Каждый хозяйствующий субъект имеет главную цель - достижение прибыли. В основе экономической политики лежит экономическая стратегия хоз.субъекта, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.
Содержанием экономической политики (достижения целей) на микроуровне являются:
• стремление к повышению производительности труда;
• обеспечение эк. стабильности;
• достижение экономического роста;
•достижение максимальной прибыли;
• завоевание потребителей на рынке.
Так как деятельность любого хоз. субъекта направлена на достижение данных целей, необходимо осуществлять внутренний контроль и аудит эффективности мероприятий.
Внутренний контроль - это процесс, направленный на достижение достаточного уровня уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Эффективность функционирования внутреннего контроля в организациях зависит от надлежащей системы аналитического обеспечения этого процесса, а именно формирования объективной, оперативной и достоверной информации.
Под аналитическим обеспечением понимается система сбора и накопления сведений с целью последующего их преобразования в достоверную экономическую информацию для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Основные задачи аналитического обеспечения: сбор, обработка, анализ, прогнозирование и выдача информации о рынках; изучение конкурентов, их устремлений и методов конкурентной борьбы; изучение платежеспособности и кредитоспособности; постоянный мониторинг всех подсистем и звеньев хозяйствующего субъекта; аудит эффективности хозяйствующего субъекта; выдача руководству рекомендаций на основе анализа и прогнозирования.
Процесс получения аналит.материалов можно разделить на несколько этапов:
· определение информационных потребностей (какая информация нужна, какому получателю, с какой точностью, с какой актуальностью и с какими временными интервалами);
· сбор и обработка информации (отбор и определение внутренних и внешних информационных источников, а также сроков; учет затрат на информацию и пользы от ее получения; сжатие, объединение, связь или детализация информации);
· передача информации и ее интерпретация (выбор возможностей подачи информации (графически, в таблицах, в формулах), интерпретация чисел и показателей (раскрытие причин и следствий, предложение вариантов действий, мероприятий и правил принятия решений, проведение тренингов));
· хранение информации и ее дальнейшая рациональная обработка (выбор технического оснащения для хранения информации и инструментария из сферы информационных технологий).
Для получения аналитических материалов могут исследоваться и использоваться: Бух.фин. отчетность, сопоставление показателей деятельности хозяйствующего субъекта и конкурентов в данной области деятельности, смета затрат, производственные отчеты, исследование показателей деятельности компании и динамика условий рынка для прогнозирования дальнейшего развития.
Представленная выше информация обрабатывается и формируется в аналит.материалы: диаграммы, графики, таблицы, экспертные оценки.
На основании данных аналит.материалов можно проводить такие процедуры внутреннего контроля, как оценка мероприятий в обл.эк.пол-ки хоз.субъекта, проверка арифметических записей, подотчетность и т.д.