Ми — члены этих советов.
Константин, второй муж Плацидии, которого Гонорий взял в сотовари-
Щи в 421 г.
Календами назывались у римлян первые числа месяцев. В конце месяца,
После ид, дни обозначались календами.
50
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Цивилизация; устройство весьма неправильное, расшатанное,
Во многом уступавшее тому, чем оно было в прежние време-
На, но все же единственно уцелевшее ото всех других элемен-
Тов римского мира.
Употребив выражение ≪единственно уцелевшее≫, я ошиб-
Ся. Наравне с муниципальным устройством сохранился другой
Факт, другая идея; это — идея империи, имя императора, идея
Императорского величества и абсолютной священной власти,
Связанной с этим именем. Вот элементы, которые римская ци-
Вилизация передала европейской: с одной стороны, муници-
Пальное устройство, его образцы, его обычаи и уставы — это
Начала свободы; с другой — общее гражданское законодатель-
|
|
Ство и идея неограниченной власти, священного величества,
Императорского могущества — это начала порядка и безуслов-
Ного подчинения.
Но в то же самое время в недрах римского общества возник-
Ло другое общество, основанное на совершенно иных началах,
Одушевленное другими чувствами, — общество, которое долж-
Но было внести в европейскую цивилизацию элементы совер-
Шенно иного свойства, — я говорю о христианской церкви.
Я говорю ≪христианская церковь≫, а не ≪христианство≫.
В конце iv и в начале v века христианство не составляло уже
Просто личного верования; оно было уже учреждением, полу-
Чило определенное устройство, имело свое управление, свое
Духовное сословие, свою иерархию, определенную различны-
Ми функциями духовенства, свои доходы, независимые средст-
Ва к деятельности, свои сборные пункты, свои национальные,
Провинциальные, Вселенские соборы; оно уже привыкло раз-
Бирать миром дела общества. Одним словом, христианство
В эту эпоху было не только религиею, но и церковью.
Если бы оно не было церковью, то я не знаю, какая участь
Постигла бы его в эпоху распадения Римской империи. Я огра-
Ничиваюсь чисто человеческими соображениями, отстраняя
Все то, что не относится к естественным последствиям естест-
51
UKMzOS {TILYS
Венных фактов: если бы христианство было, как в первые вре-
Мена свои, только личным верованием, чувством, убеждением,
То можно предполагать, что оно не устояло при распадении
|
|
Империи и вторжении варваров, как не устояло впоследствии
В Азии и по всему северу Африки при подобном же вторжении
Варваров-мусульман; оно погибло, хотя уже достигло там цер-
Ковной организации. Тем более могло это иметь место в эпоху
Падения Римской империи. В то время не существовало ни од-
Ного из тех средств, которыми теперь, независимо от учреж-
Дений, утверждаются и сохраняются нравственные влияния,
Ни одного из тех средств, которыми чистая истина, чистая
Идея приобретают прочную власть над умами, управляют по-
Ступками, определяют события. В iv веке не существовало ни-
Чего подобного: идеи, личные вожделения не могли получить
Подобное значение. Для борьбы с таким разрушением, для по-
Беды над таким ураганом необходимо было общество проч-
Но организованное, управляемое сильною рукою. Можно ска-
Зать, без преувеличения, что в конце iv и начале v веков хри-
Стианская церковь спасла христианство; церковь, с своими
Учреждениями, своею епархиею чинов, своею властью, мощ-
Но сопротивлялась внутреннему распадению империи и вар-
Варизму; она покорила варваров и стала посредницею меж-
Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
Началом цивилизации в ту переходную эпоху. Для исследова-
Ния вопроса о том, что было сделано христианством для со-
Временной цивилизации, какие элементы оно ввело в нее,
Необходимо, следовательно, обратиться к состоянию церкви
В v веке, а не к состоянию религии в собственном смысле сло-
Ва. Чем же в то время была христианская церковь?
Всматриваясь в перевороты, сопровождавшие развитие
Христианства от возникновения его до v столетия, рассмат-
Ривая его — повторяю — исключительно как общество, а не как
Религиозное верование, мы находим, что оно прошло через
Три состояния, существенно различные между собою. Впер-
52
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Вые, в самые первые времена, христианское общество явля-
Ется простым соединением общих верований и чувств; пер-
Вые христиане собираются для взаимного обмена одних
И тех же религиозных чувств и убеждений. Нет еще ни дог-
Матизированного учения, ни свода узаконений, ни дисцип-
Лины, ни сословия духовных лиц. Конечно, нет общества,
Как бы молодо, как бы слабо оно ни было, которое не руко-
Водилось и не одушевлялось бы какою-нибудь нравственною
Силою. В различных христианских общинах были люди, ко-
Торые проповедывали, поучали и нравственно управляли об-
Щиною; но не было ни определенных должностных лиц, об-
Щепризнанного порядка управления: простой союз общих
Верований и чувств — вот первоначальное состояние хри-
Стианского общества. По мере того как оно развивалось, —
А развивалось оно быстро, потому что следы его видны уже
В самых первых памятниках, — само учение стало кодифици-
Роваться, постепенно установились правила дисциплины,
Появилась иерархия должностных лиц, из которых одни на-
Зывались пресвитерами, старейшинами, которые впослед-
Ствии стали священниками; другие — епископами, надсмотр-
Щиками, наблюдателями, впоследствии — епископы в смыс-
Ле высших сановников церкви; наконец, третьи — диаконами,
На которых возложено было попечение о бедных и о разда-
Че милостыни. Почти невозможно с точностью определить,
В чем состояли обязанности этих должностных лиц; опреде-
ленных границ между их функциями, вероятно, и не было;
|
|
Но начало иерархии и церковной организации было положе-
Но. Эта вторая эпоха отличается тем не менее еще следующим
Характерным признаком: власть, преобладание в обществе
Принадлежит всей общине верующих. Они имеют перевес
Как при избрании должностных лиц, так и при установлении
Нового порядка управления и даже новых догматов. Между