Тязаний. Феодальная церковь, в сущности, по-прежнему была
Одушевляема и управляема теократическим началом, и для
Возвышения его она беспрестанно старалась — с помощью ли
Королевской власти, папы или народа — уничтожить то са-
Мое устройство, которого ливрею, так сказать, она носила.
То же было с королевскою властью и с общинами: как и пре-
Жде, в первой преобладало монархическое, в последних — де-
Мократическое начало. Несмотря на свой феодальный облик,
Эти различные элементы европейского общества беспрерыв-
Но стремились освободиться от устройства, несогласного с ис-
Тинною их природою, и принять форму, соответствующую
Собственному, коренному их характеру.
Таким образом, из всеобщего распространения феодаль-
Ной формы не следует еще выводить заключение о всеобщ-
90
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ности феодального принципа и изучать феодализм всюду, где
Только он встречается. Для полного понимания феодальной
|
|
Системы, для разбора и оценки ее влияния на современную
Цивилизацию, надо искать его там, где господствует гармония
Между его основным принципом и формою, надо изучать его
В иерархии светских феодальных владык, завоевателей евро-
Пейской территории. Там настоящее местопребывание фео-
Дального общества. Туда мы теперь и обращаемся.
Я недавно говорил о важности нравственных вопросов
И о невозможности обойти их молчанием. Есть еще другой,
Совершенно иной ряд соображений, также по большей час-
Ти игнорируемый: я говорю о материальном быте общества,
О материальных изменениях, вводимых в жизнь и состояние
Людей новым строем или общественным переворотом. Это об-
Стоятельство не всегда обращало на себя достаточное внима-
Ние; исследователи слишком редко задавались вопросом, ка-
Кие видоизменения внесены великими кризисами мира в ма-
Териальное существование людей, в материальную сторону
Их взаимных отношений. А между тем подобные видоизме-
Нения производят на общества большое влияние, нежели им
Обыкновенно приписывают. Известно, какому глубокому изу-
Чению подвергался вопрос о влиянии климата, и какую важ-
Ность приписывал ему Монтескье. Непосредственное влия-
Ние климата на людей, может быть, не столь обширно, как
Полагают, по крайней мере, трудно определить его с точно-
Стью; но косвенное влияние климата, результаты, например,
Того обстоятельства, что в жарких странах люди живут на от-
|
|
Крытом воздухе, а в холодных — внутри жилищ, что здесь пища
Одна, а там — другая, — все это факты первостепенной важно-
Сти: изменяя одни только условия материальной жизни, они
Тем не менее могущественно действуют на цивилизацию. Вся-
Кий значительный переворот влечет за собою подобные из-
Менения общественного быта, которые не могут и не должны
Быть оставляемы без внимания.
91
UKMzOS JKT{KLTYS
Установление феодального устройства произвело одно
Из таких изменений, важность которого не подлежит ника-
Кому сомнению: оно изменило распределение народонаселе-
Ния на поверхности европейской территории. До того време-
Ни владельцы территории, господствующее население, жили
Более или менее многочисленными массами, оседлыми в го-
Родах или кочующими по всей стране. Под влиянием феода-
Лизма те же самые люди стали жить каждый отдельно, в своем
Жилище, на значительном друг от друга расстоянии. Нетрудно
Предвидеть, какие последствия должна была иметь такая пере-
Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
Дание над обществом, управление им внезапно перешло из го-
Родов в селения; частная собственность приобрела перевес
Над общественною, так же как и частная жизнь над общест-
Венною жизнью. Таково было первое, сначала чисто матери-
Альное, влияние торжества феодальной системы. Чем глубже
Мы будем проникать в нее, тем более будут развиваться перед
Нашими глазами последствия этого факта.
Рассмотрим феодальное общество в самом себе и исследу-
Ем, какую роль оно играло в истории цивилизации. Возьмем
Сначала феодальную систему в самой простой, первоначаль-
Ной, основной ее форме; познакомимся с бытом отдельного
Феодального владельца в его доменах; посмотрим, чем будет
Небольшое общество, образующееся вокруг него.
Феодальный владелец поселяется на уединенном, возвы-
Шенном месте, которое старается сделать безопасным, укре-
пленным, на котором он строит то, что называется ≪замком≫.
С кем же он поселяется там? С женою, с детьми, может быть,
С некоторыми свободными людьми, которые, не имея собст-
Венности, присоединились к нему и продолжают жить с ним,
На его иждивении. Таковы жители замка. Вокруг него, вни-
Зу, группируется небольшое население рабов, обрабатываю-
Щих поля владельца. Среди этого низшего населения религия
Воздвигает церковь, является священник. В первые времена
92
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Феодальной системы одно и то же духовное лицо было и ка-
Пелланом замка, и приходским священником; впоследствии
Эти должности отделяются друг от друга: деревня имеет своего
Особого священника, живущего при церкви. Вот первобытное
Феодальное общество, если можно так выразиться, феодаль-
Ная ячейка. Этот элемент мы рассмотрим раньше всех других
И предложим ему два вопроса, с которыми всегда следует об-
Ращаться к каждому историческому факту: во-первых, какое
Он имел влияние на развитие человека, и во-вторых, на раз-
Витие общества.
Первый факт, поражающий нас при изучении феодально-
Го общества, это необыкновенное значение, которое должен
Был приобрести владетель феода как в своих собственных гла-
Зах, так и в глазах всех, окружавших его. Господствующим чув-
Ством в варварской жизни было чувство личности, личной
Свободы. Здесь мы видим уже не только свободного человека,
Воина, но и собственника, главу семейства, господина. Такое
|
|
Положение служило источником неизмеримого превосходст-
Ва, превосходства совершенно своеобразного, беспримерно-
Го в древних цивилизациях. Действительно, возьмем какое-ни-
Будь высокое аристократическое положение в древнем мире,
Например, положение римского патриция. Как и феодальный