Способы и методы разработки стратегии поведения предприятий нефтяной и газовой промышленности на различных рынках

Нефтегазовая промышленность является основной бюджетообразующей отраслью России. Долгосрочная эффективная работа предприятия определяется правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал предприятия. Единой стратегии для всех предприятий не существует.

стратегия – это план действий компании, направленный на использование своих преимуществ относительно других участников рынка, а так же определяющий приоритетные задачи, ресурсы и последовательность шагов по достижению доминирующей позиции на рынке.

1. Стратегия минимизации издержек Эта стратегия подразумевает ценовое лидерство и дает компании возможность достигать самого низкого уровня затрат.

Преимущества данной стратегии заключаются: в том, что низкие издержки защищают фирму от использования возможностей покупателей для того, чтобы сбивать ее цены до уровня цен, предлагаемых конкурентом, который по эффективности следует за этой фирмой. Во–вторых, низкие издержки защищают фирму от поставщиков, обеспечивая большую гибкость противодействия им по мере роста затрат на вводимые ресурсы. В–третьих, факторы, ведущие к низким издержкам, обычно создают и высокие барьеры на пути к вступлению конкурентов в отрасль – это экономия на масштабе или преимущества по затратам. Наконец, низкие издержки обычно ставят фирму в выгодное положение по отношению к продуктам–заменителям;

Данная стратегия подходит далеко не всем участникам рынка, так как компании, желающие проводить данную стратегию должны контролировать большие доли рынка по сравнению с конкурентами или обладать иными преимуществами, например, благоприятным доступом к сырью. Следующим шагом для продвижения на рынке компаний, реализующих подобную стратегию, будет формирование обширной потребительской базы, так как подобная компания не может довольствоваться маленькими нишами. Лидерство в минимизации издержек может быть эффективным инструментом в борьбе с конкурентами, но никакой гарантии от поражения оно не дает.

2. Стратегия дифференциации. Эта стратегия является альтернативой стратегии минимизации издержек и подразумевает создание уникального товара в своей отрасли. Фирмы также могут использовать маркетинговые инструменты для того, чтобы создать и подчеркнуть неповторимость, особенность или специфические свойства своего товара. Данная стратегия требует определенного увеличения издержек, так как компании должны понимать динамичную природу рынка и человеческих потребностей и, соответственно, инвестировать в исследования и разработки.в большей степени, чем это делают лидеры в минимизации издержек. Преимущества данной стратегии заключается в том, что уникальность товаров или услуг, предлагаемых фирмами, которые реализуют стратегию дифференциации, служит достаточным препятствием на пути новых конкурентов.

Вместе с тем дифференциация несет с собой определенные риски: Если цена продукта у фирм, минимизировавших издержки, намного ниже, чем у фирм, проводящих стратегию дифференциации, потребители могут отдать предпочтение первым. Не исключено, что покупатель решит пожертвовать какими–то деталями, услугами и уникальностью, предлагаемыми второй группой фирм, чтобы добиться снижения издержек.

3. Стратегия концентрации. Эта стратегия подразумевает лидерство в нише или сосредоточение усилий компании на определенной достаточно узкой группе потребителей. Задачи фирмы в рамках данной стратегии подразумевают создание широкого ассортимента продуктов или функционирование на рынке в пределах одного географического региона. Основным отличием данной стратегии от двух предыдущих является то, что выбрав эту стратегию, фирма принимает решение конкурировать только в рамках данного сегмента рынка.

Внедрение стратегий включает в себя пять угроз: 1.Угроза вторжения новых конкурентов. Новые конкуренты часто привносят в отрасль новые технологии, мощности и ресурсы,а это, в свою очередь, меняет поведение потребителей, их предпочтения, и в целом, вторжение новых конкурентов является потрясением для отрасли. 2.  дифференциация продукта и сила существующих торговых марок – чем выше разнообразие и шире ассортимент продуктов, существующих в рамках данной отрасли, тем сложнее вход в нее для новых участников рынка. 3. - политика правительства – если высоко участие самого государства – отрасль теряет привлекательность для новых конкурентов. 4. Уроза со стороны покупателей. Они могут влиять на конкуренцию, предъявляя более высокие требования к уровню сервиса или качеству готового товара. Это, в свою очередь, заставляет производителей увеличивать издержки и, соответственно, уменьшать уровень своей прибыли.  5. Угроза поставщиков. Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. 6.Угроза появления товаров–заменителей. Обычно товары–заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в условиях роста издержек производства и сырья снижает рентабельность компаний. 7.Конкуренция среди действующих конкурентов. Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли. Уровень интенсивности конкуренции высок или растет при наличие в отрасли условий, когда, во–первых, большое количество игроков и их равенство в объемах продаж. Во–вторых, невысокий рост (или падение) рынка, который приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга.

Можно выделить 5 этапов формирования стратегии: 1. Формирование списка внутренних и внешних факторов. - В качестве внешних факторов предлагается рассматривать тип рынка, жизненный цикл отрасли (товара) и модель ответных действий конкурентов. В качестве внутренних факторов предлагается рассматривать желаемую позицию фирмы на рынке, стратегию создания конкурентных преимуществ и модель поведения фирмы .; 2. Описание конкретной фирмы и ее рынка в терминах выделенных характеристик факторов;3. Описание конкретной фирмы и ее рынка в терминах выделенных характеристик факторов. Анализ деятельности фирмы и отрасли, в которой она работает, позволяет позиционировать фирму, получив характеристику меньшей размерности, которая описывает потенциальные конкурентные стратегии данной фирмы. 4. Уточнение цели фирмы в отношении конкурентов и рынка (желаемая позиция на рынке) Классической дилеммой целеполагания является выбор между прибыльностью и увеличением доли рынка, то есть, если фирмы ориентирована на увеличение доли рынка, то ее прибыль в краткосрочной перспективе снижается.;. 5. Формирование маркетингового плана. Желаемая позиция фирмы на рынке определяет направленность маректинговых мероприятий и выбор конкретных средств их реализации в области сбыта, продвижения товара, ценообразования.

 

Способы и методы разработки стратегии поведения экономических агентов на различных рынках с учетом фактора неопределенности и особенностей использования отдельных ресурсов организации.

С развитием товарно-денежных рыночных отношений, усиления конкуренции участников хозяйственного оборота особенно явственно стали возникать опасности недополучения намеченных результатов. Практически все субъекты экономических отношений, находятся в состоянии неопределенности. В свою очередь, неопределенность порождает риск, присущей всей экономической деятельности.

Неопределенность (риск) является одним из важнейших факторов, обуславливающим характер деятельности экономических агентов Российской Федерации в период формирования и развития рыночных отношений.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Ресурсы предприятия многообразны:

 трудовые ресурсы (среднесписочная и среднегодовая численность работников, средний стаж работы по отдельным категориям работников),

Финансовые ресурсы (совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении предприятий),

Природные ресурсы (водные, земельные, минеральные)

Материальные ресурсы (предметы труда: сырье и материалы)

Интеллектуально-информационные ресурсы (совокупность нематериальных активов, документов, имеющих важное стратегическое значение для функционирования организации).

В целом, можно выделить следующие основные способы исследования уровня и особенностей неопределенности деятельности эк.агентов:

1. Социологические способы - группа способов, основывающихся на опросах фирм, которые могут охватывать все ресурсы предприятия в зависимости от особенностей поставленной задачи. Опросы, как правило, носят анонимный характер и проводятся в форме анкетирования,напр., просроченная дебиторская задолженность (3,4%).

2. Метод использования рейтингов - способ оценки уровня неопределенности экономического развития, обычно финансовых и материальных ресурсов, на базе комплексных рейтингов авторитетных международных и национальных агентств. Указанные рейтинги, как правило, формируются агентствами на основе исследования широкого диапазона макроэкономических и отраслевых показателей развития государства или региона, оценок экспертов (в том числе представителей власти и топ-менеджмента крупных корпораций на условиях анонимности) и иных источников информации.

3.    Экспертные оценки - способ определения факторов неопределенности и особенностей состояния ресурсов предприятия экономического развития авторитетными специалистами.

4.    Историко-диалектический подход - метод комплексного анализа уровня неопределенности, базирующийся на исследовании основных тенденций социально-экономического развития, степени стабильности институтов, объеме и распространенных видах операционных издержек и т.п. В рамках данного подхода сложно интерпретировать неопределенность количественно, однако он позволяет выделять специфические черты различных типов неопределенности в широком историческом и социально-политическом контексте.

5.    Статистические методы - группа методов, основанная на исследовании динамики и взаимосвязи агрегированных макроэкономических и отраслевых показателей, таких как темпы роста производства, инвестиций, занятости и других показателей.

 

22. Способы и методы разработки стратегии поведения экономических агентов на различных рынках с помощью инструментария анализа бухгалтерской финансовой отчетности.

Рассмотрение причинно-следственных связей движения финансовых потоков может дать ключ к пониманию существующих проблем на предприятии, выявить его сильные и слабые стороны, а также сформулировать принципы его финансового развития и стратегию на долгосрочную перспективу. Осуществление этой задачи возможно благодаря комплексному финансовому анализу.

Финансовый анализ как неотъемлемая часть хозяйственной оценки имеет цель не просто дать характеристику финансовому положению предприятия, но и сформулировать предложения по совершенствованию его экономической деятельности. Глубокое исследование фактов хозяйственной жизни, структуры, состава, динамики активов позволяет получить стратегическое видение развития предприятия и, как следствие, разработать эффективную финансовую стратегию его функционирования.

Стратегия - гибкий вариант перспективного развития предприятия, основанный на детально проработанной системе финансового анализа, имеющий цель достижения определенных экономических показателей и обеспечивающий будущее эффективное функционирование предприятия с возможностью перманентного изменения.

Среди основных целей любой экономической стратегии можно выделить:

-повышение рыночной стоимости компании;

-повышение инвестиционной привлекательности компании для сторонних инвесторов;

-сохранение и привлечение высококлассного персонала;

-повышение и рост абсолютных и относительных показателей финансово-хозяйственной деятельности;

-эффективное использование всех имеющихся на предприятии ресурсов.

Реализация этих целей возможна благодаря решению соответствующих задач, которые детализируют генеральный план, разбивая его осуществление на конкретные действия и промежутки времени.

В целом, можно выделить следующие основные способы разработки стратегии определения ориентиров эк.агентов:

1.    Социологические способы - группа способов, основывающихся на опросах фирм. Опросы, как правило, носят анонимный характер и проводятся в форме анкетирования,напр., просроченная дебиторская задолженность (3,4%).

2.    Метод использования рейтингов - способ оценки эффективности деятельности предприятия  на базе комплексных рейтингов авторитетных международных и национальных агентств. Указанные рейтинги, как правило, формируются агентствами на основе исследования широкого диапазона макроэкономических и отраслевых показателей развития государства или региона, оценок экспертов (в том числе представителей власти и топ-менеджмента крупных корпораций на условиях анонимности) и иных источников информации.

3.    Экспертные оценки - способ определения экономического развития предприятия авторитетными специалистами, например, аудит бух.фин.отчетности и ее оценка.

4.    Статистические методы - группа методов, основанная на исследовании динамики и взаимосвязи показателей бух.отчетности, таких как темпы роста производства, инвестиций, занятости и других показателей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: