Щее феодальное дворянство, настоящая буржуазия; в Анг-

Лии национальная церковь имеет еще общественные доходы

И особый порядок судопроизводства; но отдельная жизнь всех

Этих учреждений только кажущаяся; в политическом отноше-

Нии они все слились в одно общество, вошли в состав госу-

Дарства, управляются общественными властями, подчиняют-

Ся одной и той же системе, увлекаются потоком одних и тех же

Идей и нравов. Повторяю, даже там, где еще существует фор-

Ма прежних общественных элементов, разделение и независи-

Мость их не имеют уже более никакого реального значения.

Несмотря на то, попытки привести в порядок обществен-

Ные элементы, не изменяя ни самой сущности их, ни разнооб-

Разия, играли важную роль в истории Европы; к ним относит-

Ся значительная часть событий рассматриваемой нами эпохи,

Которою первобытная Европа отличается от новейшей, эпо-

Хи, в которой совершилось преобразование европейского об-

Щества. Они не только играли в ней важную роль, но имели

Сильное влияние и на последующие события, на способ при-

Ведения всех общественных элементов к двум — правительст-

Ву и народу. Вот почему весьма важно изучить и понять попыт-

225

UKMzOS RKWSTYS

Ки политической организации, имевшие место в промежуток

Времени между xii и xvi веками с целью создать народы и пра-

Вительства, не уничтожая различия второстепенных обществ,

Боровшихся между собою. Такова задача настоящей лекции —

Задача очень трудная.

Не все попытки политической организации были задума-

Ны и совершены с добрым намерением: многие из них сдела-

Ны были исключительно в видах эгоизма и тирании. Неко-

Торые, однако, были вполне бескорыстны и действительно

Имели предметом нравственное и общественное благо людей.

Состояние разъединения, насилия, неправды, в котором на-

Ходилось тогдашнее общество, было невыносимо для великих

Умов, для возвышенных сердец и заставляло их беспрестан-

Но искать средств к выходу из него. Но даже самые лучшие

Из этих благородных попыток не имели успеха, столько муже-

ства, жертв, усилий, доблестей не привели к желанной цели:

Не печальное ли это зрелище? Но в действительности оно еще

Печальнее. Эти попытки общественного усовершенствования

Не только остались без успеха, но к ним присоединилась ог-

Ромная масса заблуждений и зла. Вопреки благому намере-

Нию, они по большей части были бессмысленны и свидетель-

Ствуют о совершенном отсутствии разума и справедливости,

О глубоком непонимании прав человеческого рода и условий

Общественного быта; виновники попыток заслуживали своей

Неудачи. Итак, мы видим здесь не только бедственную судьбу

Человеческого рода, но и нравственную немощь его. Мы ви-

Дим, до какой степени самая малая доля истины может пора-

Зить величайшие умы, до какой степени она заставляет их со-

Вершенно забыть все окружающее, делает их слепыми для все-

Го того, что не входит в тесный круг их излюбленной идеи; мы

Видим также, как одна хорошая сторона предприятия может

Затмить все несправедливости, заключающиеся в нем и допус-

Каемые им. Это доказательство порочности и несовершенства

Человека наводит на нас еще большую грусть, чем все бедствия

226

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Его земной жизни; заблуждения его ужаснее его страданий.

Попытки, о которых я буду говорить, богаты и заблуждения-

Ми, и страданиями; решимся взглянуть на это зрелище, сохра-

Няя полное беспристрастие к этим людям, к этим векам, ко-

Торые так часто заблуждались, потерпели такие страшные не-

Удачи, но тем не менее обнаружили столь великие доблести,

Выказали столь благородные усилия и заслужили столь гром-

Кую славу.

Попытки политической организации, совершившиеся ме-

Жду xii и xvi веками, были двух родов: одни имели предметом

Доставить преобладание одному из общественных элементов —

Духовенству, феодальному дворянству или городским общи-

Нам, — подчинить ему все другие и этою ценою купить единст-

Во. Другие старались согласить все отдельные элементы и дать

Им общую деятельность, гарантируя каждому из них свободу

И обеспечивая за ним известную долю влияния.

Попытки первого рода больше возбуждают подозрение

В эгоизме и тирании. Действительно, они чаще носили в себе

Эти недостатки; они по самой природе своей должны были

Прибегать к исключительно тираническим способам дейст-

Вия; однако многие из них могли быть и на самом деле были

Предприняты бескорыстно, в видах блага и прогресса челове-

Ческого рода. Раньше всех других представляется попытка тео-

Кратической организации, т. е. стремление подчинить все раз-

Личные общества началам и власти церкви.

Припомним, что было сказано об истории церкви. Я ста-

Рался объяснить, какие начала развивались в ее недрах, в ка-

Кой степени законно было каждое из них, каким образом они

Возникли из естественного хода событий, какие оказали услу-

Ги, какое причинили зло. Мы познакомились с характерными

Чертами разных состояний, через которые прошла церковь ме-

Жду viii и xii столетиями; мы рассмотрели церковь импера-

Торскую, варварскую, феодальную, наконец, теократическую.

Предполагая, что все это свежо в памяти, мы попытаемся те-

227

UKMzOS RKWSTYS

Перь указать, что сделало духовенство для приобретения гос-

Подства над Европой, и почему оно не имело в том успеха.

Попытка теократической организации является очень ран-

Нею и обнаруживается как в действиях римского престола, так

И вообще в действиях духовенства; она естественно происте-

Кала из политического и нравственного превосходства церк-

Ви; но с первых же шагов, она встретила препятствия, кото-

Рых не могла преодолеть даже во времена развития своей наи-

Большей силы.

Первое препятствие заключалось в самой сущности хри-

Стианской веры. Резко отличаясь в этом отношении от боль-

Шинства религиозных верований, христианство установилось

Путем убеждения чисто нравственного; оно не было при са-

Мом возникновении своем вооружено силою; в первые века

Своего существования оно покоряло исключительно словом

И обращалось только к душе человека. Вот почему церковь,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: