Ступала для них религия. В x веке народы не были в состоянии
Защищать свои права от злоупотреблений светской власти; ре-
Лигия принимала их сторону во имя веры. В этом заключает-
Ся одна из причин, наиболее содействовавших победам тео-
Кратического начала.
Третья, слишком мало, по моему мнению, исследованная
Причина того же явления — это положение владык церкви,
Многоразличное значение, которое они имели в обществе.
С одной стороны, они были прелатами, членами духовенст-
Ва, представителями духовной власти и, следовательно, неза-
Висимы; с другой стороны, они были вассалами и в качест-
Ве таковых не чуждыми гражданского феодализма. Это еще
Не все: будучи вассалами, они были и подданными; многое
Из древних отношений римских императоров к епископам
Перешло в отношения духовенства к варварским государям.
131
UKMzOS |STYS
Вследствие целого ряда событий, изложение которых потре-
Бовало бы слишком много времени, епископы считали вар-
Варских государей отчасти преемниками римских императо-
Ров и наследниками прав их. Итак, высшие члены духовенства
Имели тройственный характер: они были духовными сановни-
Ками, вполне независимыми; затем феодальными владельца-
Ми, подчиненными известным обязанностям и повинностям,
И, наконец, простыми подданными, повинующимися само-
Державному государю. Последствия такого положения были
Следующие: светские властители, не менее епископов алчные
И честолюбивые, часто пользовались правами своей верхов-
Ной или феодальной власти для нарушения духовной незави-
Симости и для получения права раздачи бенефиций, назначе-
Ния епископов и т. п. Епископы, со своей стороны, часто при-
Крывались своею духовною независимостью для того, чтобы
Отказаться от исполнения обязанностей, лежавших на них как
На вассалах или подданных; с обеих сторон было сильное иску-
Шение: для государей — к уничтожению духовной независимо-
Сти, а для верховных членов духовенства — к употреблению ду-
Ховной независимости как средства к приобретению всемир-
Ного преобладания.
Этот результат обнаружился в фактах всем известных, в спо-
Ре об инвеституре, в борьбе папской власти с империею. Раз-
Нообразие прав и обязанностей высших духовных лиц и труд-
Ность соглашения их — вот истинный источник неопределен-
Ности и борьбы всех этих притязаний.
Наконец, церковь имела еще третий род отношений к го-
Сударям, для нее наиболее гибельный. Она имела притязания
на право принуждения, она хотела стеснять и карать еретиков;
Но у нее самой не было средств к осуществлению этого наме-
Рения; она не располагала никакою материальною силою; осу-
Див еретика, она ничего не могла предпринять для исполнения
Своего приговора. Как же поступала она? Она прибегала к тому,
Что называлось светскою силою; как средство принуждения она
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Употребляла гражданскую власть. Отношение ее к этой власти
Становилось вследствие этого зависимым и подчиненным. Пе-
Чальная необходимость, к которой привело ее принятие дурно-
Го начала, принципа принуждения и преследования.
На этом мы остановимся; время не позволяет нам исчер-
Пать в этой лекции весь вопрос о церкви. Нам остается позна-
Комиться с ее отношениями к народу, показать, какие прин-
Ципы господствовали в этих отношениях, какие последствия
Они должны были иметь для общей цивилизации. Потом мы
Постараемся подтвердить историею, фактами, церковными
Переворотами от v до xii века те выводы, которые мы сего-
Дня извлекли из самого свойства учреждений и начал церков-
Ного устройства.__ ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ
Отделение лиц правящих от лиц управляемых в христианской церкви. —
Влияние мирян на духовенство. — Набор духовенства во всех классах обще-
Ства. — Влияние церкви на общественный порядок и на законодательст-
Во. — Система духовных наказаний. — Исключительно богословское развитие
Человеческого духа. — Церковь вообще становится на сторону власти. — Раз-
Личные состояния церкви от V до XII века: 1) императорская церковь; 2)
Варварская церковь; развитие начала разделения властей; монашеские орде-
на; 3) феодальная церковь; попытки организации; потребность в реформе;
Григорий VII. — Теократическая церковь. Возрождение духа исследования;
Абеляр. — Движение общин.
В последней нашей лекции мы успели исследовать состояние
Церкви от v до xii века. Мы убедились, что она должна быть
Рассмотрена с трех сторон: прежде всего в самой себе, во внут-
Реннем ее устройстве, в ее сущности как отдельное и незави-
Симое общество; затем в отношениях ее к государям, к свет-
Ской власти, и наконец, в отношениях ее к народам; но мы
Исполнили только первые две части этой задачи. Теперь нам
Остается познакомиться с церковью в ее отношениях к наро-
Дам. Затем мы попытаемся определить, на основании этого
Исследования, общее влияние церкви на европейскую циви-
Лизацию от v до xii века. Наконец, мы проверим наши выво-
Ды фактами, самою историею церкви в эту эпоху.
Не трудно понять, что, говоря об отношениях церкви к на-
Родам, мы по необходимости ограничимся самыми общими
Чертами. Мы не можем войти в подробное рассмотрение всех
Обычаев церкви, каждодневных отношений духовенства к ми-
134
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Рянам. Я должен представить вам только главнейшие начала
И важнейшие последствия системы и образа действий, кото-
Рых держалась церковь в отношении к христианскому миру.
Весьма характерный факт и, можно сказать, коренной не-
Достаток отношений церкви к народам — это отделение лиц
Правящих от лиц управляемых, отсутствие всякого влияния
Со стороны последних на первых, независимость христиан-
Ского духовенства от общества верующих.
Без сомнения, это зло было неизбежным последствием того
Состояния, в котором находились и человек, и общество, по-
Тому что оно весьма рано появилось в христианской церкви.
В рассматриваемое нами время отделение духовенства от на-
Рода совершилось еще не вполне. В известных случаях, напри-
Мер при избрании епископов, по крайней мере иногда допус-
Калось еще непосредственное участие христианского народа.