Высшим лицом в обществе. Он был, сверх того, духовным са-
Новником, первосвященником для своего семейства. Но зна-
Чение священнослужителя давалось ему извне, исходило свы-
Ше и не было личным, индивидуальным его свойством; он был
Избранником божества, истолкователем относящихся к это-
Му божеству религиозных верований. Далее, римский патри-
Ций был членом государственной корпорации, членом сената.
И это значение, доставшееся ему извне, от корпорации, значе-
Ние заимствованное, полученное из постороннего источника.
Величие древних аристократов, тесно связанное с их религи-
Озною и политическою деятельностью, принадлежало более
93
UKMzOS JKT{KLTYS
Общественному положению самой корпорации, нежели каж-
Дому отдельному лицу. Напротив того, значение феодального
владельца было чисто личное, ни от кого не заимствованное;
Всеми правами, всею властью он был обязан исключительно
Самому себе. Он не был ни духовным сановником, ни членом
|
|
Сената; все его значение заключалось в собственной его лич-
Ности. Везде и всегда он действовал от своего лица, от сво-
Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
ние подобного положения на того, кто занимал его! Какая
Гордость, какая страшная надменность — короче, какая дерз-
кая самоуверенность должна была зародиться в его душе! Над
Ним нет высшего лица, которого бы он был представителем
И органом; рядом с ним — нет равных; не существует сильно-
Го, общего для всех закона, который бы тяготел над ним, нет
внешней власти, которая бы могла действовать на его волю:
Только пределы собственной его силы и близость опасности
Могут обуздать его. Таков нравственный результат описанно-
Го нами положения в отношении к характеру человека, к раз-
Витию человеческой личности.
Перехожу к другому последствию, столь же важному, но
До сих пор еще слишком мало замеченному, — к особому скла-
Ду феодальной семьи.
Посмотрим на различные системы семейного устройства,
Прежде всего, на патриархальную семью, образцы которой
Представляют Библия и восточные памятники. Она весьма
Многочисленна и образует племя. Глава ее, патриарх, живет
Вместе со своими детьми, внуками, правнуками, родствен-
Никами и свойственниками, соединившимися вокруг него
Со всею своею роднею и слугами; и не только он живет вме-
Сте с ними, но у него общие с ними интересы, занятия, образ
Жизни. Не таково ли именно положение Авраама, патриархов
|
|
И даже современных арабских родоначальников?
Другая система семейного устройства — клан, т. е. небольшое
Общество, образец которого можно найти в Шотландии и Ир-
94
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ландии, и через которое, вероятно, прошла большая часть ев-
Ропейского мира. Это уже не патриархальная семья. В поло-
Жении главы ее и остальных членов заметно большое разли-
Чие. Образ жизни их не один и тот же; большинство членов
Обрабатывают землю и несут различные повинности, а глава
Проводит время в праздности и военных занятиях. Но у них
Общее происхождение; все они носят одно и то же имя; родст-
Венные отношения, старинные предания, общие воспомина-
Ния, привязанности — все это утверждает между членами кла-
На нравственную связь, некоторый род равенства.
Вот два главных типа семьи, представляемые историею.
Такова ли, спрашивается, феодальная семья? Очевидно, нет.
С первого взгляда мы находим в ней как бы некоторое сходст-
Во с кланом, но различие их на самом деле очень велико. На-
Селение, окружающее феодального владельца, совершенно чу-
Ждо ему; оно не носит его имени, между ними нет ни родст-
Ва, ни исторической, ни нравственной связи. Это, с другой
Стороны, и не патриархальная семья. Образ жизни и занятия
Владельца отличаются от занятий и образа жизни лиц, окру-
Жающих его. Он — праздный воин, они — земледельцы. Фео-
Дальная семья не многочисленна; это не племя, а семья в тес-
Ном смысле слова, т. е. жена и дети; эта семья живет в замке,
Отдельно от остального населения. Поселенцы и рабы не вхо-
Дят в ее состав; происхождение их различно, неравенство по-
Ложений неизмеримо. Пять или шесть лиц, находящихся в ис-
Ключительном положении господ, вот состав феодальной се-
Мьи. Очевидно, что и характер ее должен быть совершенно
Особый. Она узка, сосредоточена в самой себе, беспрерывно
Вынуждена защищаться, подозревать, или по крайней мере от-
Даляться, даже от своих слуг. Не трудно предвидеть, что внут-
Ренняя жизнь, домовитость получит в ней большое развитие.
Конечно, необузданность страстей, привычка главы семейст-
Ва к войне и охоте довольно сильно будут препятствовать раз-
витию подобной жизни. Но это препятствие будет побеждено:
95
UKMzOS JKT{KLTYS
Глава семьи по необходимости будет возвращаться в свой дом,
А возвращаясь, находить там жену и детей; они одни будут его
Постоянным обществом, одни будут разделять и его интересы,
И его участь. При такой обстановке, домашняя жизнь естест-
Венно приобретет огромное значение. Доказательств тому не-
Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
Женщина? Во всех древних обществах — я говорю не только
О тех, где были слабо развиты семейные начала, но и о тех, где
Они процветали, как, например, в патриархальном быте всех
Древних обществ — женщины занимали далеко не такое место,
Какое они приобрели в Европе в эпоху феодализма. Этим из-
Менением, успехом в своем положении они особенно обяза-
Ны развитию, естественному преобладанию домашней жизни
В феодальную эпоху. Были попытки приписать эту перемену
Особенностям нравов древних германцев, тому национально-
Му уважению, которое они будто бы еще среди лесов питали
К женщине. На основании одной лишь фразы Тацита, герман-
Ский патриотизм выдумал какое-то необыкновенное превос-
Ходство, какую-то первобытную и неизгладимую чистоту гер-
|
|
Манских нравов в отношениях одного пола к другому. Это про-
сто химера! Чувства и обычаи, сходные с древнегерманскими,
По описанию Тацита, встречаются в рассказах многих наблю-
Дателей диких и варварских народов. Здесь нет ничего вро-
Жденного, ничего исключительно свойственного известно-