Владелец, римский патриций был главою семьи, господином

Высшим лицом в обществе. Он был, сверх того, духовным са-

Новником, первосвященником для своего семейства. Но зна-

Чение священнослужителя давалось ему извне, исходило свы-

Ше и не было личным, индивидуальным его свойством; он был

Избранником божества, истолкователем относящихся к это-

Му божеству религиозных верований. Далее, римский патри-

Ций был членом государственной корпорации, членом сената.

И это значение, доставшееся ему извне, от корпорации, значе-

Ние заимствованное, полученное из постороннего источника.

Величие древних аристократов, тесно связанное с их религи-

Озною и политическою деятельностью, принадлежало более

93

UKMzOS JKT{KLTYS

Общественному положению самой корпорации, нежели каж-

Дому отдельному лицу. Напротив того, значение феодального

владельца было чисто личное, ни от кого не заимствованное;

Всеми правами, всею властью он был обязан исключительно

Самому себе. Он не был ни духовным сановником, ни членом

Сената; все его значение заключалось в собственной его лич-

Ности. Везде и всегда он действовал от своего лица, от сво-

Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-

ние подобного положения на того, кто занимал его! Какая

Гордость, какая страшная надменность — короче, какая дерз-

кая самоуверенность должна была зародиться в его душе! Над

Ним нет высшего лица, которого бы он был представителем

И органом; рядом с ним — нет равных; не существует сильно-

Го, общего для всех закона, который бы тяготел над ним, нет

внешней власти, которая бы могла действовать на его волю:

Только пределы собственной его силы и близость опасности

Могут обуздать его. Таков нравственный результат описанно-

Го нами положения в отношении к характеру человека, к раз-

Витию человеческой личности.

Перехожу к другому последствию, столь же важному, но

До сих пор еще слишком мало замеченному, — к особому скла-

Ду феодальной семьи.

Посмотрим на различные системы семейного устройства,

Прежде всего, на патриархальную семью, образцы которой

Представляют Библия и восточные памятники. Она весьма

Многочисленна и образует племя. Глава ее, патриарх, живет

Вместе со своими детьми, внуками, правнуками, родствен-

Никами и свойственниками, соединившимися вокруг него

Со всею своею роднею и слугами; и не только он живет вме-

Сте с ними, но у него общие с ними интересы, занятия, образ

Жизни. Не таково ли именно положение Авраама, патриархов

И даже современных арабских родоначальников?

Другая система семейного устройства — клан, т. е. небольшое

Общество, образец которого можно найти в Шотландии и Ир-

94

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ландии, и через которое, вероятно, прошла большая часть ев-

Ропейского мира. Это уже не патриархальная семья. В поло-

Жении главы ее и остальных членов заметно большое разли-

Чие. Образ жизни их не один и тот же; большинство членов

Обрабатывают землю и несут различные повинности, а глава

Проводит время в праздности и военных занятиях. Но у них

Общее происхождение; все они носят одно и то же имя; родст-

Венные отношения, старинные предания, общие воспомина-

Ния, привязанности — все это утверждает между членами кла-

На нравственную связь, некоторый род равенства.

Вот два главных типа семьи, представляемые историею.

Такова ли, спрашивается, феодальная семья? Очевидно, нет.

С первого взгляда мы находим в ней как бы некоторое сходст-

Во с кланом, но различие их на самом деле очень велико. На-

Селение, окружающее феодального владельца, совершенно чу-

Ждо ему; оно не носит его имени, между ними нет ни родст-

Ва, ни исторической, ни нравственной связи. Это, с другой

Стороны, и не патриархальная семья. Образ жизни и занятия

Владельца отличаются от занятий и образа жизни лиц, окру-

Жающих его. Он — праздный воин, они — земледельцы. Фео-

Дальная семья не многочисленна; это не племя, а семья в тес-

Ном смысле слова, т. е. жена и дети; эта семья живет в замке,

Отдельно от остального населения. Поселенцы и рабы не вхо-

Дят в ее состав; происхождение их различно, неравенство по-

Ложений неизмеримо. Пять или шесть лиц, находящихся в ис-

Ключительном положении господ, вот состав феодальной се-

Мьи. Очевидно, что и характер ее должен быть совершенно

Особый. Она узка, сосредоточена в самой себе, беспрерывно

Вынуждена защищаться, подозревать, или по крайней мере от-

Даляться, даже от своих слуг. Не трудно предвидеть, что внут-

Ренняя жизнь, домовитость получит в ней большое развитие.

Конечно, необузданность страстей, привычка главы семейст-

Ва к войне и охоте довольно сильно будут препятствовать раз-

витию подобной жизни. Но это препятствие будет побеждено:

95

UKMzOS JKT{KLTYS

Глава семьи по необходимости будет возвращаться в свой дом,

А возвращаясь, находить там жену и детей; они одни будут его

Постоянным обществом, одни будут разделять и его интересы,

И его участь. При такой обстановке, домашняя жизнь естест-

Венно приобретет огромное значение. Доказательств тому не-

Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,

Женщина? Во всех древних обществах — я говорю не только

О тех, где были слабо развиты семейные начала, но и о тех, где

Они процветали, как, например, в патриархальном быте всех

Древних обществ — женщины занимали далеко не такое место,

Какое они приобрели в Европе в эпоху феодализма. Этим из-

Менением, успехом в своем положении они особенно обяза-

Ны развитию, естественному преобладанию домашней жизни

В феодальную эпоху. Были попытки приписать эту перемену

Особенностям нравов древних германцев, тому национально-

Му уважению, которое они будто бы еще среди лесов питали

К женщине. На основании одной лишь фразы Тацита, герман-

Ский патриотизм выдумал какое-то необыкновенное превос-

Ходство, какую-то первобытную и неизгладимую чистоту гер-

Манских нравов в отношениях одного пола к другому. Это про-

сто химера! Чувства и обычаи, сходные с древнегерманскими,

По описанию Тацита, встречаются в рассказах многих наблю-

Дателей диких и варварских народов. Здесь нет ничего вро-

Жденного, ничего исключительно свойственного известно-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: