Лии национальная церковь имеет еще общественные доходы
И особый порядок судопроизводства; но отдельная жизнь всех
Этих учреждений только кажущаяся; в политическом отноше-
Нии они все слились в одно общество, вошли в состав госу-
Дарства, управляются общественными властями, подчиняют-
Ся одной и той же системе, увлекаются потоком одних и тех же
Идей и нравов. Повторяю, даже там, где еще существует фор-
Ма прежних общественных элементов, разделение и независи-
Мость их не имеют уже более никакого реального значения.
Несмотря на то, попытки привести в порядок обществен-
Ные элементы, не изменяя ни самой сущности их, ни разнооб-
Разия, играли важную роль в истории Европы; к ним относит-
Ся значительная часть событий рассматриваемой нами эпохи,
Которою первобытная Европа отличается от новейшей, эпо-
Хи, в которой совершилось преобразование европейского об-
Щества. Они не только играли в ней важную роль, но имели
|
|
Сильное влияние и на последующие события, на способ при-
Ведения всех общественных элементов к двум — правительст-
Ву и народу. Вот почему весьма важно изучить и понять попыт-
225
UKMzOS RKWSTYS
Ки политической организации, имевшие место в промежуток
Времени между xii и xvi веками с целью создать народы и пра-
Вительства, не уничтожая различия второстепенных обществ,
Боровшихся между собою. Такова задача настоящей лекции —
Задача очень трудная.
Не все попытки политической организации были задума-
Ны и совершены с добрым намерением: многие из них сдела-
Ны были исключительно в видах эгоизма и тирании. Неко-
Торые, однако, были вполне бескорыстны и действительно
Имели предметом нравственное и общественное благо людей.
Состояние разъединения, насилия, неправды, в котором на-
Ходилось тогдашнее общество, было невыносимо для великих
Умов, для возвышенных сердец и заставляло их беспрестан-
Но искать средств к выходу из него. Но даже самые лучшие
Из этих благородных попыток не имели успеха, столько муже-
ства, жертв, усилий, доблестей не привели к желанной цели:
Не печальное ли это зрелище? Но в действительности оно еще
Печальнее. Эти попытки общественного усовершенствования
Не только остались без успеха, но к ним присоединилась ог-
Ромная масса заблуждений и зла. Вопреки благому намере-
Нию, они по большей части были бессмысленны и свидетель-
Ствуют о совершенном отсутствии разума и справедливости,
|
|
О глубоком непонимании прав человеческого рода и условий
Общественного быта; виновники попыток заслуживали своей
Неудачи. Итак, мы видим здесь не только бедственную судьбу
Человеческого рода, но и нравственную немощь его. Мы ви-
Дим, до какой степени самая малая доля истины может пора-
Зить величайшие умы, до какой степени она заставляет их со-
Вершенно забыть все окружающее, делает их слепыми для все-
Го того, что не входит в тесный круг их излюбленной идеи; мы
Видим также, как одна хорошая сторона предприятия может
Затмить все несправедливости, заключающиеся в нем и допус-
Каемые им. Это доказательство порочности и несовершенства
Человека наводит на нас еще большую грусть, чем все бедствия
226
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Его земной жизни; заблуждения его ужаснее его страданий.
Попытки, о которых я буду говорить, богаты и заблуждения-
Ми, и страданиями; решимся взглянуть на это зрелище, сохра-
Няя полное беспристрастие к этим людям, к этим векам, ко-
Торые так часто заблуждались, потерпели такие страшные не-
Удачи, но тем не менее обнаружили столь великие доблести,
Выказали столь благородные усилия и заслужили столь гром-
Кую славу.
Попытки политической организации, совершившиеся ме-
Жду xii и xvi веками, были двух родов: одни имели предметом
Доставить преобладание одному из общественных элементов —
Духовенству, феодальному дворянству или городским общи-
Нам, — подчинить ему все другие и этою ценою купить единст-
Во. Другие старались согласить все отдельные элементы и дать
Им общую деятельность, гарантируя каждому из них свободу
И обеспечивая за ним известную долю влияния.
Попытки первого рода больше возбуждают подозрение
В эгоизме и тирании. Действительно, они чаще носили в себе
Эти недостатки; они по самой природе своей должны были
Прибегать к исключительно тираническим способам дейст-
Вия; однако многие из них могли быть и на самом деле были
Предприняты бескорыстно, в видах блага и прогресса челове-
Ческого рода. Раньше всех других представляется попытка тео-
Кратической организации, т. е. стремление подчинить все раз-
Личные общества началам и власти церкви.
Припомним, что было сказано об истории церкви. Я ста-
Рался объяснить, какие начала развивались в ее недрах, в ка-
Кой степени законно было каждое из них, каким образом они
Возникли из естественного хода событий, какие оказали услу-
Ги, какое причинили зло. Мы познакомились с характерными
Чертами разных состояний, через которые прошла церковь ме-
Жду viii и xii столетиями; мы рассмотрели церковь импера-
Торскую, варварскую, феодальную, наконец, теократическую.
Предполагая, что все это свежо в памяти, мы попытаемся те-
227
UKMzOS RKWSTYS
Перь указать, что сделало духовенство для приобретения гос-
Подства над Европой, и почему оно не имело в том успеха.
Попытка теократической организации является очень ран-
Нею и обнаруживается как в действиях римского престола, так
И вообще в действиях духовенства; она естественно происте-
Кала из политического и нравственного превосходства церк-
Ви; но с первых же шагов, она встретила препятствия, кото-
Рых не могла преодолеть даже во времена развития своей наи-
Большей силы.
Первое препятствие заключалось в самой сущности хри-
Стианской веры. Резко отличаясь в этом отношении от боль-
|
|
Шинства религиозных верований, христианство установилось
Путем убеждения чисто нравственного; оно не было при са-
Мом возникновении своем вооружено силою; в первые века
Своего существования оно покоряло исключительно словом
И обращалось только к душе человека. Вот почему церковь,