Щью добровольного содействия этих сил до общей воли, соеди-
Няющей и укрощающей их, — общество, говорю я, страстно жа-
Ждет верховной власти, которой принуждены были бы подчи-
Ниться все частные лица; и лишь только является какое-нибудь
Учреждение, носящее в себе некоторые признаки правомер-
Ной верховной власти, обещающее установить действие этой
Власти, — общество страстно примыкает к такому учреждению,
Подобно изгнаннику, укрывающемуся в церковной обители.
Такие явления нередки во времена юности народов, в эпо-
Хи, подобные той, которую мы недавно изучали. Королевская
Власть вполне соответствует этим эпохам брожения, когда
Общество жаждет правильной организации, устройства, но
Не умеет воспользоваться для этого согласным и свободным
Содействием отдельных индивидуальных сил. Бывают и другие
Эпохи, когда польза королевской власти обусловливается со-
Вершенно иными причинами. Почему республиканский Рим,
До такой степени близкий к распадению, существовал еще
Пятнадцать столетий под именем империи, которая в сущно-
Сти была не чем иным, как систематическим упадком, продол-
212
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
жительною агониею? Это было делом монархической власти;
Она одна только могла поддерживать общество, которому угро-
Жал разрушением эгоизм. Императорская власть пятнадцать
Веков предупреждала падение Рима. Итак, в известные време-
На одна только королевская власть может замедлить распаде-
Ния общества; бывают и другие времена, когда она одна может
Ускорить возникновение общества, — в обоих случаях потому
Именно, что она яснее, сильнее всякой другой формы правле-
Ния представляет собою идею правомерной верховной вла-
Сти и пользуется влиянием, свойственным этой власти. В ка-
Кую бы эпоху мы ни рассматривали королевскую власть, мы
Увидим, что ее существенный характер, нравственное начало,
Истинное ее значение, ее внутренняя сила, заключается в сле-
Дующем: она есть образ, олицетворение, внешний представи-
Тель той единственной, высшей, несомненно, законной воли,
Которая одна имеет право управлять обществом.
Рассмотрим теперь королевскую власть с другой точки зре-
Ния, т. е. в ее изменчивости, в разнообразии исполненных ею
Ролей и произведенных ею последствий; мы должны дать себе
Отчет в этом явлении и определить его причины.
При этом анализе мы немедленно можем возвратиться к ис-
Тории, и именно к занимающей нас истории европейской ци-
Вилизации. По странному стечению обстоятельств, королев-
Ская власть в новейшей Европе проявилась во всех тех формах,
В каких представляет ее вообще всемирная история. Если бы
Можно было употребить математическое выражение, то я ска-
Зал бы, что королевская власть в Европе была как бы произ-
Водною всех возможных родов королевской власти. Я изло-
Жу ее историю между v и xii веками; вы увидите, сколько раз-
Личных форм она принимала, и до какой степени проявился
В ней характер разнообразия, сложности, борьбы, свойствен-
Ный вообще всей европейской цивилизации.
В v веке, в эпоху вторжения германцев, две королевские
Власти стоят одна против другой: власть варварская и импе-
213
UKMzOS RK{STYS
Раторская — власть Хлодвига и власть Константина — весьма
Различные как в своих началах, так и в результатах. Варвар-
Ская королевская власть по существу своему есть власть из-
Бирательная; германские короли были избираемы, хотя из-
Брание их совершалось и не в тех формах, с которыми мы те-
Перь привыкли соединять эту идею; это были военачальники,
Власть которых должна была быть свободно признана множе-
Ством товарищей, дружинников, повинующихся храбрейше-
Му, искуснейшему из их среды. Избрание — вот источник вар-
Варской королевской власти, ее первоначальный, существен-
Ный характер. Но уже в пятом веке этот характер королевской
Власти несколько изменился: в состав ее уже в то время вошли
Другие, разнородные элементы. Начальники некоторых пле-
Мен властвовали довольно долго: одни семейства сделались
Более влиятельными, могущественными, богатыми, нежели
Другие. Отсюда начало наследственности: военачальников
Стали избирать почти исключительно из этих семейств. Вот
Первый посторонний элемент, присоединившийся к господ-
Ствовавшему избирательному началу. Другая идея, другой эле-
Мент также проник в институт королевской власти — это эле-
Мент религиозный. У некоторых варварских народов, напри-
Мер у готов, существовало убеждение, что семейства королей
Происходят от семейств богов или героев, признанных бога-
Ми, как например Одина. В таком же положении находились
Цари, описываемые Гомером: они также происходили от бо-
Гов и полубогов и потому пользовались особым религиозным
Почитанием, несмотря на всю ограниченность их власти.
Такова варварская королевская власть в v веке, уже успев-
Шая сделаться разнохарактерною и неопределенною, хотя
В ней и господствует еще первоначальный ее принцип.
Перехожу к римской императорской, монархической вла-
Сти. Она представляется в совершенно другом виде: она — оли-
Цетворение государства, преемница державных прав и вели-
Чия римского народа. Взгляните на монархию Августа, Тибе-
214
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Рия: император — это представитель сената, коммис целой
Республики, он наследует ее; она сосредоточивается в его
Лице. Не доказывается ли это скромностью речей первых им-
Ператоров, по крайней мере тех из них, которые были люди
Со смыслом и понимали свое положение? Они чувствовали
Себя в присутствии народа, незадолго пред тем еще обладав-
Шего державностью, а теперь отрекшегося от нее в их поль-
Зу; они говорили с ним как его представители, уполномочен-
Ные, но на самом деле пользовались с ужасающею силою всею
Властью народа. Такое преобразование для нас весьма понят-
Но; мы сами были свидетелями подобного явления: мы виде-