Щее в настоящее время, заставляет нас добровольно принять
Это неизбежное соединение философии с историею. Это один
Из отличительных признаков и, быть может, самая характер-
Ная черта нашей эпохи. Мы призваны изучать и двигать впе-
Ред науку и действительность, теорию и практику — нераздель-
Но. До нашего времени эти две силы жили отдельною жиз-
Нью. Общество привыкло видеть науку и практику идущими
По различным путям, не знающими друг друга или, по крайней
Мере, не встречающимися между собою. Когда отвлеченные
Учения, общие идеи хотели воплотиться в событиях, дейст-
Вовать на мир, им удавалось достигнуть этого только в форме
Фанатизма и с его помощью. Обладание обществами, руково-
Дительство их делами до сих пор было разделено между двумя
Влияниями: с одной стороны — людей верующих, фанатиков,
Приверженцев общих идей и принципов; с другой стороны —
87
UKMzOS JKT{KLTYS
Людей чуждых всякому рациональному началу, управляемых
Единственно силою обстоятельств, людей практических, лю-
Дей минуты (libertins, как называли их в xviii веке). Теперь
Это двойственное состояние уже прекращается; преоблада-
Ние не может более принадлежать ни фанатикам, ни прак-
Тикам. Теперь, чтобы управлять людьми, чтобы руководить
Ими, необходимо знать и понимать как общие идеи, так и те-
Кущие события; необходимо обращать внимание и на прин-
Ципы, и на факты; уважать истину и действительность; избе-
Гать ослеплений фанатиков и ослепления практиков. Таков
Результат развития человеческого разума и общественного
Быта: с одной стороны, человеческий разум, возвышенный
И свободный, лучше понимает совокупность явлений, научил-
Ся обнимать одним взглядом и вводить в свои соображения
Все существующее; с другой стороны, общество усовершенст-
Вовалось до такой степени, что может быть поставлено лицом
К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
Ны с принципами и, несмотря на всю недостаточность пер-
Вых, такое сопоставление может быть сделано, не вызывая
Ни в ком ни ужаса, ни отчаянья. Будем повиноваться естествен-
Ным стремлениям, условиям, требованиям нашей эпохи и по-
Тому будем переходить от событий к идеям, от изложения фак-
Тов к вопросам теоретическим. В современном расположении
Умов заключается, быть может, еще одно обстоятельство, го-
Ворящее в пользу такого метода. С некоторых пор господству-
Ет у нас решительная склонность, даже пристрастие к фактам,
К практической точке зрения, к положительной стороне чело-
Веческой деятельности. Мы до такой степени были порабоще-
Ны деспотизмом общих идей, теорий, и они в иных отношени-
Ях так дорого обошлись нам, что стали для нас предметом не-
Которого недоверия. Мы предпочитаем обращаться к фактам,
К частностям, к приложениям общих начал к жизни. Не будем
Жаловаться на это — это новый успех в наших познаниях и ве-
Ликий шаг к открытию истины, если только мы не безуслов-
88
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Но подчинимся этой наклонности и не позволим себе слиш-
Ком увлекаться ею, если мы не забудем, что лишь истина име-
Ет право царствовать над миром, что значение фактов зависит
Лишь от того, насколько они выражают ее и стремятся все бо-
Лее и более приблизиться к ней, что истинное величие собы-
Тий проистекает от величия идей, лежащего в их основе. Ци-
Вилизация нашего отечества имеет тот отличительный ха-
Рактер, что она никогда не терпела недостатка в умственном
Величии; она всегда была богата идеями; сила человеческого
Разума во французском обществе всегда была велика, больше,
Может быть, чем где бы то ни было. Мы не должны лишиться
Этого прекрасного преимущества; мы должны предохранить
Себя от того узкого, материального состояния, в которое впа-
Ли иные общества. Разум, идеи и в настоящее время не долж-
Ны лишиться того высокого места, которое они всегда занима-
Ли во Франции. Таким образом мы отнюдь не будем избегать
Общих, философских вопросов, мы не будем искать их, но ко-
Гда нас натолкнут на них факты, то мы приступим к разреше-
Нию их без смущения, без колебания. Мы не раз будем иметь
К тому случай при рассмотрении феодального устройства в от-
Ношениях его к истории европейской цивилизации.
Самым лучшим доказательством тому, что в x веке феодаль-
Ное устройство было необходимою и единственно возможною
Формою общественного быта, служит повсеместность его. Где
Только ни прекращалось варварство, там все принимало фео-
Дальную форму. Сначала в ней видели не что иное, как торже-
Ство хаоса. Всякое единство, всякая цивилизация исчезала; об-
Щество повсюду распадалось; возникло множество небольших
Обществ, анархических, разъединенных, неустроенных. В гла-
Зах современников это казалось всеобщим разрушением, все-
Мирною анархиею. Послушайте поэтов или летописцев того
Времени: они все убеждены, что наступает конец мира. Ме-
Жду тем это было началом нового, настоящего общественно-
Го строя — строя феодального, до такой степени необходимо-
89
UKMzOS JKT{KLTYS
Го, неизбежного, тесно связанного с предшествовавшим со-
Стоянием, что он все поглотил собою, всему сообщил свою
Окраску. Даже наиболее чуждые этой системы элементы: цер-
Ковь, городские общины, королевская власть — все по необхо-
Димости сообразовалось с нею — церкви сделались сюзерена-
Ми и вассалами, города вошли в состав феодальной иерархии,
Королевская власть скрылась за властью сюзерена. Все посту-
Пило в ленную зависимость, не только земли, но и права: пра-
Во рубки леса, право рыбной ловли; церкви отдавали в содер-
Жание свои случайные доходы: плату за крещение, за введе-
Ние в церковь родильниц. Вода, деньги — все стало предметом
Ленного владения. Подобно тому как все элементы общества
Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
Ной жизни подчинились действию феодализма.
При виде повсеместного распространения феодальной сис-
Темы, можно предположить, что вместе с нею утратили само-
Стоятельность и все остальные элементы общественной жиз-
Ни. Такое предположение было бы, однако, весьма ошибоч-
Но. Облекаясь в феодальную форму, разнородные элементы