Понимание сути и содержания понятия культуры интеллектуального труда прямым образом зависит от содержания отдельных понятий, входящих в его состав и их взаимосвязи. Определим исходные понятия.
Интеллект – от лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок;
– в словаре С.И. Ожегова определяется как «мыслительная способность,
умственное начало человека», т.е. связывается с познанием,
мышлением;
Наиболее распространенные трактовки
– разумение, понимание, постижение;
– относительно устойчивая структура умственных способностей человека
Трактовки в рамках специальных подходов
– Педагогический: интеллект как способность к обучению;
– Биологический: интеллект как способность адаптироваться к новой
ситуации;
– Структурный: интеллект как способность адаптации к цели, т.е.
совокупность необходимых способностей для достижения цели.
|
|
Интеллектуальный труд - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии;
– умственный труд специалистов, содержащий большую долю творчества. К интеллектуальному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервно-психических нагрузок, связанных с напряжением, глубиной, объемом внимания[2], памяти[3], восприятия[4], мышления[5].
Часто интеллектуальный труд противопоставляют физическому труду: если главным органом человека, обуславливающим процесс интеллектуальной деятельности, является мозг, то в физическом труде «работающим» органом являются мышцы. При этом нельзя забывать, что во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность: человек выполняет физическую работу осмысленно; а интеллектуальный труд предполагает затраты физической энергии – умственно работающий человек физически устает.
С развитием цивилизации происходит усиление роли интеллектуального труда. Еще академик В.И. Вернадский предсказывал, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и интеллекта, названной им ноосферой.[6] В современном обществе и его экономике интеллектуальный труд уже занял прочные позиции и преобладает по отношению к физическому труду. Доля интеллектуального труда в современном производстве постоянно возрастает. Следовательно, возрастает и необходимость в работниках, обладающих способностями к интеллектуальному труду (высокий уровень интеллекта, общеобразовательных и профессиональных знаний), более того, обладающих высокой культурой интеллектуального труда. Качество культуры интеллектуальной деятельности также исторично, т.е. зависит от общественного прогресса. Так, формирование новых информационно-интеллектуальных навыков, используемых в современном профессиональном взаимодействии, происходит в связи с появлением новых инструментов и технологий. Так, появление 550 лет назад книгопечатания внесло изменение в процессы получения и хранения информации, появление около 150 лет назад возможности перемещения на большие расстояния с помощью новых транспортных средств привело, по большому счету, к ускорению процессов научно-технического прогресса. Очевидно влияние на развитие интеллектуальных навыков появившихся 130 лет назад телефонной связь, 110 лет – радиосвязи, 80 лет - телекоммуникаций, 50 лет – компьютеризации, позже – сети Интернет, около 30 лет – сотовой связи. [7]
|
|
В 21 веке в рамках развития сфер и направлений интеллектуальной деятельности набирает силу виртуальный инжиниринг — проектирование, конструирование и построение трёхмерных моделей реальных объектов, что значительно улучшает качество и сокращает время подготовки документации, выдаваемой на лазерном диске. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ускоряет и удешевляет виртуальная лаборатория, позволяющая заменить вещественно-энергетические испытания технических устройств, узлов, систем и блоков контрольными манипуляциями с их виртуальными (графическими, объемными или цифровыми) аналогами. В подготовке кадров возможность подлинного прорыва открывает виртуальная школа. Она обеспечивает передачу на любое расстояние в режимах on-lain и off-lain программного пакета информационно-образовательных услуг и позволяет осуществить корректировку усвоения материала с помощью интернетовских технологий, принципиально отличающихся от форм чисто дистанционного обучения созданием эффекта присутствия в классе или аудитории. [8]
Таким образом, основой нового хозяйственного уклада, складывающегося на фундаменте информатизации и компьютеризации постиндустриального общества, выступает интеллектуальная деятельность, оттесняющая на второй план инструментальное и машинное производство материальных благ и услуг.[9]
Интеллектуальная деятельность представляет собой умственное (духовное) производство знаний, идей и новаций в различных сферах материальной жизни, техники и технологий, науки, литературы и искусства, производства, культуры и быта, управления, менеджмента, создания и оригинального использования программного обеспечения. Несколько лет назад одна из нобелевских премий по экономике была присуждена за аргументацию включения в стоимость конечного продукта информационно-аналитического сопровождения программ и проектов в связи с явной тенденцией возрастания их роли в успешном экономическом развитии.[10]
Определений культуры существует огромное множество. Общепринятым считается следующее определение: культура – совокупность достижений производственных и духовных отношений людей. Иногда под культурой понимают высокий уровень, высокую степень выполнения, развития, умения чего-либо. Этот момент очень важен для понимания сути понятия культуры интеллектуального труда. В нашем случае также важен контекст рассмотрения культуры как информационной культуры, которая представляет собой воспитание личности на основе глубокого сознательного усвоения норм умственной деятельности, познания и ценностной ориентации познания.
Становится совершенно очевидным, что овладение навыками интеллектуального труда на высоком уровне является необходимой потребностью будущего конкурентоспособного специалиста
|
|
На основе проведенного анализа связанных между собой понятий интеллекта, интеллектуального труда и культуры сформулируем определение культуры интеллектуального труда.
С одной стороны, возможно определение культуры интеллектуального труда как системы рациональных способов умственной деятельности, которая состоит, прежде всего, из приема, усвоения, переработки и передачи информации.
С другой стороны, культура интеллектуального труда – это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.
Не менее верным будет считать, что культура интеллектуального труда – это культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с разнообразными источниками информации и оргтехникой.
Наиболее содержательно и широко это понятие трактуется с педагогической точки зрения: культура интеллектуального труда – это степень совершенства умственных действий на основе знаний, гуманистической мотивации, интеллектуальных умений и навыков, отражающих основные особенности образовательной культурной среды, в условиях которой происходит становление личности профессионала, позволяющих свободно оперировать в процесс обучения и самообучения человека.
Исходя из вышесказанного, учитывая возрастающую необходимость формирования интеллектуальной культуры специалистов на ступени высшего образования, определим культуру интеллектуального труда применительно к учащемуся, студенту.
Культура интеллектуального труда – это не просто черта личности, а синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной, познавательной и профессиональной деятельности, уровень таких интеллектуальных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
|
|
Результат культуры умственного труда – это
· знания, которые человек приобретает о предмете своей деятельности,
· освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своем интеллектуальном труде, совершенствование которых обеспечивает человеку наибольшую успешность в его последующей деятельности.
Овладеть культурой умственного труда – значит усвоить и реализовать то лучшее в гигиене умственной деятельности, что выработано опытом предшествующих поколений.
Формируясь на основе определенных личностных качеств, культура интеллектуального труда, в свою очередь, оказывает влияние на полноценное развитие личностных качеств.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие интеллектуального труда.
2. Понятие культуры интеллектуального труда.
3. Роль образования в современном обществе.
4. Основные составляющие организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
5. Ознакомьтесь с содержанием государственного образовательного стандарта своей специальности.
6. Изучите нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование системы высшего образования РФ.