Да и как не верить в существование правовой верховной
власти, как не искать ее? Возьмем самый простой случай:
Предположим, что нужно совершить какое-нибудь действие,
Касающееся либо целого общества, либо нескольких его чле-
Нов, либо одного человека. Совершение этого действия, без
Сомнения, всегда подлежит известным правилам; всегда су-
Ществует законная воля, которою следует руководствоваться,
Которую должно осуществить на самом деле. Проникните ли
Вы в мельчайшие подробности общественной жизни, возвы-
Ситесь ли вы до самых важных ее событий — везде вы найде-
Те истину, требующую приведения ее в известность, найде-
Те справедливую, разумную идею, требующую практического
Применения. Вот сущность правомерной верховной власти,
К которой не перестают и не могут перестать стремиться мыс-
Лители и народы.
В какой мере человеческая сила и воля могут олицетво-
Рять собою правомерную верховную власть, в истинном смыс-
Ле этого слова? Есть ли в этом предположении что-либо неиз-
Бежное, опасное и ложное? Как судить в особенности об оли-
Цетворении правового единодержавия в образе королевской
209
UKMzOS RK{STYS
Власти? При каких условиях, в каких пределах можно допус-
Тить такое олицетворение? Вот важные вопросы, которых
Нам не придется разбирать здесь в подробности; но мы по не-
Обходимости должны были указать на них; а теперь, мимохо-
Дом, скажем о них несколько слов.
Я утверждаю — и в этом отношении слова мои подтвержда-
Ются здравым смыслом, — что верховная власть, по праву пол-
Ная и неизменная, никому принадлежать не может, что всякое
Присвоение ее какой-либо единичной силе опасно и ложно
В самых коренных основаниях своих. Отсюда проистекает не-
Обходимость ограничения всякой власти, каково бы ни было
Ее имя, ее форма; отсюда — неизбежная незаконность всякой
Абсолютной власти, каково бы ни было ее происхождение —
Завоевание ли, наследственность или избрание. Можно не со-
Глашаться в средствах изыскания правомерной верховной вла-
Сти; они изменяются, смотря по времени и месту; но никогда
И нигде никакая сила не может законно быть признана един-
Ственным источником, представителем этой власти.
При всей справедливости этого принципа, королевская
Власть, в какой бы системе она не проявлялась, представля-
Ет собою олицетворение державности по праву. Обратитесь
К теократической системе: вы увидите, что король — образ Бо-
Жий на земле, другими словами, что он олицетворяет собою
Верховную справедливость, истину, благо. Предложите тот же
Вопрос юристам: они ответят вам, что король — это живой за-
Кон, другими словами, что король есть олицетворение право-
Мерной верховной власти, олицетворение закона, имеющего
Право управлять обществом. Спросите, наконец, самую коро-
Левскую власть, в системе так называемой абсолютной монар-
Хии: она назовет себя олицетворением государства, общест-
Венного интереса. В какой бы системе, в каком бы положении
Вы ни рассматривали королевскую власть, всегда и везде вы
Встретитесь с притязанием ее представлять собою ту право-
Мерную верховную власть, которая одна только способна за-
210
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Конно управлять обществом. В этом нет ничего удивительно-
Го. В чем заключаются отличительные признаки верховной
Власти по праву, свойства, проистекающие из самой сущности
Ее? Прежде всего, это власть единственная в своем роде; ис-
Тина, справедливость — только одна, а следовательно, может
Быть только одна правомерная верховная власть. Далее, она
Постоянна, неизменна, как и сама истина; она стоит выше всех
Превратностей, случайностей этого мира; она не имеет ничего
Общего с ними; она относится к миру, как зритель и судья: та-
Ково назначение ее. Эти естественные свойства правомерной
Державности внешним образом все соединяются в королев-
Ской власти; она представляется самою наглядною формою,
Самым верным изображением их. Прочтите сочинение Бен-
Жамена Констана, в котором он так остроумно представил ко-
Ролевскую власть нейтральною, посредническою силою, воз-
Вышающеюся над случайностями, над волнениями общества,
И принимающею участие только в важнейших кризисах его.
Такая картина не напоминает ли вам положения правомерной
Верховной власти в управлении обществом? В этой идее есть,
Без сомнения, нечто поразительное для ума, потому что она
С чрезвычайною быстротою перешла из книг в факты. Один
Государь сделал ее даже — в бразильской конституции — основа-
Нием своего престола; в этой конституции королевская власть
Является посредником, возвышающимся над действующими
Властями в качестве зрителя и судьи в политической борьбе.
С какой бы точки зрения мы ни рассматривали королев-
Скую власть, сравнивая ее с идеею правомерной державности,
Вы найдете между ними большое внешнее сходство, которое
Не могло не поразить умы людей. Вот почему каждый раз, когда
Воображение или мысль людей обращалась предпочтительно
К созерцанию или изучению правомерной верховной власти,
Ее природы, ее отличительных признаков — люди склонялись
На сторону королевской власти. Когда перевес принадлежал
Религиозным идеям, постоянное размышление о Боге, о боже-
211
UKMzOS RK{STYS
Ственных свойствах приводило людей к монархической систе-
Ме. Когда в обществе преобладали юристы, привычка изучать
Под именем законов сущность правомерной верховной вла-
Сти благоприятствовало развитию учения об олицетворении
Этой власти в королевском сане. Внимательное, напряженное
Размышление о природе и свойствах правомерной державно-
Сти всегда давало силу и вес королевской власти, отражавшей
В себе эту державность, если только тому не препятствовали
Другие причины. Бывают, кроме того, времена, особенно бла-
Гоприятствующие такому олицетворению, — времена наиболь-
Шего развития индивидуальных сил, со всеми своими случай-
Ностями и прихотями, времена всеобщего господства эгоизма,
Основанного либо на невежестве и грубости, либо на испор-
Ченности нравов. В такое время общество, отданное на жертву