В доказательствах. Откройте историю и вы увидите, что дух не-

Подвижности овладевает всяким обществом, в котором господ-

Ствует каста. В известные эпохи и до известной степени про-

Являлась, правда, и в христианской церкви боязнь прогрес-

са. Но нельзя сказать, чтобы это чувство преобладало в ней;

Нельзя сказать, чтобы христианская церковь оставалась непод-

Вижною в течение веков; напротив, она постоянно находилась

В движении, побуждаемая то нападениями внешней оппози-

Ции, то собственною потребностью в реформе и внутреннем

Развитии. Вообще говоря, это общество постоянно изменяю-

Щееся, движущееся, имеющее разнообразную и прогрессив-

Ную историю. Нет сомнения, что равное допущение всех к цер-

Ковным должностям, постоянное пополнение церкви на ос-

Новании принципа равенства, могущественно содействовало

Поддержанию и беспрерывному одушевлению в ней движения

И жизни и не позволяло восторжествовать духу неподвижно-

Сти, застоя.

Каким же образом церковь, доступная для всех людей, удо-

Стоверилась в праве их на обладание властью? Каким образом

Открывалось и выдвигалось вперед из недр общества всякое

Законное превосходство, имеющее право на участие в духов-

Ном правительстве?

Два начала господствовали в церкви: 1) избрание низше-

Го высшим, выбор, назначение; 2) избрание высшего подчи-

Ненными, т. е. избирательство в тесном смысле, как мы теперь

Это понимаем.

Посвящение в священники, например, право сделать ко-

Го-либо священником, принадлежало одному только высшему

122

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Духовенству; выбор подчиненного в этом случае производил-

Ся начальником. Точно так же, при раздаче некоторых церков-

Ных бенефиций, связанных с феодальными обязанностями, на-

Значение владельцев находилось в руках высших лиц: короля,

Папы или сеньора. В других случаях, действовал принцип из-

Бирательства в тесном смысле слова. В рассматриваемую нами

Эпоху право избрания епископов долго принадлежало всему ду-

Ховенству; иногда в этом участвовали и миряне. В монастырях

Аббат избирался монахами. В Риме папы избирались коллеги-

Ею кардиналов, а до учреждения этой коллегии — всем римским

Духовенством. Итак, в рассматриваемую нами эпоху, в церкви

Существовали и действовали оба начала, по которым может

Происходить установление и признание власти: выбор низше-

Го высшим и избрание высшего подчиненными; тем или дру-

Гим путем выдвигались люди, призванные к обладанию извест-

Ною долею церковной власти.

Эти два начала не только существовали друг подле друга,

Но, существенно различные между собою, находились в по-

Стоянной борьбе. По прошествии многих веков, после многих

Переворотов, назначение низшего высшим получило перевес

В христианской церкви. Но между v и xii веками преоблада-

Ло еще, вообще говоря, противоположное начало — избрание

Высшего подчиненными. Не следует удивляться одновремен-

Ному существованию двух столь различных начал; взгляните

На общество, на естественный ход исторических событий: вы

Увидите, что везде передача власти совершается тем и другим

Из указанных мною способов. Церковь не изобрела их; она на-

Шла их уже выработанными вековою деятельностью человече-

Ского рода и оттуда заимствовала их. И в том, и в другом спо-

Собе есть своя доля истины и пользы. Их соединение часто

Было бы лучшим средством к установлению законной власти.

К несчастию, один только из этих способов — назначение низ-

Шего высшим — получил преобладание в церкви, хотя, впро-

Чем, и другой никогда не исчезал в ней окончательно. Под раз-

123

UKMzOS |STYS

Ными наименованиями, с большим или меньшим успехом, он

Появлялся в ней во все эпохи, с такою, по крайней мере, си-

Лою, что мог протестовать и нарушать течение давности.

В рассматриваемое нами время, христианская церковь по-

Черпала неиссякаемую силу в своем уважении к равенству

И к законным превосходствам. Это было самое популярное

Общество, самое доступное, открытое для всех талантов, для

Всех благородных стремлений человеческой природы. Этим

Она в особенности обязана своим могуществом, гораздо бо-

Лее, чем своим богатством и незаконным средствам, к кото-

Рым она, к сожалению, слишком часто прибегала.

Что касается до второго условия нормального правительст-

Ва — уважения к свободе — то с этой стороны церковь оставля-

Ла желать весьма многое.

В ней выработалось два дурных начала: одно признанное,

Воплощенное, так сказать, в учении церкви; другое — введен-

Ное в ее среду человеческою слабостью, но отнюдь не как ес-

Тественное последствие христианского учения.

Первое начало — отрицание прав личного разума, притя-

Зание на передачу верований сверху вниз, во все религиоз-

Ное общество, без предоставления кому бы то ни было пра-

Ва самостоятельной оценки их. Возвести такое притязание

В принцип легче, чем доставить ему действительное преоб-

Ладание. Убеждение не входит в разум человека, если сам

Разум не пролагает ему к себе дорогу; нужно, чтобы убеж-

Дение сумело заставить принять себя. В каком бы виде оно

Не представлялось, какое бы имя ни носило, разум всматри-

Вается в него, и если оно проникает в разум, то, следователь-

Но, оно принято им. Человеческий разум постоянно дейст-

Вует под различными формами на идеи, которым старают-

Ся подчинить его. Несомненно, впрочем, что разум может

Сбиваться с истинного пути; он может, до известной степе-

Ни, отречься от своего назначения, ограничить сферу своей

Деятельности; он может быть приведен к злоупотреблению

124

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Своими силами или к неполному пользованию ими. Таково

Было весьма часто последствие вредного начала, принятого

Церковью; но что касается до полного и совершенного дей-

Ствия этого принципа, то оно никогда не имело и не могло

Иметь места.

Второе дурное начало — это право принуждения, присво-

Енное себе церковью, право, противоречащее самому свой-

Ству религиозного общества, происхождению церкви, ее пер-

Воначальным правилам: право, оспаривавшееся многими

Из знаменитейших отцов церкви, св. Амвросием, св. Гилари-

Ем, св. Мартином, но тем не менее приобретавшее перевес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: