Подвижности овладевает всяким обществом, в котором господ-
Ствует каста. В известные эпохи и до известной степени про-
Являлась, правда, и в христианской церкви боязнь прогрес-
са. Но нельзя сказать, чтобы это чувство преобладало в ней;
Нельзя сказать, чтобы христианская церковь оставалась непод-
Вижною в течение веков; напротив, она постоянно находилась
В движении, побуждаемая то нападениями внешней оппози-
Ции, то собственною потребностью в реформе и внутреннем
Развитии. Вообще говоря, это общество постоянно изменяю-
Щееся, движущееся, имеющее разнообразную и прогрессив-
Ную историю. Нет сомнения, что равное допущение всех к цер-
Ковным должностям, постоянное пополнение церкви на ос-
Новании принципа равенства, могущественно содействовало
Поддержанию и беспрерывному одушевлению в ней движения
И жизни и не позволяло восторжествовать духу неподвижно-
Сти, застоя.
Каким же образом церковь, доступная для всех людей, удо-
Стоверилась в праве их на обладание властью? Каким образом
Открывалось и выдвигалось вперед из недр общества всякое
Законное превосходство, имеющее право на участие в духов-
Ном правительстве?
Два начала господствовали в церкви: 1) избрание низше-
Го высшим, выбор, назначение; 2) избрание высшего подчи-
Ненными, т. е. избирательство в тесном смысле, как мы теперь
Это понимаем.
Посвящение в священники, например, право сделать ко-
Го-либо священником, принадлежало одному только высшему
122
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Духовенству; выбор подчиненного в этом случае производил-
Ся начальником. Точно так же, при раздаче некоторых церков-
Ных бенефиций, связанных с феодальными обязанностями, на-
Значение владельцев находилось в руках высших лиц: короля,
Папы или сеньора. В других случаях, действовал принцип из-
Бирательства в тесном смысле слова. В рассматриваемую нами
Эпоху право избрания епископов долго принадлежало всему ду-
Ховенству; иногда в этом участвовали и миряне. В монастырях
Аббат избирался монахами. В Риме папы избирались коллеги-
Ею кардиналов, а до учреждения этой коллегии — всем римским
Духовенством. Итак, в рассматриваемую нами эпоху, в церкви
Существовали и действовали оба начала, по которым может
Происходить установление и признание власти: выбор низше-
Го высшим и избрание высшего подчиненными; тем или дру-
Гим путем выдвигались люди, призванные к обладанию извест-
Ною долею церковной власти.
Эти два начала не только существовали друг подле друга,
Но, существенно различные между собою, находились в по-
Стоянной борьбе. По прошествии многих веков, после многих
Переворотов, назначение низшего высшим получило перевес
В христианской церкви. Но между v и xii веками преоблада-
Ло еще, вообще говоря, противоположное начало — избрание
Высшего подчиненными. Не следует удивляться одновремен-
Ному существованию двух столь различных начал; взгляните
На общество, на естественный ход исторических событий: вы
Увидите, что везде передача власти совершается тем и другим
Из указанных мною способов. Церковь не изобрела их; она на-
Шла их уже выработанными вековою деятельностью человече-
Ского рода и оттуда заимствовала их. И в том, и в другом спо-
Собе есть своя доля истины и пользы. Их соединение часто
Было бы лучшим средством к установлению законной власти.
К несчастию, один только из этих способов — назначение низ-
Шего высшим — получил преобладание в церкви, хотя, впро-
Чем, и другой никогда не исчезал в ней окончательно. Под раз-
123
UKMzOS |STYS
Ными наименованиями, с большим или меньшим успехом, он
Появлялся в ней во все эпохи, с такою, по крайней мере, си-
Лою, что мог протестовать и нарушать течение давности.
В рассматриваемое нами время, христианская церковь по-
Черпала неиссякаемую силу в своем уважении к равенству
И к законным превосходствам. Это было самое популярное
Общество, самое доступное, открытое для всех талантов, для
Всех благородных стремлений человеческой природы. Этим
Она в особенности обязана своим могуществом, гораздо бо-
Лее, чем своим богатством и незаконным средствам, к кото-
Рым она, к сожалению, слишком часто прибегала.
Что касается до второго условия нормального правительст-
Ва — уважения к свободе — то с этой стороны церковь оставля-
Ла желать весьма многое.
В ней выработалось два дурных начала: одно признанное,
Воплощенное, так сказать, в учении церкви; другое — введен-
Ное в ее среду человеческою слабостью, но отнюдь не как ес-
Тественное последствие христианского учения.
Первое начало — отрицание прав личного разума, притя-
Зание на передачу верований сверху вниз, во все религиоз-
Ное общество, без предоставления кому бы то ни было пра-
Ва самостоятельной оценки их. Возвести такое притязание
В принцип легче, чем доставить ему действительное преоб-
Ладание. Убеждение не входит в разум человека, если сам
Разум не пролагает ему к себе дорогу; нужно, чтобы убеж-
Дение сумело заставить принять себя. В каком бы виде оно
Не представлялось, какое бы имя ни носило, разум всматри-
Вается в него, и если оно проникает в разум, то, следователь-
Но, оно принято им. Человеческий разум постоянно дейст-
Вует под различными формами на идеи, которым старают-
Ся подчинить его. Несомненно, впрочем, что разум может
Сбиваться с истинного пути; он может, до известной степе-
Ни, отречься от своего назначения, ограничить сферу своей
Деятельности; он может быть приведен к злоупотреблению
124
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Своими силами или к неполному пользованию ими. Таково
Было весьма часто последствие вредного начала, принятого
Церковью; но что касается до полного и совершенного дей-
Ствия этого принципа, то оно никогда не имело и не могло
Иметь места.
Второе дурное начало — это право принуждения, присво-
Енное себе церковью, право, противоречащее самому свой-
Ству религиозного общества, происхождению церкви, ее пер-
Воначальным правилам: право, оспаривавшееся многими
Из знаменитейших отцов церкви, св. Амвросием, св. Гилари-
Ем, св. Мартином, но тем не менее приобретавшее перевес