ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
СТРАНИЦЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ
Класс
Учебное пособие
Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики
Донецк 2019
ББК 63.3(2)4 (2Уп – 4с – 2Дон) И 90
Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 314 от 11.03.2019 г.) | Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 5 от 15.10.2018 г. |
Сос та вител и:
Морозов П.Л., заведующий отделом общественных дисциплин ГОУ ДПО
«ДонРИДПО»
Рецензенты:
Пенькова О.Б., доцент, заведующий кафедрой западных и южных славян ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат исторических наук
Криворучко А.В., заведующий кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин и методик их преподавания ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
И 90 Историческое краеведение: Страницы древней истории Донецкого края. 6 класс: учебное пособие / Сост. Морозов П.Л. – 2-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО
«ДонРИДПО», 2019. – 82 с.
|
|
Данное учебное пособие поможет вам познакомиться с важнейшими этапами древней истории Донецкого края. Вы встретитесь с древнейшими людьми, которые жили на территории нашей Родины сотни тысяч лет назад; узнаете, когда и почему здесь поселились греки с Балканского полуострова; пронесетесь над Донецкими степями вместе с кочевниками – скифами и сарматами.
Предлагаемое учебное пособие составлено на основе материалов учебного пособия «История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г.Шепко, проф. В.Н.Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017. и является логическим и структурным приложением к учебнику «Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.» при изучении курса «Всеобщая история» в 6 классе.
Для школьников, учителей, администрации общеобразовательных организаций.
© ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................... 4
ТЕМА 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ........................................................................... 6
1.1. Начало истории......................................................................................................... 6
1.2. Периоды истории человечества........................................................................... 7
1.3. Древнейшие предки человека............................................................................... 9
1.4. Архантропы............................................................................................................... 10
1.5. Палеоантропы.......................................................................................................... 15
|
|
1.6. Неоантропы.............................................................................................................. 18
1.7. Мезолит...................................................................................................................... 22
1.8. Неолит....................................................................................................................... 24
1.9. Энеолит. Археологические культуры бронзового века................................. 28
1.10. Зарождение искусства......................................................................................... 31
ТЕМА 2. КИММЕРИЙСКО-СКИФСКИЙ ПЕРИОД
В ИСТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ................................................................................... 36
2.1. Киммерийцы............................................................................................................. 36
2.2. Скифы........................................................................................................................ 38
2.3. Скифо-персидская война...................................................................................... 40
2.4. Великая Скифия...................................................................................................... 42
2.5. Материальная культура и духовный мир скифов........................................... 43
2.6. Скифские курганы в Донецком крае................................................................... 45
ТЕМА 3. ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО МОРЯ............................... 52
3.1. Великая греческая колонизация......................................................................... 52
3.2. Античные города-государства в Северном Причерноморье и Крыму. Боспорское царство........................................................................................................ 53
3.3. Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в колониях................... 57
3.4. Взаимоотношения греческих полисов со скифами....................................... 59
ТЕМА 4. ДОНЕЦКИЙ КРАЙ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ.
СОСЕДИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ..................................................................................... 66
4.1. Малая Скифия и римский период греческих полисов.................................. 66
4.2. Сарматы: расселение, занятия, духовный мир.
Аланский племенной союз........................................................................................... 68
4.3. Готы на территории Донецкого региона........................................................... 73
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ........................................................................................ 77
ПРЕДИСЛОВИЕ
Без знания истории мы вынуждены признать себя случайностями, не знающими как и зачем пришли в этот мир, как и для чего в нем живут, как и к чему должны стремиться
В.И.Ключевский
Дорогие читатели!
В древности говорили: «История – наставница жизни». И действительно, только зная о прошлом, мы можем понять настоящее. Каждый из нас является частичкой нашей Родины, которую всем нам нужно любить и беречь. История же Донецкого края, с которой вы познакомились в 5 классе – это часть всемирной истории человечества. Периоды мировой истории, с которыми еще предстоит познакомиться, оставили свой след и на Донецкой земле. История нашей Родины неотделима от мировой истории.
История – это человеческая память. Как нельзя вообразить человека без памяти, так не существует и народа без истории. История это опыт поколений – она учит, что нужно взять с собой в будущее, а что следует оставить как воспоминание. История нашего Донецкого края, с ее начала и до сегодняшнего дня, наполнена и героическими, и трагическими страницами. Это наше прошлое, наша память, и нам есть чем гордиться. И уже сейчас вы делаете свои первые шаги на долгом пути знакомства с героическими страницами истории нашего Донецкого края.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
? | Ø тематический план |
Ø рубрика «Изучая эту тему, вы научитесь» | |
Ø рубрика «Исторический словарь» содержит узловые понятия тем и новые термины Понятия и термины, а также даты исторических событий и фамилии исторических личностей выделены в тексте курсивом | |
Ø рубрика «Это интересно».В ней поданы некоторые дополнительные сведения и полезная интересная информация | |
Ø работа с документами | |
Ø задания для самоконтроля, размещенные в конце текста, помогут вам проверить себя. А проверить, как вы усвоили содержание параграфа и материал урока, вам помогут вопросы к подразделам параграфа |
ТЕМА 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ
|
|
? | Начало истории. Периодизация истории человечества. Древнейшие предки человека. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Мезолит. Неолит. Энеолит. Археологические культуры бронзового века. Зарождение искусства. |
Ø Изучая эту тему, вы научитесь:
1) называть и характеризовать периоды истории человечества и древнейших предков человека;
2) различать археологические культуры, с которыми связана древнейшая история нашего края;
3) рассказывать о памятниках искусства, представленных на территории Донецкого края.
Начало истории
Изучение истории Донецкого края необходимо начинать с того времени, когда на его территории появились первые люди. Они первыми ходили по этой земле, плавали по ее рекам и озерам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и строили здесь первые жилища, а уходя в небытие, передавали опыт последующим поколениям.
За всю историю было создано много теорий происхождения человека, но до сих пор нет единого мнения о том, как именно появился человек. Сегодня основными считают такие теории и гипотезы появления человека:
ü сотворение человека Богом;
ü эволюционное происхождение человека;
ü внеземное (космическое) происхождение человека.
Теории божественного происхождения мира и человека придерживается религия. Согласно этой теории мир и люди были созданы Богом. При этом каж- дая религия по-своему трактует эту гипотезу.
Теорию эволюционного происхождения человека впервые сформулировал английский учёный Чарльз Дарвин в середине XIX в. В книге «Происхождение видов» он показал, что все живое, в том числе и человек, на планете сформировалось вследствие постепенного, очень медленного развития живых организмов от простейших форм до современных видов. Этот процесс называется эволюцией.
Также существует космическая теория происхождения человека.
|
|
· Приходилось ли вам о ней слышать?
· Как вы думаете, почему до сих пор окончательно ни подтверждена, ни опровергнута одна из теорий происхождения жизни?