Стоянии, по своей природе. Рассмотрим теперь ее отношения
К государям, к светским владыкам; это вторая точка зрения,
С которой мы должны изучить ее.
После падения империи, когда вместо древнего римско-
Го устройства, среди которого родилась и развилась церковь,
С которым она имела общие обычаи, старинные связи, она
Увидела себя лицом к лицу с варварскими королями, варвар-
Скими военачальниками, скитавшимися по всей территории
И поселившимися в замках, с людьми, у которых не было еще
Ничего общего с нею, ни преданий, ни верований, ни чувств,
Она почувствовала себя в большой опасности и невольно была
Объята ужасом.
Одна идея сделалась господствующею в церкви — овладеть
Этими новыми пришельцами, обратить их в христианскую
Веру. Сношения церкви с варварами сначала не имели почти
Никакой другой цели.
Чтобы действовать на варваров, нужно было преимущест-
Венно обращаться к их чувствам и воображению. Оттого-то
|
|
В то время и увеличивается число, великолепие, разнооб-
Разие религиозных церемоний. Летописи свидетельствуют
128
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
О том, что этим средством церковь всего удачнее действова-
Ла на варваров; она обращала их красотою представляемых
Ею зрелищ.
Когда варвары утвердились в завоеванных землях и при-
Няли крещение, когда между ними и церковью установилась
Некоторая связь, церковь тем не менее продолжала подвер-
Гаться с их стороны довольно большим опасностям. Грубость,
Запальчивость варваров были так велики, что новые верова-
Ния и чувства, внушенные им, имели над ними очень мало вла-
Сти. Насилие легко одерживало верх, и церковь, подобно ос-
Тальному обществу, делалась жертвою его. Для защиты своей,
Церковь провозгласила начало, выраженное, хотя и не столь
Определенно, еще во времена империи — начало отделения
Духовной власти от светской и их взаимной независимости.
С помощью этого начала церковь вела свободную жизнь ря-
Дом с варварами, она утверждала, что сила не имеет никакого
Влияния на систему религиозных верований, надежд, обеща-
Ний, что духовный мир и светский должны существовать со-
Вершенно независимо друг от друга.
Отсюда ясно, какие благотворные последствия проистека-
Ли из этого начала. Независимо от временного значения его
Для церкви, оно принесло еще ту неоцененную пользу, что по-
Ложило начало разделению властей, контролирование одной
|
|
Из них другою.
Кроме того, поддерживая независимость умственного мира
Вообще, в целом его составе, церковь подготовила независи-
Мость умственного мировоззрения каждого отдельного че-
Ловека, независимость личной мысли. Церковь утверждала,
Что система религиозных верований не может подпасть под
Иго силы; каждое отдельное лицо, естественно, стало приме-
Нять к самому себе этот взгляд. Принцип свободного анали-
За, свободы личной мысли, решительно совпадает с принци-
Пом независимости духовного авторитета вообще в отноше-
Нии к светской власти.
129
UKMzOS |STYS
К сожалению, от потребности в свободе нетрудно перей-
ти к жажде преобладания. Это случилось и в недрах церкви:
Вследствие естественного развития в ней честолюбия и гор-
Дости, церковь вознамерилась утвердить не только независи-
Мость, но и господство духовной власти над светскою. Не сле-
Дует, однако, думать, что единственным источником этого на-
Мерения была слабость человеческой природы; оно имело
И другие, более глубокие и важные причины.
Когда в мире идей господствует свобода, тогда человеческая
Совесть и мысль не подчинены власти, которая бы оспарива-
Ла у них право свободного обсуждения и решения, которая бы
Употребляла против них силу; когда нет внешнего, твердо уста-
Новившегося духовного правительства, которое бы домогалось
Права предписывать мнения и пользовалось этим правом, то-
Гда едва ли может возникнуть идея преобладания духовной
Власти над светскою. Таково, отчасти, современное положе-
Ние. Но когда — как это было в x веке — существует правительст-
Во духовного мира, когда мысль и совесть подчинены законам,
Учреждениям, властям, присвоившим себе право приказы-
Вать и принуждать, одним словом, когда духовная власть уст-
Роена твердо и прочно, когда она, во имя права и силы, дей-
Ствительно овладела человеческим разумом и совестью, тогда
Она, естественно, должна предъявить притязания на господ-
ство над светскою властью. ≪Как! Я имею право, имею влия-
Ние на все, что только есть в человеке возвышенного и незави-
Симого, на его мысль, волю, совесть, а между тем не буду иметь
Господства над его внешними, материальными, мирскими ин-
тересами! Неужели я, орган справедливости и истины, не могу
Определить и светские, мирские отношения сообразно с спра-
ведливостью и истиною?≫ В силу одного этого умозаключения,
Духовная власть должна была стремиться к вторжению в об-
Ласть светской власти. И это тем более, что духовный мир об-
Нимал собою в то время решительно все стороны развития че-
Ловеческого духа. Была только одна наука — богословие, один
130
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Духовный мир — богословский; все другие науки: риторика,
Арифметика, даже музыка — были не чем иным, как отраслями
Богословия. Находясь таким образом во главе всей умственной
Жизни людей, духовная власть, естественно, должна была стре-
Миться к общему владычеству над миром.
К тому же влекла ее и другая причина: ужасное состояние
Мира, насилие, неправда, господствовавшие в гражданском
Правительстве тогдашних обществ. В рассматриваемую нами
Эпоху, светская власть была грубою силою, неукротимым гра-
Бежом. Церковь, как ни несовершенны были еще ее поня-
Тия о нравственности и справедливости, стояла несравненно
Выше такого светского правительства; голос народов посто-
|
|
Янно призывал ее занять его место. Когда папы или еписко-
Пы провозглашали, что такой-то государь потерял свои вер-
Ховные права, что подданные его разрешены от данной ими
Присяги на верность — это вмешательство, без сомнения, слу-
Жившее поводом к важным злоупотреблениям, в некоторых
Отдельных случаях нередко бывало законно и благотворно. Во-