Мет усилий и тех и других

Да и как не верить в существование правовой верховной

власти, как не искать ее? Возьмем самый простой случай:

Предположим, что нужно совершить какое-нибудь действие,

Касающееся либо целого общества, либо нескольких его чле-

Нов, либо одного человека. Совершение этого действия, без

Сомнения, всегда подлежит известным правилам; всегда су-

Ществует законная воля, которою следует руководствоваться,

Которую должно осуществить на самом деле. Проникните ли

Вы в мельчайшие подробности общественной жизни, возвы-

Ситесь ли вы до самых важных ее событий — везде вы найде-

Те истину, требующую приведения ее в известность, найде-

Те справедливую, разумную идею, требующую практического

Применения. Вот сущность правомерной верховной власти,

К которой не перестают и не могут перестать стремиться мыс-

Лители и народы.

В какой мере человеческая сила и воля могут олицетво-

Рять собою правомерную верховную власть, в истинном смыс-

Ле этого слова? Есть ли в этом предположении что-либо неиз-

Бежное, опасное и ложное? Как судить в особенности об оли-

Цетворении правового единодержавия в образе королевской

209

UKMzOS RK{STYS

Власти? При каких условиях, в каких пределах можно допус-

Тить такое олицетворение? Вот важные вопросы, которых

Нам не придется разбирать здесь в подробности; но мы по не-

Обходимости должны были указать на них; а теперь, мимохо-

Дом, скажем о них несколько слов.

Я утверждаю — и в этом отношении слова мои подтвержда-

Ются здравым смыслом, — что верховная власть, по праву пол-

Ная и неизменная, никому принадлежать не может, что всякое

Присвоение ее какой-либо единичной силе опасно и ложно

В самых коренных основаниях своих. Отсюда проистекает не-

Обходимость ограничения всякой власти, каково бы ни было

Ее имя, ее форма; отсюда — неизбежная незаконность всякой

Абсолютной власти, каково бы ни было ее происхождение —

Завоевание ли, наследственность или избрание. Можно не со-

Глашаться в средствах изыскания правомерной верховной вла-

Сти; они изменяются, смотря по времени и месту; но никогда

И нигде никакая сила не может законно быть признана един-

Ственным источником, представителем этой власти.

При всей справедливости этого принципа, королевская

Власть, в какой бы системе она не проявлялась, представля-

Ет собою олицетворение державности по праву. Обратитесь

К теократической системе: вы увидите, что король — образ Бо-

Жий на земле, другими словами, что он олицетворяет собою

Верховную справедливость, истину, благо. Предложите тот же

Вопрос юристам: они ответят вам, что король — это живой за-

Кон, другими словами, что король есть олицетворение право-

Мерной верховной власти, олицетворение закона, имеющего

Право управлять обществом. Спросите, наконец, самую коро-

Левскую власть, в системе так называемой абсолютной монар-

Хии: она назовет себя олицетворением государства, общест-

Венного интереса. В какой бы системе, в каком бы положении

Вы ни рассматривали королевскую власть, всегда и везде вы

Встретитесь с притязанием ее представлять собою ту право-

Мерную верховную власть, которая одна только способна за-

210

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Конно управлять обществом. В этом нет ничего удивительно-

Го. В чем заключаются отличительные признаки верховной

Власти по праву, свойства, проистекающие из самой сущности

Ее? Прежде всего, это власть единственная в своем роде; ис-

Тина, справедливость — только одна, а следовательно, может

Быть только одна правомерная верховная власть. Далее, она

Постоянна, неизменна, как и сама истина; она стоит выше всех

Превратностей, случайностей этого мира; она не имеет ничего

Общего с ними; она относится к миру, как зритель и судья: та-

Ково назначение ее. Эти естественные свойства правомерной

Державности внешним образом все соединяются в королев-

Ской власти; она представляется самою наглядною формою,

Самым верным изображением их. Прочтите сочинение Бен-

Жамена Констана, в котором он так остроумно представил ко-

Ролевскую власть нейтральною, посредническою силою, воз-

Вышающеюся над случайностями, над волнениями общества,

И принимающею участие только в важнейших кризисах его.

Такая картина не напоминает ли вам положения правомерной

Верховной власти в управлении обществом? В этой идее есть,

Без сомнения, нечто поразительное для ума, потому что она

С чрезвычайною быстротою перешла из книг в факты. Один

Государь сделал ее даже — в бразильской конституции — основа-

Нием своего престола; в этой конституции королевская власть

Является посредником, возвышающимся над действующими

Властями в качестве зрителя и судьи в политической борьбе.

С какой бы точки зрения мы ни рассматривали королев-

Скую власть, сравнивая ее с идеею правомерной державности,

Вы найдете между ними большое внешнее сходство, которое

Не могло не поразить умы людей. Вот почему каждый раз, когда

Воображение или мысль людей обращалась предпочтительно

К созерцанию или изучению правомерной верховной власти,

Ее природы, ее отличительных признаков — люди склонялись

На сторону королевской власти. Когда перевес принадлежал

Религиозным идеям, постоянное размышление о Боге, о боже-

211

UKMzOS RK{STYS

Ственных свойствах приводило людей к монархической систе-

Ме. Когда в обществе преобладали юристы, привычка изучать

Под именем законов сущность правомерной верховной вла-

Сти благоприятствовало развитию учения об олицетворении

Этой власти в королевском сане. Внимательное, напряженное

Размышление о природе и свойствах правомерной державно-

Сти всегда давало силу и вес королевской власти, отражавшей

В себе эту державность, если только тому не препятствовали

Другие причины. Бывают, кроме того, времена, особенно бла-

Гоприятствующие такому олицетворению, — времена наиболь-

Шего развития индивидуальных сил, со всеми своими случай-

Ностями и прихотями, времена всеобщего господства эгоизма,

Основанного либо на невежестве и грубости, либо на испор-

Ченности нравов. В такое время общество, отданное на жертву


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: