56
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Что материальная сила не имеет ни права, ни влияния на умы,
Убеждения, истину. Оно прямо вытекает из различия, устано-
Вившегося между миром мысли и миром действия, миром внут-
Ренних и миром внешних фактов. Таким образом принцип сво-
Боды совести, за который Европа так долго боролась, столько
Страдала, который так поздно восторжествовал, часто вопреки
Воле духовенства, — этот принцип под именем отделения свет-
Ской власти от духовной существовал в самой колыбели евро-
Пейской цивилизации; он был введен в нее и поддерживался
Христианскою церковью, вынужденною к тому своим тогдаш-
Ним положением, необходимостью защищаться против варвар-
Ства. Установление нравственного влияния, поддержание бо-
Жественного закона и отделение светской власти от духовной —
Вот три великих благодеяния, которые христианская церковь
Оказала в v веке европейскому миру.
Но и тогда уже не все стороны влияния церкви были одина-
|
|
Ково благотворны для общества. Уже и в v веке проявляются
В церкви некоторые дурные начала, игравшие большую роль
В развитии нашей цивилизации. Так, в недрах ее уже в то вре-
Мя начинало преобладать отделение правителей от управляе-
Мых, стремление сделать первых независимыми от послед-
Них, предписывать управляемым законы, овладеть их умами
И жизнью, игнорируя требования свободного разума и свобод-
Ной воли. Кроме того, церковь старалась утвердить во всем
Обществе теократическое начало, присвоить себе светскую
Власть, исключительное господство. Не достигая в этом успе-
Ха, она соединилась со светскими властителями и поддержи-
Вала, в ущерб свободе подданных, абсолютную власть для того,
Чтобы получить участие в ней.
Таковы главные элементы цивилизации, доставшиеся Евро-
Пе в начале v столетия как от церкви, так и от империи. В та-
Ком положении нашли варвары римский мир, когда они завла-
Дели им. Следовательно, для ближайшего знакомства со всеми
Элементами, соединившимися и смешавшимися в колыбели на-
57
UKMzOS {TILYS
Шей цивилизации, нам остается только изучить самих варва-
Ров. Конечно, нам нет никакой надобности излагать здесь ис-
Торию варваров. Мы знаем, что в ту эпоху завоеватели империи
Происходили почти все из одного и того же племени — герман-
Ского, за исключением нескольких славянских народов. Кро-
Ме того, мы знаем, что все они стояли почти на одной и той же
|
|
Степени цивилизации. Между ними могло быть некоторое раз-
Личие, смотря по тому, часто ли они находились в соприкос-
Новении с римским миром. Так, например, нет сомнения, что
Племя готов было более развито, отличалось более мягкими
Нравами, чем племя франков. Но различия эти, рассматривае-
Мые с общей точки зрения, не имеют никакого значения.
Нам важно знать в общих чертах состояние обществен-
Ного быта у варваров, но в настоящее время весьма трудно
Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
Маем римскую муниципальную систему и христианскую цер-
Ковь; их влияние сохранилось и доныне; мы находим следы
Его во множестве современных учреждений и явлений, в на-
Ших руках тысяча средств распознать и объяснить их. Нра-
Вы же и общественный быт варваров почти совершенно ис-
Чезли, мы принуждены угадывать их по древнейшим истори-
Ческим памятникам или же усилиями нашего воображения.
Чтобы составить себе истинное представление о варваре,
Необходимо прежде всего вполне уразуметь следующие фак-
Ты: наслаждение личною независимостью, удовольствие са-
Мовластно распоряжаться своею свободою, своими силами,
Среди всех превратностей мира и жизни; прелесть деятель-
Ной жизни без труда, стремление к жизни, исполненной при-
Ключений, неожиданностей, перемен, опасностей, — таково
Чувство, преобладающее в варварах, такова нравственная по-
Требность, приводившая в движение эти массы людей. В на-
Стоящее время замкнутому среди нашего благоустроенного об-
Щества человеку трудно представить себе ту мощь, с какою это
Чувство действовало на варваров iv и v веков. В одном толь-
58
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ко сочинении можно найти правильную оценку его со всеми
проистекающими от него результатами, это — в ≪Истории за-
воевания Англии норманнами ≫ Тьерри — единственная книга,
В которой побуждения, склонности, стремления, действую-
Щие в людях, общественный быт которых близок к варварству,
Прочувствованы и воспроизведены с истинно гомерическою
Верностью. Нигде вы не увидите с такою ясностью, что такое
Варвар и что такое жизнь варваров. Нечто подобное можно
Найти и в романах Купера, заимствованных из быта амери-
Канских дикарей, хотя, по моему мнению, они в этом отноше-
Нии гораздо ниже сочинения Тьерри, — в них меньше просто-
Ты и истины. В жизни американских дикарей, в их взаимных
Сношениях, в чувствах, владеющих ими, есть что-то напоми-
Нающее в известной степени нравы древних германцев. Без
Сомнения, картины в указанных мною сочинениях несколько
Идеализированы, несколько поэтичны, дурная сторона жизни
Варваров и их нравов изображена недостаточно резко. Я го-
Ворю не только о зле, которое причиняют эти нравы в об-
Щественном быте, но и о внутреннем, личном состоянии са-
Мого варвара. Труд Тьерри не может дать полного понятия
О всей грубости, материальности, заключавшейся в страстном
Стремлении варвара к личной независимости, о зверских ин-
Стинктах его, о его апатии, о его безудержности. Однако, вду-
Мываясь в самую сущность дела, мы убеждаемся, что страсть
К личной независимости, несмотря на всю примесь грубости,
Материализма, необузданного эгоизма, есть само по себе бла-
Городное чувство, почерпающее свою силу из нравственной
Природы человека: это — удовольствие сознавать себя чело-
Веком, это — чувство личности, самостоятельности человече-
|
|
Ской в свободном ее развитии.
Вот это именно чувство и было внесено варварами в ев-
Ропейскую цивилизацию; оно не было известно ни римско-
Му миру, ни христианской церкви, ни большей части древних
Цивилизаций. Если вы и находите в древних цивилизациях
59
UKMzOS {TILYS