Но мне хотелось бы прежде всего показать вам в общих чертах ее особенности; мне хотелось бы представить ее так ясно

Чтобы она явилась вполне отличною от всех других цивилизаций в мире. Попытаюсь исполнить это желание, ограничиваясь по необходимости общими положениями. Мне бы следовало обрисовать пред вами европейское общество с такою точностью, чтобы вы тотчас могли узнать его, словно по портрету; но я не смею надеяться достигнуть этой цели.

Вдумываясь в цивилизации, предшествовавшие европейской, — в Азии ли, или в других странах, не исключая даже Греции и Рима, — нельзя не обратить внимания на господствовавшее единство. Все они словно вытекают из одного известного

Начала, из одной идеи; словно все общество находилось во власти одного принципа, преобладавшего в нем, определившего его учреждения, нравы, верованья, словом, все стороны

Его развития. В Египте, например, целым обществом владел принцип теократический; он проявляется в нравах, в па-

Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.

В Индии то же самое — почти исключительное господство тео-

Кратического принципа. У других народов встречается иная

Организация — господство касты завоевателей; принцип силы

Исключительно владычествует над обществом, предписывает

Ему законы, сообщает ему свой характер. Есть общества, слу-

Жащие выражением демократического принципа, например,

Большая часть торговых республик, такие как Иония, Фини-

Кия и др. Одним словом, древние цивилизации носят на себе

Замечательный отпечаток исключительности в учреждениях,

Нравах, идеях; всем управляет и все решает какая-нибудь одна,

Если не единственная, то по крайней мере безусловно преоб-

Ладающая сила.

Такое единство принципа и формы не всегда, однако, пре-

Обладало в цивилизации древних государств. Восходя к бо-

Лее отдаленным временам их истории, мы часто находим со-

Перничество тех различных сил, которые могут развиваться

В недрах общества. У египтян, этрусков, даже у греков каста

Воинов, например, боролась с кастою жрецов, у других наро-

Дов — дух клана1 с духом свободных общин, аристократическая

Система с демократическою и проч. Но подобная борьба обык-

Новенно происходила в доисторические эпохи, история же

В собственном смысле слова сохранила о ней только смутное

Воспоминание. Иногда подобная борьба возникала и в позд-

Нейшие времена, но почти всегда быстро прекращалась. Одна

Из сил, боровшихся за власть, побеждала и нераздельно овла-

Клан — род, происходящий от одного родоначальника и сильно разросший-

Ся.

39

UKMzOS {TILYS

Девала обществом. Война постоянно оканчивалась, если не ис-

Ключительным, то по крайней мере преобладающим господ-

Ством какого-нибудь известного начала. В истории древних

Народов одновременное существование и соперничество раз-

Личных начал было не более как скоропроходящим кризисом,

Случайным явлением — отсюда поразительная простота в боль-

Шей части древних цивилизаций. Простота общественного на-

Чала иногда имела следствием необыкновенно быстрое разви-

Тие, как, например, в Греции. Ни один народ не развивался

Так блистательно и в столь короткое время. Но после этого изу-

Мительного успеха, Греция вдруг является изнуренною и, хотя

Падение ее было медленнее, нежели возвышение, тем не менее

Оно совершилось с необыкновенною быстротою. Творческая

Сила в началах греческой цивилизации словно иссякла, а вза-

Мен ее не явилось никакого другого освежающего начала.

В Египте и в Индии единство цивилизации имело совер-

Шенно противоположный результат. Общество впало в со-

Стояние застоя. Простота обратилась в однообразие; государ-

Ство не разрушилось, общество продолжало свое существова-

Ние, но оставалось неподвижным и словно застыло. К той же

Самой причине должно отнести тиранический характер, про-

Являющийся в самых разнообразных формах во всех древних

Цивилизациях. Общество находилось во власти одной исклю-

Чительной силы, недопускавшей господства иной. Всякое чу-

Ждое ей стремление подвергалось преследованию. Господ-

Ствующий принцип никогда не допускал проявления и дейст-

Вия рядом с собою какого-либо другого начала.

Это единство цивилизации отразилось и в литературе,

В произведениях ума. Кто не просматривал памятников ин-

Дийской литературы, с недавнего времени распространив-

Шихся в Европе? Нельзя не признать, что все они носят один

И тот же характер. Они представляют как бы результат одного

И того же факта, выражение одной и той же идеи; религиоз-

Ные и нравственные сочинения, исторические предания, дра-

40

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Матическая поэзия, эпопея — все носит на себе один и тот же

Отпечаток; произведения разума отличаются тем же однообра-

Зием, которое заметно в событиях и учреждениях. Даже в Гре-

Ции, среди всех богатств человеческого разума, господствует

Редкое единство в литературе и в искусствах.

Совершенно иначе развивалась цивилизация современ-

Ной Европы. Оставляя в стороне все подробности, вгляди-

Тесь в нее, припомните все, что вы знаете о ней, — она тот-

Час же явится перед вами многообразною, запутанною, бур-

Ною; в ней одновременно существуют все формы, все начала

Общественной организации: духовная и светская власть, эле-

Менты теократический, монархический, аристократический,

Демократический; все классы, все состояния общества смеша-

Ны и перепутаны; всюду представляются бесконечно разнооб-

Разные степени свободы, богатства, влияния. И все эти силы

Находятся в состоянии постоянной борьбы, причем ни одна

Из них не получает решительного преобладания над прочими,

Не овладевает безусловно обществом. В древности каждая ве-

Ликая эпоха словно отливала все общества в одну и ту же фор-

Му; преобладание принадлежало то монархии, то теократии

Или демократии, — но господство каждой из этих форм было

Всегда исключительным, безусловным. Современная Европа

Представляет образцы всех систем, всех попыток обществен-

Ной организации: абсолютные и смешанные монархии, тео-

Кратии, республики, более или менее аристократические, су-

Ществуют в ней одновременно, друг подле друга, и несмотря


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: