Ли, как верховная власть от народа перешла к одному человеку

— это история Наполеона. И он был олицетворением держав-

ного народа, он беспрестанно вспоминал о том. Он говорил:

≪Кто, подобно мне, был избран 18 миллионами людей? Кто, по-

добно мне, был истинным представителем народа?≫ И когда

на его монетах вычеканено было с одной стороны ≪Француз-

ская республикаЃв, а с другой — ЃбНаполеон ИмператорЃв, не подхо-

Дило ли это к вышеизложенному факту, не было ли это олице-

Творением народа, сделавшегося монархом?

Таков был основной характер императорской монархиче-

Ской власти; она удержала его в продолжение первых трех ве-

Ков империи, и даже не ранее, как при Диоклетиане, вырабо-

Тала окончательную форму свою. Но уже в это время она была

Близка к великой перемене: уже зарождался новый вид коро-

Левской власти. В течение трех веков христианство старалось

Ввести в империю религиозный элемент. При Константине

Ему удалось доставить этому элементу, если не преобладающее,

То по крайней мере важное значение. Здесь монархическая

Власть представляется с совершенно другой стороны; проис-

Хождение ее не на земле; государь уже не представитель обще-

Ственной верховной власти: он образ Божий, представитель,

Посланник Божества. Власть нисходит к нему сверху вниз, ме-

Жду тем как в императорской монархии власть восходила сни-

215

UKMzOS RK{STYS

зу вверх. Положения эти совершенно несходны между собою;

Столь же различны и последствия их. С принципом религиоз-

Ной королевской власти трудно совместить свободу и полити-

Ческие гарантии, но самый принцип — возвышенный, нрав-

Ственный, благотворный. Вот идея, сложившаяся о короле

В vii веке, под влиянием системы религиозной королевской

власти; мы видим ее в положениях Толедского собора:

ЃбКороль зовется королем (rex) оттого, что он управляет справедливо

(recte). Действуя справедливо, он законно обладает именем короля; но

Действуя без справедливости, он презренно теряет его. Поэтому пред-

Ки наши не без причины говорили: rex ejus eris si resta facis; si autem

Non facis, non eris. (Действуя справедливо, будешь их королем; дейст-

Вуя несправедливо — не будешь). Две главные королевские доблести

Суть справедливость и истина.

Королевская власть, как и народы, обязана уважать законы. Пови-

Нуясь воле небес, мы даем самим себе, наравне с нашими подданными,

Мудрые законы, которым наше собственное величество и величество

Наших преемников обязано повиноваться, подобно тому как повину-

Ется им все народонаселение нашего королевства.

Бог, создатель всего мира, организуя человеческое тело, вверху его

Поставил голову и оттуда провел нервы во все части его. Он поместил

В голове и светильник очей, с тем чтобы она могла различать все вред-

Ное. Он установил силу разума, возложив на нее управление всеми час-

Тями тела и мудрое распоряжение их действиями. Поэтому нужно пре-

Жде всего определить то, что касается государей, озаботиться о безопас-

Ности их, оградить его жизнь, и потом устроить все то, что относится

К народам таким образом, чтобы обеспечивая как следует безопасность

королей, обеспечить вместе с тем и безопасность народовЃв1.

Но в систему религиозной королевской власти с течением вре-

Мени всегда входит другой, независимый от нее элемент. Ря-

Forum judicum.

216

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дом с нею появляется новая сила, более нежели сама королев-

Ская власть приближенная к Богу, т. е. к источнику этой власти.

Между Богом и королями, между королями и народами ста-

Новится духовенство, церковная власть; так что королевская

Власть, образ Божества на земле, подвергается опасности сни-

Зойти на степень орудия земных истолкователей божествен-

Ной воли. Новая причина колебания самого учреждения.

Вот различные роды королевской власти, проявлявшие-

Ся в v веке на развалинах Римской империи: власть варвар-

Ская, власть императорская и власть религиозная, — последняя

Еще в самом начале своего развития. Участь их столь же раз-

Нородна, как и их начала. Во Франции варварская королев-

Ская власть преобладает во все время царствования первой

Династии. Были, правда, попытки духовенства сообщить ей

Императорский или религиозный характер; но господствую-

Щим принципом ее тем не менее остается избрание из среды

Королевского семейства, с некоторою примесью наследствен-

Ности и религиозных идей.

В Италии, у остготов, императорская королевская власть

Обуздывает варварские обычаи. Теодорих признает себя пре-

Емником императоров. Чтобы удостовериться в этом, доста-

Точно прочесть сочинения Кассиодора.

В Испании королевская власть представляется более ре-

Лигиозною, чем где бы то ни было. Верховная власть или,

По крайней мере, преобладающее влияние принадлежит то-

Ледским соборам; поэтому религиозный характер господству-

Ет, если не собственно в управлении вестготских королей,

То в законах, в принципах, которые внушает им духовенство.

В Англии, у саксов, почти вполне сохраняются варварские

Нравы. Королевства гептархии суть не что иное, как владения

Различных дружин, из которых каждая имеет своего началь-

Ника. Военное избрание здесь очевиднее, чем где-либо. У анг-

Лосаксов мы находим коренной тип варварской королевской

Власти.

217

UKMzOS RK{STYS

Таким образом, между v и vii веками, в ту эпоху, когда обна-

Руживаются все три рода королевской власти, каждый из них,

Смотря по обстоятельствам, получает перевес в одном из раз-

Личных государств Европы.

Царивший в то время хаос был так велик, что не могло ут-

Вердиться никакого общего, постоянного учреждения. Пере-

Ходя от одной превратности к другой, королевская власть дос-

Тигла xiii столетия, не выработав никакого определенного ха-

Рактера.

Около половины viii века, одновременно с торжеством вто-

Рой династии франкских королей, события обобщаются, уяс-

Няются; они совершаются в больших размерах и потому легче

Могут быть поняты; последствия их становятся более заметны-

Ми. В короткий промежуток времени все роды королевской

Власти сменяют друг друга, смешиваются, оставляя очевидные

Следы своего существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: