не явилось никакого другого освежающего начала.
В Египте и в Индии единство цивилизации имело совер-
Шенно противоположный результат. Общество впало в со-
Стояние застоя. Простота обратилась в однообразие; государ-
Ство не разрушилось, общество продолжало свое существова-
Ние, но оставалось неподвижным и словно застыло. К той же
Самой причине должно отнести тиранический характер, про-
Являющийся в самых разнообразных формах во всех древних
Цивилизациях. Общество находилось во власти одной исклю-
Чительной силы, недопускавшей господства иной. Всякое чу-
Ждое ей стремление подвергалось преследованию. Господ-
Ствующий принцип никогда не допускал проявления и дейст-
Вия рядом с собою какого-либо другого начала.
Это единство цивилизации отразилось и в литературе,
В произведениях ума. Кто не просматривал памятников ин-
Дийской литературы, с недавнего времени распространив-
Шихся в Европе? Нельзя не признать, что все они носят один
И тот же характер. Они представляют как бы результат одного
И того же факта, выражение одной и той же идеи; религиоз-
Ные и нравственные сочинения, исторические предания, дра-
40
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Матическая поэзия, эпопея — все носит на себе один и тот же
Отпечаток; произведения разума отличаются тем же однообра-
Зием, которое заметно в событиях и учреждениях. Даже в Гре-
Ции, среди всех богатств человеческого разума, господствует
Редкое единство в литературе и в искусствах.
Совершенно иначе развивалась цивилизация современ-
Ной Европы. Оставляя в стороне все подробности, вгляди-
Тесь в нее, припомните все, что вы знаете о ней, — она тот-
Час же явится перед вами многообразною, запутанною, бур-
Ною; в ней одновременно существуют все формы, все начала
Общественной организации: духовная и светская власть, эле-
Менты теократический, монархический, аристократический,
Демократический; все классы, все состояния общества смеша-
Ны и перепутаны; всюду представляются бесконечно разнооб-
Разные степени свободы, богатства, влияния. И все эти силы
Находятся в состоянии постоянной борьбы, причем ни одна
Из них не получает решительного преобладания над прочими,
Не овладевает безусловно обществом. В древности каждая ве-
Ликая эпоха словно отливала все общества в одну и ту же фор-
Му; преобладание принадлежало то монархии, то теократии
Или демократии, — но господство каждой из этих форм было
Всегда исключительным, безусловным. Современная Европа
Представляет образцы всех систем, всех попыток обществен-
Ной организации: абсолютные и смешанные монархии, тео-
Кратии, республики, более или менее аристократические, су-
Ществуют в ней одновременно, друг подле друга, и несмотря