Обще, когда люди были лишены свободы, место ее всегда за-

Ступала для них религия. В x веке народы не были в состоянии

Защищать свои права от злоупотреблений светской власти; ре-

Лигия принимала их сторону во имя веры. В этом заключает-

Ся одна из причин, наиболее содействовавших победам тео-

Кратического начала.

Третья, слишком мало, по моему мнению, исследованная

Причина того же явления — это положение владык церкви,

Многоразличное значение, которое они имели в обществе.

С одной стороны, они были прелатами, членами духовенст-

Ва, представителями духовной власти и, следовательно, неза-

Висимы; с другой стороны, они были вассалами и в качест-

Ве таковых не чуждыми гражданского феодализма. Это еще

Не все: будучи вассалами, они были и подданными; многое

Из древних отношений римских императоров к епископам

Перешло в отношения духовенства к варварским государям.

131

UKMzOS |STYS

Вследствие целого ряда событий, изложение которых потре-

Бовало бы слишком много времени, епископы считали вар-

Варских государей отчасти преемниками римских императо-

Ров и наследниками прав их. Итак, высшие члены духовенства

Имели тройственный характер: они были духовными сановни-

Ками, вполне независимыми; затем феодальными владельца-

Ми, подчиненными известным обязанностям и повинностям,

И, наконец, простыми подданными, повинующимися само-

Державному государю. Последствия такого положения были

Следующие: светские властители, не менее епископов алчные

И честолюбивые, часто пользовались правами своей верхов-

Ной или феодальной власти для нарушения духовной незави-

Симости и для получения права раздачи бенефиций, назначе-

Ния епископов и т. п. Епископы, со своей стороны, часто при-

Крывались своею духовною независимостью для того, чтобы

Отказаться от исполнения обязанностей, лежавших на них как

На вассалах или подданных; с обеих сторон было сильное иску-

Шение: для государей — к уничтожению духовной независимо-

Сти, а для верховных членов духовенства — к употреблению ду-

Ховной независимости как средства к приобретению всемир-

Ного преобладания.

Этот результат обнаружился в фактах всем известных, в спо-

Ре об инвеституре, в борьбе папской власти с империею. Раз-

Нообразие прав и обязанностей высших духовных лиц и труд-

Ность соглашения их — вот истинный источник неопределен-

Ности и борьбы всех этих притязаний.

Наконец, церковь имела еще третий род отношений к го-

Сударям, для нее наиболее гибельный. Она имела притязания

на право принуждения, она хотела стеснять и карать еретиков;

Но у нее самой не было средств к осуществлению этого наме-

Рения; она не располагала никакою материальною силою; осу-

Див еретика, она ничего не могла предпринять для исполнения

Своего приговора. Как же поступала она? Она прибегала к тому,

Что называлось светскою силою; как средство принуждения она

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Употребляла гражданскую власть. Отношение ее к этой власти

Становилось вследствие этого зависимым и подчиненным. Пе-

Чальная необходимость, к которой привело ее принятие дурно-

Го начала, принципа принуждения и преследования.

На этом мы остановимся; время не позволяет нам исчер-

Пать в этой лекции весь вопрос о церкви. Нам остается позна-

Комиться с ее отношениями к народу, показать, какие прин-

Ципы господствовали в этих отношениях, какие последствия

Они должны были иметь для общей цивилизации. Потом мы

Постараемся подтвердить историею, фактами, церковными

Переворотами от v до xii века те выводы, которые мы сего-

Дня извлекли из самого свойства учреждений и начал церков-

Ного устройства.__ ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ

Отделение лиц правящих от лиц управляемых в христианской церкви. —

Влияние мирян на духовенство. — Набор духовенства во всех классах обще-

Ства. — Влияние церкви на общественный порядок и на законодательст-

Во. — Система духовных наказаний. — Исключительно богословское развитие

Человеческого духа. — Церковь вообще становится на сторону власти. — Раз-

Личные состояния церкви от V до XII века: 1) императорская церковь; 2)

Варварская церковь; развитие начала разделения властей; монашеские орде-

на; 3) феодальная церковь; попытки организации; потребность в реформе;

Григорий VII. — Теократическая церковь. Возрождение духа исследования;

Абеляр. — Движение общин.

В последней нашей лекции мы успели исследовать состояние

Церкви от v до xii века. Мы убедились, что она должна быть

Рассмотрена с трех сторон: прежде всего в самой себе, во внут-

Реннем ее устройстве, в ее сущности как отдельное и незави-

Симое общество; затем в отношениях ее к государям, к свет-

Ской власти, и наконец, в отношениях ее к народам; но мы

Исполнили только первые две части этой задачи. Теперь нам

Остается познакомиться с церковью в ее отношениях к наро-

Дам. Затем мы попытаемся определить, на основании этого

Исследования, общее влияние церкви на европейскую циви-

Лизацию от v до xii века. Наконец, мы проверим наши выво-

Ды фактами, самою историею церкви в эту эпоху.

Не трудно понять, что, говоря об отношениях церкви к на-

Родам, мы по необходимости ограничимся самыми общими

Чертами. Мы не можем войти в подробное рассмотрение всех

Обычаев церкви, каждодневных отношений духовенства к ми-

134

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Рянам. Я должен представить вам только главнейшие начала

И важнейшие последствия системы и образа действий, кото-

Рых держалась церковь в отношении к христианскому миру.

Весьма характерный факт и, можно сказать, коренной не-

Достаток отношений церкви к народам — это отделение лиц

Правящих от лиц управляемых, отсутствие всякого влияния

Со стороны последних на первых, независимость христиан-

Ского духовенства от общества верующих.

Без сомнения, это зло было неизбежным последствием того

Состояния, в котором находились и человек, и общество, по-

Тому что оно весьма рано появилось в христианской церкви.

В рассматриваемое нами время отделение духовенства от на-

Рода совершилось еще не вполне. В известных случаях, напри-

Мер при избрании епископов, по крайней мере иногда допус-

Калось еще непосредственное участие христианского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: