Такова была церковь, сама по себе, в своем внутреннем со-

Стоянии, по своей природе. Рассмотрим теперь ее отношения

К государям, к светским владыкам; это вторая точка зрения,

С которой мы должны изучить ее.

После падения империи, когда вместо древнего римско-

Го устройства, среди которого родилась и развилась церковь,

С которым она имела общие обычаи, старинные связи, она

Увидела себя лицом к лицу с варварскими королями, варвар-

Скими военачальниками, скитавшимися по всей территории

И поселившимися в замках, с людьми, у которых не было еще

Ничего общего с нею, ни преданий, ни верований, ни чувств,

Она почувствовала себя в большой опасности и невольно была

Объята ужасом.

Одна идея сделалась господствующею в церкви — овладеть

Этими новыми пришельцами, обратить их в христианскую

Веру. Сношения церкви с варварами сначала не имели почти

Никакой другой цели.

Чтобы действовать на варваров, нужно было преимущест-

Венно обращаться к их чувствам и воображению. Оттого-то

В то время и увеличивается число, великолепие, разнооб-

Разие религиозных церемоний. Летописи свидетельствуют

128

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

О том, что этим средством церковь всего удачнее действова-

Ла на варваров; она обращала их красотою представляемых

Ею зрелищ.

Когда варвары утвердились в завоеванных землях и при-

Няли крещение, когда между ними и церковью установилась

Некоторая связь, церковь тем не менее продолжала подвер-

Гаться с их стороны довольно большим опасностям. Грубость,

Запальчивость варваров были так велики, что новые верова-

Ния и чувства, внушенные им, имели над ними очень мало вла-

Сти. Насилие легко одерживало верх, и церковь, подобно ос-

Тальному обществу, делалась жертвою его. Для защиты своей,

Церковь провозгласила начало, выраженное, хотя и не столь

Определенно, еще во времена империи — начало отделения

Духовной власти от светской и их взаимной независимости.

С помощью этого начала церковь вела свободную жизнь ря-

Дом с варварами, она утверждала, что сила не имеет никакого

Влияния на систему религиозных верований, надежд, обеща-

Ний, что духовный мир и светский должны существовать со-

Вершенно независимо друг от друга.

Отсюда ясно, какие благотворные последствия проистека-

Ли из этого начала. Независимо от временного значения его

Для церкви, оно принесло еще ту неоцененную пользу, что по-

Ложило начало разделению властей, контролирование одной

Из них другою.

Кроме того, поддерживая независимость умственного мира

Вообще, в целом его составе, церковь подготовила независи-

Мость умственного мировоззрения каждого отдельного че-

Ловека, независимость личной мысли. Церковь утверждала,

Что система религиозных верований не может подпасть под

Иго силы; каждое отдельное лицо, естественно, стало приме-

Нять к самому себе этот взгляд. Принцип свободного анали-

За, свободы личной мысли, решительно совпадает с принци-

Пом независимости духовного авторитета вообще в отноше-

Нии к светской власти.

129

UKMzOS |STYS

К сожалению, от потребности в свободе нетрудно перей-

ти к жажде преобладания. Это случилось и в недрах церкви:

Вследствие естественного развития в ней честолюбия и гор-

Дости, церковь вознамерилась утвердить не только независи-

Мость, но и господство духовной власти над светскою. Не сле-

Дует, однако, думать, что единственным источником этого на-

Мерения была слабость человеческой природы; оно имело

И другие, более глубокие и важные причины.

Когда в мире идей господствует свобода, тогда человеческая

Совесть и мысль не подчинены власти, которая бы оспарива-

Ла у них право свободного обсуждения и решения, которая бы

Употребляла против них силу; когда нет внешнего, твердо уста-

Новившегося духовного правительства, которое бы домогалось

Права предписывать мнения и пользовалось этим правом, то-

Гда едва ли может возникнуть идея преобладания духовной

Власти над светскою. Таково, отчасти, современное положе-

Ние. Но когда — как это было в x веке — существует правительст-

Во духовного мира, когда мысль и совесть подчинены законам,

Учреждениям, властям, присвоившим себе право приказы-

Вать и принуждать, одним словом, когда духовная власть уст-

Роена твердо и прочно, когда она, во имя права и силы, дей-

Ствительно овладела человеческим разумом и совестью, тогда

Она, естественно, должна предъявить притязания на господ-

ство над светскою властью. ≪Как! Я имею право, имею влия-

Ние на все, что только есть в человеке возвышенного и незави-

Симого, на его мысль, волю, совесть, а между тем не буду иметь

Господства над его внешними, материальными, мирскими ин-

тересами! Неужели я, орган справедливости и истины, не могу

Определить и светские, мирские отношения сообразно с спра-

ведливостью и истиною?≫ В силу одного этого умозаключения,

Духовная власть должна была стремиться к вторжению в об-

Ласть светской власти. И это тем более, что духовный мир об-

Нимал собою в то время решительно все стороны развития че-

Ловеческого духа. Была только одна наука — богословие, один

130

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Духовный мир — богословский; все другие науки: риторика,

Арифметика, даже музыка — были не чем иным, как отраслями

Богословия. Находясь таким образом во главе всей умственной

Жизни людей, духовная власть, естественно, должна была стре-

Миться к общему владычеству над миром.

К тому же влекла ее и другая причина: ужасное состояние

Мира, насилие, неправда, господствовавшие в гражданском

Правительстве тогдашних обществ. В рассматриваемую нами

Эпоху, светская власть была грубою силою, неукротимым гра-

Бежом. Церковь, как ни несовершенны были еще ее поня-

Тия о нравственности и справедливости, стояла несравненно

Выше такого светского правительства; голос народов посто-

Янно призывал ее занять его место. Когда папы или еписко-

Пы провозглашали, что такой-то государь потерял свои вер-

Ховные права, что подданные его разрешены от данной ими

Присяги на верность — это вмешательство, без сомнения, слу-

Жившее поводом к важным злоупотреблениям, в некоторых

Отдельных случаях нередко бывало законно и благотворно. Во-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: