— это история Наполеона. И он был олицетворением держав-
ного народа, он беспрестанно вспоминал о том. Он говорил:
≪Кто, подобно мне, был избран 18 миллионами людей? Кто, по-
добно мне, был истинным представителем народа?≫ И когда
на его монетах вычеканено было с одной стороны ≪Француз-
ская республикаЃв, а с другой — ЃбНаполеон ИмператорЃв, не подхо-
Дило ли это к вышеизложенному факту, не было ли это олице-
Творением народа, сделавшегося монархом?
Таков был основной характер императорской монархиче-
Ской власти; она удержала его в продолжение первых трех ве-
Ков империи, и даже не ранее, как при Диоклетиане, вырабо-
Тала окончательную форму свою. Но уже в это время она была
Близка к великой перемене: уже зарождался новый вид коро-
Левской власти. В течение трех веков христианство старалось
Ввести в империю религиозный элемент. При Константине
Ему удалось доставить этому элементу, если не преобладающее,
То по крайней мере важное значение. Здесь монархическая
Власть представляется с совершенно другой стороны; проис-
Хождение ее не на земле; государь уже не представитель обще-
Ственной верховной власти: он образ Божий, представитель,
Посланник Божества. Власть нисходит к нему сверху вниз, ме-
Жду тем как в императорской монархии власть восходила сни-
215
UKMzOS RK{STYS
зу вверх. Положения эти совершенно несходны между собою;
Столь же различны и последствия их. С принципом религиоз-
Ной королевской власти трудно совместить свободу и полити-
Ческие гарантии, но самый принцип — возвышенный, нрав-
Ственный, благотворный. Вот идея, сложившаяся о короле
В vii веке, под влиянием системы религиозной королевской
власти; мы видим ее в положениях Толедского собора:
ЃбКороль зовется королем (rex) оттого, что он управляет справедливо
(recte). Действуя справедливо, он законно обладает именем короля; но
Действуя без справедливости, он презренно теряет его. Поэтому пред-
Ки наши не без причины говорили: rex ejus eris si resta facis; si autem
Non facis, non eris. (Действуя справедливо, будешь их королем; дейст-
Вуя несправедливо — не будешь). Две главные королевские доблести
Суть справедливость и истина.
Королевская власть, как и народы, обязана уважать законы. Пови-
Нуясь воле небес, мы даем самим себе, наравне с нашими подданными,
Мудрые законы, которым наше собственное величество и величество
Наших преемников обязано повиноваться, подобно тому как повину-
Ется им все народонаселение нашего королевства.
Бог, создатель всего мира, организуя человеческое тело, вверху его
Поставил голову и оттуда провел нервы во все части его. Он поместил
В голове и светильник очей, с тем чтобы она могла различать все вред-
Ное. Он установил силу разума, возложив на нее управление всеми час-
Тями тела и мудрое распоряжение их действиями. Поэтому нужно пре-
Жде всего определить то, что касается государей, озаботиться о безопас-
Ности их, оградить его жизнь, и потом устроить все то, что относится
К народам таким образом, чтобы обеспечивая как следует безопасность
королей, обеспечить вместе с тем и безопасность народовЃв1.
Но в систему религиозной королевской власти с течением вре-
Мени всегда входит другой, независимый от нее элемент. Ря-
Forum judicum.
216
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Дом с нею появляется новая сила, более нежели сама королев-
Ская власть приближенная к Богу, т. е. к источнику этой власти.
Между Богом и королями, между королями и народами ста-
Новится духовенство, церковная власть; так что королевская
Власть, образ Божества на земле, подвергается опасности сни-
Зойти на степень орудия земных истолкователей божествен-
Ной воли. Новая причина колебания самого учреждения.
Вот различные роды королевской власти, проявлявшие-
Ся в v веке на развалинах Римской империи: власть варвар-
Ская, власть императорская и власть религиозная, — последняя
Еще в самом начале своего развития. Участь их столь же раз-
Нородна, как и их начала. Во Франции варварская королев-
Ская власть преобладает во все время царствования первой
Династии. Были, правда, попытки духовенства сообщить ей
Императорский или религиозный характер; но господствую-
Щим принципом ее тем не менее остается избрание из среды
Королевского семейства, с некоторою примесью наследствен-
Ности и религиозных идей.
В Италии, у остготов, императорская королевская власть
Обуздывает варварские обычаи. Теодорих признает себя пре-
Емником императоров. Чтобы удостовериться в этом, доста-
Точно прочесть сочинения Кассиодора.
В Испании королевская власть представляется более ре-
Лигиозною, чем где бы то ни было. Верховная власть или,
По крайней мере, преобладающее влияние принадлежит то-
Ледским соборам; поэтому религиозный характер господству-
Ет, если не собственно в управлении вестготских королей,
То в законах, в принципах, которые внушает им духовенство.
В Англии, у саксов, почти вполне сохраняются варварские
Нравы. Королевства гептархии суть не что иное, как владения
Различных дружин, из которых каждая имеет своего началь-
Ника. Военное избрание здесь очевиднее, чем где-либо. У анг-
Лосаксов мы находим коренной тип варварской королевской
Власти.
217
UKMzOS RK{STYS
Таким образом, между v и vii веками, в ту эпоху, когда обна-
Руживаются все три рода королевской власти, каждый из них,
Смотря по обстоятельствам, получает перевес в одном из раз-
Личных государств Европы.
Царивший в то время хаос был так велик, что не могло ут-
Вердиться никакого общего, постоянного учреждения. Пере-
Ходя от одной превратности к другой, королевская власть дос-
Тигла xiii столетия, не выработав никакого определенного ха-
Рактера.
Около половины viii века, одновременно с торжеством вто-
Рой династии франкских королей, события обобщаются, уяс-
Няются; они совершаются в больших размерах и потому легче
Могут быть поняты; последствия их становятся более заметны-
Ми. В короткий промежуток времени все роды королевской
Власти сменяют друг друга, смешиваются, оставляя очевидные
Следы своего существования.