Даже после торжества своего, при всех своих богатствах, при

Всем значении, не была облечена непосредственною прави-

Тельственною властью. В деятельности ее отражалось ее чис-

То нравственное происхождение. Обширно было ее влияние,

Но не власть. Она проникла в муниципальные учреждения; мо-

Гущественно действовала на императоров, на всех император-

Ских агентов; но положительное заведывание общественными

Делами, т. е. правительство в собственном смысле слова не на-

Ходилось в руках церкви. Но косвенным путем, путем просто-

Го влияния не может установиться ни одна правительствен-

Ная система, ни теократическая, ни какая-либо другая; прави-

Тельство должно судить, распоряжаться, повелевать, собирать

Подати, располагать доходами, одним словом, управлять, фак-

Тически господствовать над обществом. Действуя убеждени-

Ем на народы и правительства, можно сделать многое, можно

Приобрести сильное влияние, но нельзя управлять, нельзя ос-

Новать систему, нельзя овладеть будущим. Таково было поло-

Жение христианской церкви в силу самого ее происхождения.

228

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Она всегда стояла рядом со светским правительством, но ни-

Когда не могла устранить или заменить его. Вот серьезное пре-

Пятствие, которого не могла преодолеть попытка теократиче-

Ской организации.

С раннего времени она встречается также с другим пре-

Пятствием. После падения Римской империи, после основа-

Ния варварских государств христианская церковь находилась

В ряду побежденных. Прежде всего она должна была выйти

Из этого положения, она должна была начать обращением по-

Бедителей в христианскую веру и таким образом возвысить-

Ся на один уровень с ними. Достигнув этой цели и помышляя

О преобладании, церковь столкнулась с надменностью фео-

Дального дворянства. Светский феодализм оказал при этом

Европе огромную услугу; в xi веке народы были почти совер-

Шенно покорены церковью; государи едва могли защищаться

Против нее: одно феодальное дворянство никогда не подчиня-

Лось игу духовенства, никогда не унижалось пред ним. Изучая

Общий характер Средних веков, нельзя не заметить странную

Смесь надменности и повиновения, слепого верованья и сво-

Боды духа, господствовавшую в отношениях светских фео-

Дальных владык к духовенству. Припомним замечания наши

О происхождении феодализма, о первоначальных составных

Частях его, о способе образования элементарного феодально-

Го общества вокруг феодального владельца. Я выяснил, до ка-

Кой степени священник в этом обществе стоял ниже владель-

Ца. Среди феодального дворянства навсегда сохранилось вос-

Поминание такого положения; оно постоянно считало себя

не только независимым от церкви, но и высшим, нежели она;

Оно признавало лишь за собою право обладать, управлять

Страною; оно желало жить в добром согласии с духовенством,

Но с тем, чтобы назначать ему его долю влияния, а не прини-

Мать от него свою собственную. В течение многих веков не-

Зависимость общества от церкви была поддерживаемая свет-

Скою аристократиею; она гордо защищалась в то время, ко-

229

UKMzOS RKWSTYS

Гда смирились и короли, и народы. Она раньше всех других

Общественных сил воспротивилась попытке теократической

Организации и всего более, быть может, содействовала неуда-

Че этой попытки.

Третье обстоятельство, противодействовавшее попытке

Теократической организации, не обращало на себя, вообще

Говоря, должного внимания, а последствия его нередко даже

Подвергались неправильной оценке. Везде, где только духо-

Венство овладевало обществом и подчиняло его теократиче-

Ской организации, власть всегда доставалась духовенству, до-

Пускавшему в своих недрах брачную жизнь, т. е. сословию свя-

Щеннослужителей, пополнявшемуся из своей собственной

Среды, воспитывавшему детей своих для того же положения,

В котором родились они. Пересмотрите историю, обратитесь

К Азии, к Египту: все великие теократии были произведени-

Ем духовенства, составлявшего само по себе полное общество,

Почерпавшего в самом себе все элементы своей силы и ниче-

Го не заимствовавшего извне. Христианское духовенство, как

Безбрачное, находилось в совершенно другом положении; что-

Бы продолжать свое существование, оно должно было посто-

Янно прибегать к светскому обществу, обращаться для своего

Пополнения ко всем сословиям. Тщетно сословный дух напря-

Гал свои силы, чтобы подчинить себе эти чуждые ему элемен-

Ты; в новых пришельцах всегда оставались некоторые следы

Их происхождения; и горожане, и дворяне всегда сохраняли

Известные черты своего прежнего духа, своего первобытно-

Го состояния. Безбрачие священников, без сомнения, содейст-

Вовало отчуждению католического духовенства от прочих со-

Словий; оно ставило его в совершенно особенное положение,

Чуждое интересам и общественной жизни других людей; но

Вместе с тем оно принуждало его беспрерывно вступать в сно-

Шения с светским обществом, обновлять, пополнять себя

С его помощью, принимать, переносить часть совершивших-

Ся там нравственных переворотов. Я не колеблясь утверждаю,

230

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Что это постоянно возрождающаяся необходимость причини-

Ла попытке теократической организации гораздо более вре-

Да, нежели мог принести ей пользы сословный дух, поддержи-

Ваемый безбрачием духовенства.

Наконец, в самых недрах духовенства встретились могуще-

Ственные противники этой попытки. Часто говорят о единст-

Ве церкви; действительно, она постоянно стремилась к нему

И в некоторых отношениях благополучно достигла его. Не бу-

Дем, однако, увлекаться ни блеском слов, ни блеском отдель-

Ных фактов. В каком обществе более внутренних раздоров, бо-

Лее партий, нежели в духовенстве? Какая нация разделялась,

Волновалась, изменяла свое направление чаще, нежели тео-

Кратическая нация? Национальные церкви большей части ев-

Ропейских государств почти беспрерывно борются с римским

Престолом, соборы с папами; ереси бесчисленны и беспре-

Станно возрождаются; постоянно есть повод к расколу; нигде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: