Ном смысле слова. Разделение властей основано на той идее

56

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Что материальная сила не имеет ни права, ни влияния на умы,

Убеждения, истину. Оно прямо вытекает из различия, устано-

Вившегося между миром мысли и миром действия, миром внут-

Ренних и миром внешних фактов. Таким образом принцип сво-

Боды совести, за который Европа так долго боролась, столько

Страдала, который так поздно восторжествовал, часто вопреки

Воле духовенства, — этот принцип под именем отделения свет-

Ской власти от духовной существовал в самой колыбели евро-

Пейской цивилизации; он был введен в нее и поддерживался

Христианскою церковью, вынужденною к тому своим тогдаш-

Ним положением, необходимостью защищаться против варвар-

Ства. Установление нравственного влияния, поддержание бо-

Жественного закона и отделение светской власти от духовной —

Вот три великих благодеяния, которые христианская церковь

Оказала в v веке европейскому миру.

Но и тогда уже не все стороны влияния церкви были одина-

Ково благотворны для общества. Уже и в v веке проявляются

В церкви некоторые дурные начала, игравшие большую роль

В развитии нашей цивилизации. Так, в недрах ее уже в то вре-

Мя начинало преобладать отделение правителей от управляе-

Мых, стремление сделать первых независимыми от послед-

Них, предписывать управляемым законы, овладеть их умами

И жизнью, игнорируя требования свободного разума и свобод-

Ной воли. Кроме того, церковь старалась утвердить во всем

Обществе теократическое начало, присвоить себе светскую

Власть, исключительное господство. Не достигая в этом успе-

Ха, она соединилась со светскими властителями и поддержи-

Вала, в ущерб свободе подданных, абсолютную власть для того,

Чтобы получить участие в ней.

Таковы главные элементы цивилизации, доставшиеся Евро-

Пе в начале v столетия как от церкви, так и от империи. В та-

Ком положении нашли варвары римский мир, когда они завла-

Дели им. Следовательно, для ближайшего знакомства со всеми

Элементами, соединившимися и смешавшимися в колыбели на-

57

UKMzOS {TILYS

Шей цивилизации, нам остается только изучить самих варва-

Ров. Конечно, нам нет никакой надобности излагать здесь ис-

Торию варваров. Мы знаем, что в ту эпоху завоеватели империи

Происходили почти все из одного и того же племени — герман-

Ского, за исключением нескольких славянских народов. Кро-

Ме того, мы знаем, что все они стояли почти на одной и той же

Степени цивилизации. Между ними могло быть некоторое раз-

Личие, смотря по тому, часто ли они находились в соприкос-

Новении с римским миром. Так, например, нет сомнения, что

Племя готов было более развито, отличалось более мягкими

Нравами, чем племя франков. Но различия эти, рассматривае-

Мые с общей точки зрения, не имеют никакого значения.

Нам важно знать в общих чертах состояние обществен-

Ного быта у варваров, но в настоящее время весьма трудно

Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-

Маем римскую муниципальную систему и христианскую цер-

Ковь; их влияние сохранилось и доныне; мы находим следы

Его во множестве современных учреждений и явлений, в на-

Ших руках тысяча средств распознать и объяснить их. Нра-

Вы же и общественный быт варваров почти совершенно ис-

Чезли, мы принуждены угадывать их по древнейшим истори-

Ческим памятникам или же усилиями нашего воображения.

Чтобы составить себе истинное представление о варваре,

Необходимо прежде всего вполне уразуметь следующие фак-

Ты: наслаждение личною независимостью, удовольствие са-

Мовластно распоряжаться своею свободою, своими силами,

Среди всех превратностей мира и жизни; прелесть деятель-

Ной жизни без труда, стремление к жизни, исполненной при-

Ключений, неожиданностей, перемен, опасностей, — таково

Чувство, преобладающее в варварах, такова нравственная по-

Требность, приводившая в движение эти массы людей. В на-

Стоящее время замкнутому среди нашего благоустроенного об-

Щества человеку трудно представить себе ту мощь, с какою это

Чувство действовало на варваров iv и v веков. В одном толь-

58

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ко сочинении можно найти правильную оценку его со всеми

проистекающими от него результатами, это — в ≪Истории за-

воевания Англии норманнами ≫ Тьерри — единственная книга,

В которой побуждения, склонности, стремления, действую-

Щие в людях, общественный быт которых близок к варварству,

Прочувствованы и воспроизведены с истинно гомерическою

Верностью. Нигде вы не увидите с такою ясностью, что такое

Варвар и что такое жизнь варваров. Нечто подобное можно

Найти и в романах Купера, заимствованных из быта амери-

Канских дикарей, хотя, по моему мнению, они в этом отноше-

Нии гораздо ниже сочинения Тьерри, — в них меньше просто-

Ты и истины. В жизни американских дикарей, в их взаимных

Сношениях, в чувствах, владеющих ими, есть что-то напоми-

Нающее в известной степени нравы древних германцев. Без

Сомнения, картины в указанных мною сочинениях несколько

Идеализированы, несколько поэтичны, дурная сторона жизни

Варваров и их нравов изображена недостаточно резко. Я го-

Ворю не только о зле, которое причиняют эти нравы в об-

Щественном быте, но и о внутреннем, личном состоянии са-

Мого варвара. Труд Тьерри не может дать полного понятия

О всей грубости, материальности, заключавшейся в страстном

Стремлении варвара к личной независимости, о зверских ин-

Стинктах его, о его апатии, о его безудержности. Однако, вду-

Мываясь в самую сущность дела, мы убеждаемся, что страсть

К личной независимости, несмотря на всю примесь грубости,

Материализма, необузданного эгоизма, есть само по себе бла-

Городное чувство, почерпающее свою силу из нравственной

Природы человека: это — удовольствие сознавать себя чело-

Веком, это — чувство личности, самостоятельности человече-

Ской в свободном ее развитии.

Вот это именно чувство и было внесено варварами в ев-

Ропейскую цивилизацию; оно не было известно ни римско-

Му миру, ни христианской церкви, ни большей части древних

Цивилизаций. Если вы и находите в древних цивилизациях

59

UKMzOS {TILYS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: