Методика изучения уровня речевого развития

Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее лучше с простых вопросов.

 

Вопросы, которые можно предложить учащимся:

Вопросы, непосредственно относящиеся к учащемуся и его семье

 (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? и другие).

Вопросы, с помощью которых выясняется, как учащийся ориентируется во времени и пространстве

 (В каком городе ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Сколько месяцев в году? и т.д.)

Вопросы, с помощью которых выясняется кругозор

(Как называется наша страна? Какие праздники ты знаешь? Каких животных ты знаешь? и другие)

Вопросы, касающиеся интересов, увлечений, игр

 (Чем ты любишь занимались? В какие игры ты любишь играть? Что ты умеешь делать? и другие)

 

Из методики изучения уровня речевого развития ниболее подходят следующие субтесты:

I. наблюдение за свободным общением

 

II изучение уровня связной речи детей - для этого используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей анализируется по следующим показателям:

1. понимание текста

2. структурирование текста

3. лексика

4. грамматика

5. плавность речи

 

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста - 10 баллов.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов - среднему уровню, меньше 5 баллов - низкому уровню.

 

III. изучение словарного запаса детей - необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова

1. классификация понятий

2. подбор антонимов

3. подбор синонимов

4. подбор определений

После выполнения 4 заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов среднему, менее 35 баллов - низкому уровню лексического развития ребенка.

 

IV. изучение грамматической стороны речи - необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

1. понимание грамматических структур

2. образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных

3. конструирование предложений.

После выполнения 3 заданий, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов - среднему; менее 32 баллов - низкому уровню.

 

 

V. изучение уровня практического осознания элементов речи.

 

Высшая общая оценка составляет 7 баллов. Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3-4 балла - среднему и меньше 3 - низкому уровню осознания языковых элементов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАРТОЧКА (работа со словарными словами)

Группа смысловых словарных слов:
хирург, рецепт, регистратура.

 

1.Вопросы:
- Зачем нам врачи?
- Где можно найти врача?
- Куда надо сразу обратиться, когда придешь в поликлинику?
- Как нужно вести себя на приеме у врача?
- Как можно вызвать скорую медицинскую помощь по телефону?

2. Диалог.

«Мы общаемся».

Если ты заболел и пришел в поликлинику, то вначале надо обратиться в регистратуру.

 

Ученик

-Здравствуйте. К какому врачу мне надо обратиться, у меня болит живот?

 

Учитель:

-К хирургу. Его кабинет на втором этаже. Но сразу надо взять карточку. Назовите свою фамилию и адрес

 

Ученик:

-Сидоров Петр, улица Пионерская, дом №5.

 

Учитель:

-Подождите, я сейчас найду Вашу карточку… Вот возьмите.

 

Ученик:

-Спасибо.

Затем надо занять очередь к врачу, если много людей у него на приёме. Когда подойдёт очередь, то заходите в кабинет.

 

Ученик:

-Можно зайти? Здравствуйте!

 

Учитель:

-Проходите. Здравствуйте! Что вас беспокоит?

 

Ученик:

-У меня болит живот.

 

 

Учитель:

-Раздевайтесь, я вас посмотрю. Вот вам рецепт.
По нему купите лекар-ство в аптеке.

 

Ученик:

-Спасибо. До свидания!

 

Учитель:

- До свидания! Поправляйтесь.


 

 

По опыту работы можно сказать, что, работая со словарными словами в системе, дети приобретают, не только навык грамотного написания слов, а так же на практических примерах учатся правильно употреблять слова в речи, активный словарь детей становится богаче, ярче.

 

  









ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Урок-игра «В магазине игрушек»

 

ДИАЛОГ по ролям

 

Учитель: В каком магазине мы находимся?

 

Учитель: Как вы догадались, что вы в магазине игрушек?

 

Учитель: Прочитай все названия отделов.

 

Учитель: А как можно купить игрушку?

 

Распределяются роли покупателя и продавца

Учитель: Давай подойдем к продавцу и выберем игрушку.

 

Покупатель: Здравствуйте, я хочу купить мяч. Сколько он стоит? 

 

Продавец: Какой мяч тебе нужен? У нас есть футбольные,     волейбольные, детские.

 

Покупатель: Мне нужен детский мяч

 

Продавец: Детский мяч стоит 35 рублей.

 

Покупатель идет в кассу.

 

Покупатель: Возьмите пожалуйста деньги.

 

Кассир: Не забудь чек и сдачу.

 

Затем покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит: «Дайте, пожалуйста, мяч».

 

Продавец: Пожалуйста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Работа с деформированным текстом

Представлены варианты деформированных текстов для самостоятельной работы учащихся. Данную работу можно давать как на уроке, так и как вариант домашнего задания.

Задание 1.

Задание: составьте из слов предложения, а из предложений – текст. Озаглавьте его.

И, окунь, могут, стать, карась, рыбака, добычей. Плывёт, лосось, крупный, вот. Рыбак, медведь, отличный. Ловить, зверь, любит, этот, неуклюжий, рыбу. Он. И, ждать, сидеть, может, долго, в, реке. Шустренькую, медведь, выбросит, и, берег, на, схватит, рыбу, лапой.

Задание 2.

Задание: составьте из слов предложения, а из предложений текст. Озаглавьте его.

Зелененькая, одна, ель. Кружась, лёгкие, берёз, листочки, с, в, падают, воздухе. В, тихо, лесу. Осенние, красив, ранние, лес, в, деньки. Листвы, на, золоте, яркие, выделяются, клёнов, пятна, осин. Под, только, шелестит, ногами, листва.

Задание 3.

Задание: составьте из слов предложения, а из предложений текст. Озаглавьте его.

В, ребята, лес, стали, носить, соль. Житель, лось, лесной. И, ест, ветки, траву, лось. Соль, ему, нужна, и. её, они, камень, на, кладут, пень, или, на.

Задание 4.

Задание: составьте из слов предложения, а из предложений – текст. Озаглавьте его.

Лист, ей, выписали, больничный. Не, ей, разрешили, срока, вставать, раньше. В, боль, у, Ольги, животе, сильная. В, больную, больницу, отвезли. Очень, оказалась, болезнь, тяжёлой. В, Оленьку, постель, уложили.

Задание 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: