Всем значении, не была облечена непосредственною прави-
Тельственною властью. В деятельности ее отражалось ее чис-
То нравственное происхождение. Обширно было ее влияние,
Но не власть. Она проникла в муниципальные учреждения; мо-
Гущественно действовала на императоров, на всех император-
Ских агентов; но положительное заведывание общественными
Делами, т. е. правительство в собственном смысле слова не на-
Ходилось в руках церкви. Но косвенным путем, путем просто-
Го влияния не может установиться ни одна правительствен-
Ная система, ни теократическая, ни какая-либо другая; прави-
Тельство должно судить, распоряжаться, повелевать, собирать
Подати, располагать доходами, одним словом, управлять, фак-
Тически господствовать над обществом. Действуя убеждени-
Ем на народы и правительства, можно сделать многое, можно
Приобрести сильное влияние, но нельзя управлять, нельзя ос-
Новать систему, нельзя овладеть будущим. Таково было поло-
Жение христианской церкви в силу самого ее происхождения.
228
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Она всегда стояла рядом со светским правительством, но ни-
Когда не могла устранить или заменить его. Вот серьезное пре-
Пятствие, которого не могла преодолеть попытка теократиче-
Ской организации.
С раннего времени она встречается также с другим пре-
Пятствием. После падения Римской империи, после основа-
Ния варварских государств христианская церковь находилась
В ряду побежденных. Прежде всего она должна была выйти
Из этого положения, она должна была начать обращением по-
Бедителей в христианскую веру и таким образом возвысить-
Ся на один уровень с ними. Достигнув этой цели и помышляя
О преобладании, церковь столкнулась с надменностью фео-
Дального дворянства. Светский феодализм оказал при этом
Европе огромную услугу; в xi веке народы были почти совер-
Шенно покорены церковью; государи едва могли защищаться
Против нее: одно феодальное дворянство никогда не подчиня-
Лось игу духовенства, никогда не унижалось пред ним. Изучая
Общий характер Средних веков, нельзя не заметить странную
Смесь надменности и повиновения, слепого верованья и сво-
Боды духа, господствовавшую в отношениях светских фео-
Дальных владык к духовенству. Припомним замечания наши
О происхождении феодализма, о первоначальных составных
Частях его, о способе образования элементарного феодально-
Го общества вокруг феодального владельца. Я выяснил, до ка-
Кой степени священник в этом обществе стоял ниже владель-
Ца. Среди феодального дворянства навсегда сохранилось вос-
Поминание такого положения; оно постоянно считало себя
не только независимым от церкви, но и высшим, нежели она;
Оно признавало лишь за собою право обладать, управлять
Страною; оно желало жить в добром согласии с духовенством,
Но с тем, чтобы назначать ему его долю влияния, а не прини-
Мать от него свою собственную. В течение многих веков не-
Зависимость общества от церкви была поддерживаемая свет-
Скою аристократиею; она гордо защищалась в то время, ко-
229
UKMzOS RKWSTYS
Гда смирились и короли, и народы. Она раньше всех других
Общественных сил воспротивилась попытке теократической
Организации и всего более, быть может, содействовала неуда-
Че этой попытки.
Третье обстоятельство, противодействовавшее попытке
Теократической организации, не обращало на себя, вообще
Говоря, должного внимания, а последствия его нередко даже
Подвергались неправильной оценке. Везде, где только духо-
Венство овладевало обществом и подчиняло его теократиче-
Ской организации, власть всегда доставалась духовенству, до-
Пускавшему в своих недрах брачную жизнь, т. е. сословию свя-
Щеннослужителей, пополнявшемуся из своей собственной
Среды, воспитывавшему детей своих для того же положения,
В котором родились они. Пересмотрите историю, обратитесь
К Азии, к Египту: все великие теократии были произведени-
Ем духовенства, составлявшего само по себе полное общество,
Почерпавшего в самом себе все элементы своей силы и ниче-
Го не заимствовавшего извне. Христианское духовенство, как
Безбрачное, находилось в совершенно другом положении; что-
Бы продолжать свое существование, оно должно было посто-
Янно прибегать к светскому обществу, обращаться для своего
Пополнения ко всем сословиям. Тщетно сословный дух напря-
Гал свои силы, чтобы подчинить себе эти чуждые ему элемен-
Ты; в новых пришельцах всегда оставались некоторые следы
Их происхождения; и горожане, и дворяне всегда сохраняли
Известные черты своего прежнего духа, своего первобытно-
Го состояния. Безбрачие священников, без сомнения, содейст-
Вовало отчуждению католического духовенства от прочих со-
Словий; оно ставило его в совершенно особенное положение,
Чуждое интересам и общественной жизни других людей; но
Вместе с тем оно принуждало его беспрерывно вступать в сно-
Шения с светским обществом, обновлять, пополнять себя
С его помощью, принимать, переносить часть совершивших-
Ся там нравственных переворотов. Я не колеблясь утверждаю,
230
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Что это постоянно возрождающаяся необходимость причини-
Ла попытке теократической организации гораздо более вре-
Да, нежели мог принести ей пользы сословный дух, поддержи-
Ваемый безбрачием духовенства.
Наконец, в самых недрах духовенства встретились могуще-
Ственные противники этой попытки. Часто говорят о единст-
Ве церкви; действительно, она постоянно стремилась к нему
И в некоторых отношениях благополучно достигла его. Не бу-
Дем, однако, увлекаться ни блеском слов, ни блеском отдель-
Ных фактов. В каком обществе более внутренних раздоров, бо-
Лее партий, нежели в духовенстве? Какая нация разделялась,
Волновалась, изменяла свое направление чаще, нежели тео-
Кратическая нация? Национальные церкви большей части ев-
Ропейских государств почти беспрерывно борются с римским
Престолом, соборы с папами; ереси бесчисленны и беспре-
Станно возрождаются; постоянно есть повод к расколу; нигде