Введение в астрономию

Роль астрономии в развитии цивилизации. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Достижения современной космонавтики. Задачи практической астрономии Основные понятия, характеристики небесных объектов и явлений

Элементы практической астрономии

Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Принципы ориентировки по звёздам на местности.

Практическая работа «Изготовление ПКЗН»

Небесная механика

Небесная сфера. Небесные координаты. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Небесные координаты по ПКЗН. Приближённые методы определения времени, широты и направления меридиана при помощи гномона.

Практическая работа «Изготовление гномона»

Элементы сферической астрономии

Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Служба времени. Система счета времени. Измерение времени

Практическая работа «Перевод из градусной меры в часовую и, наоборот»

Астрономические инструменты

Астрономические инструменты: телескопы, назначение, устройство и применение. Объекты Солнечной системы ночного неба над нами

Практические работы

· Практическая работа «Установка телескопов и простейшие наблюдения Луны»;

· Вечернее наблюдение в телескоп ближайших планет

Тематическое планирование

№ п/п Название темы занятия Тема НРЭО Кол-во часов
1. Введение в астрономию. Задачи практической астрономии Основные понятия, характеристики небесных объектов и явлений Аркаим – древняя астрономическая обсерватория 1
2. Звёзды. Принципы ориентировки по звёздам Нахождение на небе группы звезд своей местности 1
3. Практическая работа «Изготовление ПКЗН»   1
4. Небесные координаты по ПКЗН   1
5. Приближённые методы определения времени, широты и направления меридиана при помощи гномона   1
6. Практическая работа «Изготовление гномона»   1
7. Служба времени. Система счета времени. Измерение времени   1
8. Перевод из градусной меры в часовую и, наоборот   1
9. Астрономические инструменты: телескопы, назначение, устройство и применение   1
10. Практическая работа «Установка телескопов и простейшие наблюдения Луны» Зарисовка фазы Луны над своей территорией 1
11. Объекты Солнечной системы ночного неба над нами Падение метеорита на территории Челябинской области в 2013 году 1
12. Вечернее наблюдение в телескоп ближайших планет   1

 

Аннотация

Программа внеурочной деятельности «Астрономия в наших руках» общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами практической стороны  астрономии и её применением в обыденной жизни.

Астрономический материал вызывает у обучающихся огромный интерес. У любознательных школьников возникает потребность в астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.

Данная программа становится более актуальной, поскольку предмет «Астрономия» в связи с переходом на ФГОС второго поколения стал обязательным, астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривается на одночасовом уроке в неделю, что не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. Внеурочная деятельность позволяет параллельно проводить и закреплять знания учащихся на практических занятиях.

       Особенность астрономии в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, а значит, формирует общее представление об окружающем мире, его познаваемости. Таким образом, данный курс предполагает повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся по астрономии, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения и воспитания.

Цель курса: повышая теоретические и практические знания обучающихся по астрономии, способствовать формированию у школьников научного мировоззрения и расширения представлений о современной естественнонаучной картине мира.

Средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому. Рабочая программа рассчитана для обучающихся 10-11 класса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: