Духовною властью и народом в христианском обществе еще

Нет разделения; они не существуют еще отдельно, независи-

53

UKMzOS {TILYS

Мо друг от друга, и преобладающее влияние в обществе при-

Надлежит еще всему христианскому населению.

Третья эпоха представляет уже нечто совершенно иное. Яв-

Ляется духовенство, отделенное от народа, сословие священ-

Нослужителей, у которого свои средства, свой устав, своя осо-

Бенная организация, одним словом, настоящее правительст-

Во, составляющее само по себе целое общество, снабженное

Всеми средствами к независимому существованию, независи-

Мому от того общества, на которое оно действует и на которое

Распространяет свое влияние. Такова третья эпоха в истории

Христианской церкви, таково состояние, в котором она явля-

Ется в начале v века. Церковное правительство еще не вполне

Отделено от народа, — подобное полное отделение и невозмож-

Но, в особенности в религиозном обществе, — но во взаимных

Отношениях духовенства и верующих духовенство господству-

Ет и господствует почти безотчетно.

Сверх того, христианское духовенство обладало еще совер-

Шенно другим средством влияния. Епископы и вообще духов-

Ные лица сделались главными муниципальными сановниками.

Мы видели, что, собственно говоря, от Римской империи оста-

Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-

Ствие притеснений деспотизма и упадка городов, куриалы или

Члены муниципальных организаций впали в уныние и апатию,

А епископы и все вообще христианские священнослужители,

Исполненные жизни и рвения, сами собою вызвались наблю-

Дать за всем, руководить всем. Несправедливо было бы упрекать

Их за это, обвинять в узурпации власти: таков был естественный

Ход событий. Одно только духовенство было исполнено нравст-

Венной силы и жизни, — оно всюду сделалось всемогущим.

Этот переворот отразился на всем законодательстве импе-

Раторов того времени. Раскрыв кодексы Феодосия или Юсти-

Ниана, вы найдете множество распоряжений, которыми муни-

Ципальные дела передаются в заведывание духовенства и епи-

скопов. Вот некоторые из них:

54

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Код. Юст. i, 1, tt. iv, De episcopali audientia, 26. ≪Что касается до текущих

Дел городов (будет ли то касаться обыкновенных городских доходов

Или городских капиталов, подаренных или завещанных частными лица-

Ми, или образовавшихся из какого-либо другого источника, — будут ли

Рассматриваться вопросы об общественных работах, провиантских

Магазинах, водопроводах, о содержании бань, пристаней, о построй-

Ке стен, башен, о возобновлении мостов и дорог, о тяжбах, с которы-

Ми могут быть связаны общественные или частные интересы города,

То мы повелеваем следующее: благочестивейший епископ и три чело-

Века с добрым именем, из первых людей города, соединятся и будут

Ежегодно осматривать произведенные работы; они будут заботиться,

Чтобы лица, которые руководят или руководили работами, измеря-

Ли бы их со всею точностью, отдавали бы в них отчет и доказывали бы,

Что они удовлетворительно исполнили свои обязательства в отноше-

Нии к администрации как по предмету общественных сооружений, так

И сумм, назначенных на припасы и бани, или расходов на содержание

дорог, водопроводов и проч.≫.

Там же. 30. ≪В отношении попечительства над молодыми людьми пер-

Вого или второго возраста и над всеми теми, кому закон дает попечи-

Телей, если их состояние не превышает 500 золотых (auri), мы пове-

Леваем, чтобы не было ожидаемо разрешения президента провинции,

Потому что это повело бы к значительным издержкам, особенно когда

Президент не живет в том городе, где должно быть учреждено попе-

Чительство. В этих случаях определение попечителей или опекунов

должно зависеть от правителя города… по соглашению с благочести-

Вейшим епископом и другими лицами, облеченными общественными

должностями, если в городе их несколько≫.

Там же, i, 1, tt. v, De defensoribus, 8. ≪Мы желаем, чтобы защитники

Городов, хорошо знакомые с святыми тайнами православной веры,

Избирались и утверждались почтенными епископами, священнослу-

Жителями, знатнейшими лицами, собственниками и куриалами. Что

Касается до введения их в должность, то для этого должно обращаться

55

UKMzOS {TILYS

К славному могуществу префекта претории, дабы власть их почерпала

в его санкции более твердости и силы≫.

Я мог бы указать много других подобных этим законов; вы вез-

Де увидели бы тот факт, что между муниципальным устрой-

Ством Древнего Рима и Средних веков лежит церковное му-

Ниципальное устройство. Преобладание духовенства в город-

Ских делах заменило влияние древних муниципальных властей

И предшествовало организации новейших общин.

Понятно, до какой степени увеличение власти христиан-

Ской церкви содействовало, с одной стороны, самое внут-

Реннее устройство ее, влияние ее на христианское народона-

Селение, а с другой стороны, участие ее в гражданских делах.

Вследствие этого она с тех пор и влияла так сильно на характер

И развитие современной цивилизации. Попытаемся сделать

Обзор тем элементам, которые она внесла в эту цивилизацию.

Прежде всего нельзя не признать огромным преимущест-

Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,

Основанной единственно на убеждениях, верованьях и чувст-

Вах, среди преобладания грубой силы, тяготевшего в то время

Над обществом. Не будь христианской церкви, весь мир под-

Пал бы чисто материальной силе. Одна церковь обладала си-

Лою нравственною. Она поддерживала идею нравственного

режима, закона, стоящего выше всех человеческих законов;

Она проповедывала то необходимое для блага человечества ве-

Рование, что над всеми человеческими законами стоит закон,

Который, смотря по времени и нравам, называется то разу-

Мом, то божественным правом, но который везде и всегда под

Разными именами остается одним и тем же законом.

Наконец, церковь положила начало великому делу разделе-

Ния властей духовной и светской. Это разделение есть источ-

Ник свободы совести; оно исходит из того же начала, которое

Служит основанием свободы совести в самом строгом и обшир-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: