Куриями назывались муниципальные советы римских городов; куриала-

Ми — члены этих советов.

Константин, второй муж Плацидии, которого Гонорий взял в сотовари-

Щи в 421 г.

Календами назывались у римлян первые числа месяцев. В конце месяца,

После ид, дни обозначались календами.

50

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Цивилизация; устройство весьма неправильное, расшатанное,

Во многом уступавшее тому, чем оно было в прежние време-

На, но все же единственно уцелевшее ото всех других элемен-

Тов римского мира.

Употребив выражение ≪единственно уцелевшее≫, я ошиб-

Ся. Наравне с муниципальным устройством сохранился другой

Факт, другая идея; это — идея империи, имя императора, идея

Императорского величества и абсолютной священной власти,

Связанной с этим именем. Вот элементы, которые римская ци-

Вилизация передала европейской: с одной стороны, муници-

Пальное устройство, его образцы, его обычаи и уставы — это

Начала свободы; с другой — общее гражданское законодатель-

Ство и идея неограниченной власти, священного величества,

Императорского могущества — это начала порядка и безуслов-

Ного подчинения.

Но в то же самое время в недрах римского общества возник-

Ло другое общество, основанное на совершенно иных началах,

Одушевленное другими чувствами, — общество, которое долж-

Но было внести в европейскую цивилизацию элементы совер-

Шенно иного свойства, — я говорю о христианской церкви.

Я говорю ≪христианская церковь≫, а не ≪христианство≫.

В конце iv и в начале v века христианство не составляло уже

Просто личного верования; оно было уже учреждением, полу-

Чило определенное устройство, имело свое управление, свое

Духовное сословие, свою иерархию, определенную различны-

Ми функциями духовенства, свои доходы, независимые средст-

Ва к деятельности, свои сборные пункты, свои национальные,

Провинциальные, Вселенские соборы; оно уже привыкло раз-

Бирать миром дела общества. Одним словом, христианство

В эту эпоху было не только религиею, но и церковью.

Если бы оно не было церковью, то я не знаю, какая участь

Постигла бы его в эпоху распадения Римской империи. Я огра-

Ничиваюсь чисто человеческими соображениями, отстраняя

Все то, что не относится к естественным последствиям естест-

51

UKMzOS {TILYS

Венных фактов: если бы христианство было, как в первые вре-

Мена свои, только личным верованием, чувством, убеждением,

То можно предполагать, что оно не устояло при распадении

Империи и вторжении варваров, как не устояло впоследствии

В Азии и по всему северу Африки при подобном же вторжении

Варваров-мусульман; оно погибло, хотя уже достигло там цер-

Ковной организации. Тем более могло это иметь место в эпоху

Падения Римской империи. В то время не существовало ни од-

Ного из тех средств, которыми теперь, независимо от учреж-

Дений, утверждаются и сохраняются нравственные влияния,

Ни одного из тех средств, которыми чистая истина, чистая

Идея приобретают прочную власть над умами, управляют по-

Ступками, определяют события. В iv веке не существовало ни-

Чего подобного: идеи, личные вожделения не могли получить

Подобное значение. Для борьбы с таким разрушением, для по-

Беды над таким ураганом необходимо было общество проч-

Но организованное, управляемое сильною рукою. Можно ска-

Зать, без преувеличения, что в конце iv и начале v веков хри-

Стианская церковь спасла христианство; церковь, с своими

Учреждениями, своею епархиею чинов, своею властью, мощ-

Но сопротивлялась внутреннему распадению империи и вар-

Варизму; она покорила варваров и стала посредницею меж-

Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,

Началом цивилизации в ту переходную эпоху. Для исследова-

Ния вопроса о том, что было сделано христианством для со-

Временной цивилизации, какие элементы оно ввело в нее,

Необходимо, следовательно, обратиться к состоянию церкви

В v веке, а не к состоянию религии в собственном смысле сло-

Ва. Чем же в то время была христианская церковь?

Всматриваясь в перевороты, сопровождавшие развитие

Христианства от возникновения его до v столетия, рассмат-

Ривая его — повторяю — исключительно как общество, а не как

Религиозное верование, мы находим, что оно прошло через

Три состояния, существенно различные между собою. Впер-

52

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Вые, в самые первые времена, христианское общество явля-

Ется простым соединением общих верований и чувств; пер-

Вые христиане собираются для взаимного обмена одних

И тех же религиозных чувств и убеждений. Нет еще ни дог-

Матизированного учения, ни свода узаконений, ни дисцип-

Лины, ни сословия духовных лиц. Конечно, нет общества,

Как бы молодо, как бы слабо оно ни было, которое не руко-

Водилось и не одушевлялось бы какою-нибудь нравственною

Силою. В различных христианских общинах были люди, ко-

Торые проповедывали, поучали и нравственно управляли об-

Щиною; но не было ни определенных должностных лиц, об-

Щепризнанного порядка управления: простой союз общих

Верований и чувств — вот первоначальное состояние хри-

Стианского общества. По мере того как оно развивалось, —

А развивалось оно быстро, потому что следы его видны уже

В самых первых памятниках, — само учение стало кодифици-

Роваться, постепенно установились правила дисциплины,

Появилась иерархия должностных лиц, из которых одни на-

Зывались пресвитерами, старейшинами, которые впослед-

Ствии стали священниками; другие — епископами, надсмотр-

Щиками, наблюдателями, впоследствии — епископы в смыс-

Ле высших сановников церкви; наконец, третьи — диаконами,

На которых возложено было попечение о бедных и о разда-

Че милостыни. Почти невозможно с точностью определить,

В чем состояли обязанности этих должностных лиц; опреде-

ленных границ между их функциями, вероятно, и не было;

Но начало иерархии и церковной организации было положе-

Но. Эта вторая эпоха отличается тем не менее еще следующим

Характерным признаком: власть, преобладание в обществе

Принадлежит всей общине верующих. Они имеют перевес

Как при избрании должностных лиц, так и при установлении

Нового порядка управления и даже новых догматов. Между


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: