Жать факты; кроме того, само настроение умов, господствую-

Щее в настоящее время, заставляет нас добровольно принять

Это неизбежное соединение философии с историею. Это один

Из отличительных признаков и, быть может, самая характер-

Ная черта нашей эпохи. Мы призваны изучать и двигать впе-

Ред науку и действительность, теорию и практику — нераздель-

Но. До нашего времени эти две силы жили отдельною жиз-

Нью. Общество привыкло видеть науку и практику идущими

По различным путям, не знающими друг друга или, по крайней

Мере, не встречающимися между собою. Когда отвлеченные

Учения, общие идеи хотели воплотиться в событиях, дейст-

Вовать на мир, им удавалось достигнуть этого только в форме

Фанатизма и с его помощью. Обладание обществами, руково-

Дительство их делами до сих пор было разделено между двумя

Влияниями: с одной стороны — людей верующих, фанатиков,

Приверженцев общих идей и принципов; с другой стороны —

87

UKMzOS JKT{KLTYS

Людей чуждых всякому рациональному началу, управляемых

Единственно силою обстоятельств, людей практических, лю-

Дей минуты (libertins, как называли их в xviii веке). Теперь

Это двойственное состояние уже прекращается; преоблада-

Ние не может более принадлежать ни фанатикам, ни прак-

Тикам. Теперь, чтобы управлять людьми, чтобы руководить

Ими, необходимо знать и понимать как общие идеи, так и те-

Кущие события; необходимо обращать внимание и на прин-

Ципы, и на факты; уважать истину и действительность; избе-

Гать ослеплений фанатиков и ослепления практиков. Таков

Результат развития человеческого разума и общественного

Быта: с одной стороны, человеческий разум, возвышенный

И свободный, лучше понимает совокупность явлений, научил-

Ся обнимать одним взглядом и вводить в свои соображения

Все существующее; с другой стороны, общество усовершенст-

Вовалось до такой степени, что может быть поставлено лицом

К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-

Ны с принципами и, несмотря на всю недостаточность пер-

Вых, такое сопоставление может быть сделано, не вызывая

Ни в ком ни ужаса, ни отчаянья. Будем повиноваться естествен-

Ным стремлениям, условиям, требованиям нашей эпохи и по-

Тому будем переходить от событий к идеям, от изложения фак-

Тов к вопросам теоретическим. В современном расположении

Умов заключается, быть может, еще одно обстоятельство, го-

Ворящее в пользу такого метода. С некоторых пор господству-

Ет у нас решительная склонность, даже пристрастие к фактам,

К практической точке зрения, к положительной стороне чело-

Веческой деятельности. Мы до такой степени были порабоще-

Ны деспотизмом общих идей, теорий, и они в иных отношени-

Ях так дорого обошлись нам, что стали для нас предметом не-

Которого недоверия. Мы предпочитаем обращаться к фактам,

К частностям, к приложениям общих начал к жизни. Не будем

Жаловаться на это — это новый успех в наших познаниях и ве-

Ликий шаг к открытию истины, если только мы не безуслов-

88

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Но подчинимся этой наклонности и не позволим себе слиш-

Ком увлекаться ею, если мы не забудем, что лишь истина име-

Ет право царствовать над миром, что значение фактов зависит

Лишь от того, насколько они выражают ее и стремятся все бо-

Лее и более приблизиться к ней, что истинное величие собы-

Тий проистекает от величия идей, лежащего в их основе. Ци-

Вилизация нашего отечества имеет тот отличительный ха-

Рактер, что она никогда не терпела недостатка в умственном

Величии; она всегда была богата идеями; сила человеческого

Разума во французском обществе всегда была велика, больше,

Может быть, чем где бы то ни было. Мы не должны лишиться

Этого прекрасного преимущества; мы должны предохранить

Себя от того узкого, материального состояния, в которое впа-

Ли иные общества. Разум, идеи и в настоящее время не долж-

Ны лишиться того высокого места, которое они всегда занима-

Ли во Франции. Таким образом мы отнюдь не будем избегать

Общих, философских вопросов, мы не будем искать их, но ко-

Гда нас натолкнут на них факты, то мы приступим к разреше-

Нию их без смущения, без колебания. Мы не раз будем иметь

К тому случай при рассмотрении феодального устройства в от-

Ношениях его к истории европейской цивилизации.

Самым лучшим доказательством тому, что в x веке феодаль-

Ное устройство было необходимою и единственно возможною

Формою общественного быта, служит повсеместность его. Где

Только ни прекращалось варварство, там все принимало фео-

Дальную форму. Сначала в ней видели не что иное, как торже-

Ство хаоса. Всякое единство, всякая цивилизация исчезала; об-

Щество повсюду распадалось; возникло множество небольших

Обществ, анархических, разъединенных, неустроенных. В гла-

Зах современников это казалось всеобщим разрушением, все-

Мирною анархиею. Послушайте поэтов или летописцев того

Времени: они все убеждены, что наступает конец мира. Ме-

Жду тем это было началом нового, настоящего общественно-

Го строя — строя феодального, до такой степени необходимо-

89

UKMzOS JKT{KLTYS

Го, неизбежного, тесно связанного с предшествовавшим со-

Стоянием, что он все поглотил собою, всему сообщил свою

Окраску. Даже наиболее чуждые этой системы элементы: цер-

Ковь, городские общины, королевская власть — все по необхо-

Димости сообразовалось с нею — церкви сделались сюзерена-

Ми и вассалами, города вошли в состав феодальной иерархии,

Королевская власть скрылась за властью сюзерена. Все посту-

Пило в ленную зависимость, не только земли, но и права: пра-

Во рубки леса, право рыбной ловли; церкви отдавали в содер-

Жание свои случайные доходы: плату за крещение, за введе-

Ние в церковь родильниц. Вода, деньги — все стало предметом

Ленного владения. Подобно тому как все элементы общества

Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-

Ной жизни подчинились действию феодализма.

При виде повсеместного распространения феодальной сис-

Темы, можно предположить, что вместе с нею утратили само-

Стоятельность и все остальные элементы общественной жиз-

Ни. Такое предположение было бы, однако, весьма ошибоч-

Но. Облекаясь в феодальную форму, разнородные элементы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: