Основной замысел и композиция «Философии ботаники», состоящей из 12 глав и 365 канонов (видимо, по числу месяцев и дней года), определились уже в раннем произведении Линнея «Основы ботаники» (1736).
Семь глав этого труда составили фундамент «Философии ботаники». Это «Ботаническая библиотека» (гл. I); «Классы растений» (гл. II); «Браки
10 Цит. по: Райков Б. Е. [1952. С. 86—87].
11 Добантон (Daubenton G., 1716—1799) —французский сравнительный анатом, зоолог, директор Парижского ботанического сада, в котором работал Антуан Лоран Жюсье. Преемник Бюффона. Всеобщую олаву ученому принесла созданная им порода овец, освободившая Францию от необходимости импортировать овец из Испании.
12 Цит. по; Райков В. Е. [1952. С. 87].
356
Послесловие
растений» (гл. VII, VIII, IX); «Критика ботаники» (гл. X); «Свойства растений» (гл. XII).
Они писались Линнеем в саду Клиффорта в период творческого общения с Бургавом до личного изучения состояния ботанической науки в Англии и Франции и знакомства с идеями Бернара Жюсье о «естественной системе», которую он скромно пытался воплотить на грядках Малого Трианона 1.
|
|
Проблемы «ботанической философии», интересовавшие Линнея уже в «Основах», были дополнительно изучены в главах «Плодоношения» (гл. IV); «Признаки» (гл. VI) и «Очерки» (гл. XI).
В процессе 15-летних исканий «Основы ботаники» были преобразованы в «Философию ботаники». В известной степени в ней синтезированы и другие труды Линнея за этот период.
Новое фундаментальное сочинение с частично измененными названиями глав стало не только учебным руководством, но и теоретической основой реформы описательной ботаники, осуществленной в «Видах растений» (1753).
При знакомстве с текстом «Философии ботаники» легко разглядеть, что Линней создавал свой труд в двух планах, о чем он сообщает и в обращении «К читателю ботаники».
«Первый план», достаточно четко очерченный, был сугубо педагогическим. Его локальная задача заключалась в том, чтобы воспроизвести «Основы ботаники» в обновленном и углубленном издании, утвердить в ботанической науке XVIII в. свою терминологию, дать новые основы систематики и свод знаний о морфологии растений.
Этот педагогический план труда сыграл, как уже отмечалось в «Послесловии», основоположную роль в развитии ботанических знаний для многих поколений натуралистов всех стран мира.
Однако, рассматривая «Философию ботаники» сквозь призму столетий, мы приходим к признанию значимости и ее второго — общебиологического плана, который раскрывает линнеевскую трактовку центральных вопросов естествознания, поисков путей для преодоления противоречий, возникавших в процессе исследований. Эти противоречия связаны с трудностями, вызванными универсальным толкованием многообразия и единства в природе; и с комбинациями признаков, не всегда укладывавшимися в искусственную систему; и с фактами, противоречащими идее постоянства видов; и с явлениями, противостоящими тезису об абсолютной целесообразности.
|
|
Если Линней не находил путей к преодолению этих противоречий, его поиски создавали стимул для развернутого изучения этих проблем учеными следующих поколений. Так было и с идеей постоянства видов, с толкованием общности функциональных и органических «аналогий» и многими другими.
Послесловие
357
1 У Линнея идея «естественной системы», точнее «естественного метода», получила, как это видно из «Философии ботаники», принципиально иное, чем у Жюсье, преломление, вызвала много противоречивых раздумий и систематических поисков (§ 77, 78).
I
Отметим в качестве иллюстрации, что в процессе своих эмпирических исканий Линней обнаружил трещину в решении своего отправного тезиса «о постоянстве видов» (§ 157).
Это мнение, подтвержденное ученым в период его научной зрелости, являлось для него незыблемым. Но «опыт — глава вещей» обязывал прислушиваться к противоположным фактам. И в том же каноне мы, к изумлению, читаем о «сомнениях» по этому поводу, вызванных комплексом разнообразных факторов, обнаруженных Маршаном (1719), самим Линнеем (1744) и Гмелиным (1749), противоречащих этому тезису ученого.
Со свойственной Линнею обстоятельностью он аргументирует свои «сомнения» (§ 158).
Но изложив рождающие «сомнение» факты, которые на уровне знаний того времени действительно нельзя было расшифровать, Линней остался на своей основной позиции: «Виды весьма постоянны, так как их зарождение есть в сущности лишь продолжение» (§162).
Некоторая эволюция взглядов ученого в этом вопросе позднее все же произошла и ее начало, по-видимому, связано с возникшими у него в 1744 г. «сомнениями».
Линнею пришлось пережить значительные трудности и даже насмешки противников самого факта существования пола у растений, хотя, например, опыление женских цветков финиковой пальмы пыльцой из мужских цветков было известно натуралистам с древнейших времен 2.
Даже после того, как различия в строении цветка, его тычинок и пестиков были положены Линнеем в основу «Системы природы» (1735), большинство ученых продолжало оспаривать факт существования пола у растений, по крайней мере до 1760 г., когда Петербургская Академия наук присудила Линнею премию за решение этого вопроса 3.
Общебиологическое значение утверждения Линнеем в науке факта существования полового размножения у растений привело к важному подтверждению единства растительного и животного мира, а тем самым и к признанию принципиальной общности процессов, обеспечивающих воспроизведение живой природы.
Вместе с тем идея о всеобщности полового размножения, позволившая ученому создать новую веху в развитии систематики растений и построить первую единую схему системы природы в целом, натолкнулась при ее разработке на непреодолимые трудности. Они были связаны в первую очередь с морфофизиологической идентификацией полового размножения всех без исключения групп растительного мира без учета их качественного своеобразия.
2 Факты искусственного опыления финиковой пальмы (Phoenix dactylifera L.) запечатлены на барельефах IX в. до н. э.
3 Исследования Я. Бобарта (1599—1680) и Р. Камерариуса (1665—1721) о наличии мужского и женского пола у растений Линнею, видимо, не были известны до середины XVIII в. Впервые, как отмечалось выше, он приобщился к этой проблеме при чтении работы Вайяна («De sponsaliorum arborum», 1709) в 1729 г.
358
Послесловие
|
|
Преодоление этих трудностей и ошибок стало возможным лишь на последующих этапах развития ботаники и биологии благодаря применению новых методов исследования.
Спустя два с четвертью столетия следует удивляться не тому, что достижения ученого не были свободны от ошибок, а тому, что несмотря на эти ошибки, им было сделано так много для решения многих исторических задач своей эпохи.
Небольшое по размеру «Введение» в «Философии ботаники» интересно прежде всего тем, что Линней определяет в нем некоторые аспекты организации природы и со свойственным ученому тяготением к четким классификационным граням формулирует следующие исходные постулаты.
«Все, что существует на земле, принадлежит Элементам и Натуралиям» (§ 1). «Элементы, — читаем мы далее, — просты; натуралии сложны [благодаря] божественному искусству».
В этой краткой философской преамбуле к исследованию Линнея по существу сформулированы два принципиально важных для понимания общетеоретических представлений ученого тезиса.
Первый: элементы природы материальны и несотворимы.
Второй: «натуралпи» также материальны, но они сотворены внеесте-ственным фактором.
Если первый тезис фактически перекликается с представлениями античного мыслителя Демокрита о «мире извечном, не созданном никем из богов», то второй выражает господствовавшие креационистские представления, принятые ученым как аксиомы.
Своеобразие выраженного здесь дуализма в том, что неорганический мир признан существующим без участия сверхъестественных сил, так как составляющие его элементы, по уровню знаний XVIII в., «просты» и их изучением занимается физика.
Сложность же и относительное совершенство растений и вообще организмов, недоступное пониманию века, и господствовавшее мировоззрение приводили к надъестественному умозрительному символу, именуемому Линнеем «божественным искусством».
Отдав таким образом дань деистическому началу, великий натуралист возвращается к своей основной задаче — изучить и классифицировать, опираясь на естественные методы.
|
|
Общая классификация в «Философии ботаники» остается той же, что и в «Системе природы».
Естественные тела разделены на три царства: минеральное, растительное и животное, которые разграничены на основе предельно лаконичных функциональных характеристик: «Камни растут. Растения растут и живут. Животные растут, живут и чувствуют» 4.
4 Применение здесь точек для разграничения трех царств природы создает явно выраженную логическую ударность, чем достигается отчетливое выражение значимости этих разграничений.
Отметим попутно, что знаки препинания Линнеи вообще применял несколько отлично от современных правил синтаксиса (§ 304), реже ставил точки и вовсе не
Послесловие
359
В этой своеобразной градации, ставшей хрестоматийной, связь между царствами все же не отвергнута. Правда, она выражена в нарастающем усложнении одного сопоставимого критерия — роста.
Однако этот отправной показатель границ между царствами природы крайне относителен, так как рост минералов выражает принципиально иное понятие, чем рост растений и животных, у которых он неразрывно связан с преобразующими формообразовательными процессами.
Это убедительно показал сам Линней, в частности в «Философии ботаники», при эмпирическом изучении роста и преобразования семени во взрослое растение.
Преемственность между тремя царствами природы сохранена таким образом лишь формально. Практически же, как видно из приведенных доводов, они разграничены.
К разграничению минералов, растений и животных, признанию существующих между ними перерывов обязывали и факты систематики, анализируемые методами XVIII в. Однако это разграничение находилось в противоречии с вытекающим из учения Готфрида Лейбница представлением Линнея о том, что «природа не делает скачков» (§ 77).
Главным критерием натуралиста, к его чести, при решении возникавших у него противоречий служили факты, независимо от того, подтверждали ли они его теоретическое воззрение или опровергали.
Такими своеобразными фактами, ломавшими догматичность в определении границ между растительным и животным миром, были исключения, противоречащие постулатам исследователя.
В этой связи привлекает внимание приведенное Линнеем определение ботаника Людвига растений как «естественных тел,... не способных перемещаться» (§ 3). Линней снабдил это определение подобием реплики: «Способы перемещаться Balanus, Lernea, равно как и Mimosa»5 (§ 3). Ее можно было бы истолковать как исключение, подтверждающее правило, и видеть в нем лишь выражение присущей ученому необычайной точности и ответственности перед фактами.
Однако нельзя уйти от мысли, что Линней этими исключениями оттенял некоторые связующие переходы в «непрерывности» царств природы. Это находит свое подтверждение в том, что по формулировке Линнея, «окаменелости (животных. — И. А.) и кристаллы, относящиеся к одному и тому же виду, вполне совпадают по форме» (§3).
Еще более убедительно эта мысль выражена Линнеем в формулировке:
пользовался кавычками. Однако это не мешало ему, подчас весьма четко, Выявлять тончайшие интонационные нйансы в расстановке логических ударений. (К сожалению, вследствие больших различий в построении латинских и русских фраз сохранить эти нюансы далеко не всегда удавалось).
5 В соответствии с научными представлениями начала XVIII в. Линней во «Введении» ошибочно отнес морского желудя (Balanus) и лернею (Lernea) — гндру к растениям. Однако уже в гл. VI на основе новых данных ученый назвал лернею животным (§ 153). Разноречия не были устранены, видимо, в связи с тем, что Линней заканчивал последние главы «Философии ботаники» (1750) после тяжелой болезни и не имел возможности осуществить сквозной просмотр рукописи этого многолетнего труда.
360
Послесловие
«Природа сама сочетает и объединяет камни и растения, растения и животных...»6 (§ 153).
«Родство», которое Линней усматривает в сходстве строения некоторых низших растений и низших животных, разумеется, принципиально отлично от современного филогенетического понимания родства.
П. С. Паллас назвал группу организмов, как бы «совмещающих» черты, общие для растений и животных, — зоофитами, т. е. животнорастениями [Pallas, 1766].
Впоследствии на основе более убедительных и детальных методов исследования кораллы и другие морские кишечнополостные организмы были отнесены к животным, тогда как ранее их ошибочно принимали за растения, «камнерастения», «животнорастения», главным образом вследствие их прикрепленного образа жизни 7.
Условность разграничений между «царствами» природы и систематическая «неразбериха», вызванная ограниченностью знаний, остроумно оценена Линнеем. О камнерастениях (Lithophytu) он пишет, что они «в старину [считались] остатками царства Плутона, т. е. мифологического бога подземного мира». Затем, не без юмора сообщает ученый, ботаник «Марсилий отнес [их] к царству Флоры, а Пейзонель снова возвратил в царство фауны» (§ 76). Судя по этой фразе, Линней признает правоту Пейзонеля.
Предположение Пейзонеля о принадлежности коралловых полипов к морским животным было позднее подтверждено наукой.
Однако хотя предположение Палласа о существовании в природе промежуточных форм между животными и растениями (зоофитов) и не подтвердилось, идея преемственности органических форм мира неизмеримо более сложна, чем это предполагал Паллас. Она впоследствии была установлена не только теоретически, но и всесторонне подтверждена фактами и лежит в основе учения Дарвина. Ее плодотворное революционизирующее влияние на все развитие биологических наук общеизвестно.
Возвращаясь к тезису Линнея о четко разграниченных «царствах природы», напомним, что ему самому вскоре стало тесно в рамках этих, верных лишь в основном, качественных разграничений.
При изучении проблемы количественных исключений, замеченных Линнеем в § 3, значительно увеличилось.
В процессе длительного развития науки доказательства существования взаимосвязей и переходов от одних уровней организации растений и животных к другим становились все более убедительными.
Решающее значение для раскрытия этих связей имели совершенствование методов исследования и изучение систематики на основе сравнительного морфофизиологического анализа, а впоследствии и на основе филогенетического метода исследования.
6 Линней в § 153 без комментариев признает «организм», описанный одним из его предшественников, за животное существо, которое «внутри представляет собой растение, а снаружи камень» (Lithoceratophyton).
7 Имеются, видимо, в виду колониальные коралловые полипы, ведущие прикрепленный образ жизни (ом. коммент. 10).
Послесловие
361
Однако для установления этих методов и соответствующих закономерностей науке потребовалось много больше столетия.
При ознакомлении с постулатами Линнея и его сравнительной характеристикой границ между тремя царствами природы, мы, естественно, имели право обсуждать возникшие у ученого противоречия лишь в рамках возможностей их логического анализа, ограниченных уровнем фактов и воззрений первой половины XVIII в.
Обсуждение «Введения» было бы односторонним, если бы мы не отметили оригинального библиографического приема Линнея, выраженного в воспроизведении им в цитированных канонах вслед за каждой из своих формулировок (§ 2—4) формулировок предшественников по тому же вопросу.
Это позволяет читателям «Философии ботаники» провести сравнительный анализ трактовок обсуждаемых вопросов. В одном случае — это выявление сущности разноречий, в другом — предоставление читателю возможности проследить за процессом преобразования ученым той или иной формулировки, доведенной до лаконичной законченности; в третьем — признание приоритета предшественников.
Иногда показана и преемственность формулировок самого ученого в разных трудах с указанием, когда и в каком труде они впервые приведены.
Читатель, который вглядывается в эти строки, испытывает восхищение гениальным систематиком, который во всех звеньях своей работы умел проявить удивительную тщательность и отчетливость, независимо от того, совпадали ли их позиции или отличались от них.
Отдав во «Введении» дань отправным постулатам, ученый обращается к своей главной задаче — анализу накопленных им эмпирических знаний для обоснования и усовершенствования своей классификации растений.
Общетеоретические взгляды ученого, изложенные им во «Введении», несмотря на таящиеся в них противоречия, все же отнюдь не обесценили классический труд аналитика, черпавшего факты непосредственно из природы.
Предметный анализ труда, насыщенного огромной научной информацией, удобнее осуществлять на основе поэтапного обсуждения каждой главы.
Наше внимание было сосредоточено здесь преимущественно на трактовке Линнеем в своих исследованиях общих проблем философии и биологии. Собственно ботанические аспекты труда, как мы уже отмечали, многократно освещались в специальной отечественной ботанической литературе.