Параметры интеллектуальной культуры студента вуза

 

Интеллектуальная культура студента находится в постоянном развитии в течение всего обучения в вузе и зависит сфер жизнедеятельности студента. В Среди них можно выделить аудиторное обучение (работа на лекция и семинарах, выполнение контрольных работ, самостоятельная работа студента, участие в деловых играх, в компьютерном тестировании знаний, сдача экзаменов и зачетов), внеаудиторная учебная работа (выполнение рефератов, курсовых и выпускной квалификационной работ работа в библиотеках и т.п.), научно-исследовательская работа (участие в секциях студенческого научного общества вуза, реальных исследовательских проектах, научно-практических конференциях, подготовка публикаций, участие в научных конкурсах и олимпиадах), практическая подготовка к профессиональной деятельности (прохождение производственной и преддипломной практик, участие в студенческом самоуправлении и т.д.), общественная и культурная жизнь вуза (членство в студенческом совете, в общественных организациях, кураторство, организация спортивных, культурно-массовых мероприятий и т.д.). Полноценное участие студента во всех возможных проявлениях жизни вуза приближает его к соответствию основным параметрам интеллектуальной культуры (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.Модель параметров интеллектуальной культуры студента высшего учебного заведения.

Параметр Пояснения
Дидактическая (учебная) культура · умение работать на лекциях (навыки рационального слушанья, эффективного конспектирования); · умение работать на семинарах и практических занятиях (умение работать в полилоге[12], навыки аргументации, публичного выступления, коллективной мысле-деятельности); · умение работать с учебной литературой (подбор, чтение, конспектирование)
Академическая успеваемость Степень успешности студента: · качество формируемых знаний, умений и навыков, · равномерность и регулярность учебной деятельности, · своевременность сдачи промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам. Успешный студент имеет в зачетной книжке средний балл не менее 4,5.
Самостоятельная интеллектуальная деятельность · самообучение · самоконтроль · самовоспитание · рефлексия[13]
Исследовательская культура Возможна как в рамках аудиторной учебной деятельности – например, на семинаре или практическом занятии, так и в работе студенческого научного общества и в др. организационных формах[14]. Участие в исследовательской деятельности формирует у студента понимание технологии исследования, поиска, обработки, анализа, систематизации информации и т.п.
Работа с научной литературой Студент вуза не должен ограничиваться только изучением учебников. Для широты восприятия предмета необходимо изучать и научные публикации (монографии, авторефераты диссертаций, научные статьи и тезисы докладов), т.к. только в них дается проблемное и дискуссионное поле предмета.
Владение терминологией Данный параметр сквозным образом проходит через все остальные параметры. Новые термины приходят к студенту и в учебной аудиторной деятельности, и при самообучении. Для студента важно не только понимать их значение, но и свободно оперировать ими.
Навыки письменной работы Самостоятельно или при участии научного руководителя студент должен уметь выполнять разные виды письменных работ: эссе, реферат, конспект, тезисы, статья, отчет о научно-исследовательской работе, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.
Навыки абстрактного мышления Абстракция или абстракт(от лат. abstractio — «отвлечение») — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование. Процесс абстрактного мышления – абстрагирование. Для студента способность абстрактного мышления означает умение находить существенные связи явлений и законы, скрытые от непосредственного взгляда наблюдателя
Навыки самопрезентации результатов интеллектуальной (учебной) деятельности · успешные результаты зачетов и экзаменов, · умение сделать доклад об итогах учебной или научной работы, подготовить презентацию (устно и в слайдах), · подготовить собственное портфолио и резюме. Для студента вуза необходимо участие в дискуссиях, круглых столах, дебатах, конференциях, т.к. именно в процессе «живого» общение и формируются и развиваются способности свободного оперирования информацией, доказательства, отстаивания позиции и т.п.

 

В ходе анализа представленной информации неизбежно возникает вопрос о том, какими личностными качествами должен обладать студент, чтоб соответствовать данным параметрам интеллектуальной культуры студента. В целом можно выделить семь основных блоков качеств, необходимых современному студенту: обучаемость, нравственные качества, деловые качества, организаторские качества, общественная активность, личная организованность, работоспособность. Содержание модели требований к личностным качествам студента представим в таблице (см. табл. 2.2.).

Таблица 2.2.Модель требований к личностным качествам студента. [15]

Блок качеств Подгруппы качеств Первичные качества Критерий

Обучаемость

Тяга к познавательной деятельности Аналитический склад ума Умение работать с источниками информации Заинтересованность в получении качественного образования Готовность к научному системному познанию мира Готовность к общественно полезной продуктивной деятельности

Желание и способность обновлять свои знания

Стремление к саморазвитию Стремление к постоянному повышению квалификации Готовность и способность обучаться самостоятельно Стремление совершенствовать самого себя Честолюбие Целеустремленность Высокие требования к себе
Умение учиться (знание технологий обучения) Умение приобретать новые знания Понимание сущности и значимости выбранной специальности (профессии) Стремление выполнять учебные задания наилучшим образом. Стремление реализовать полученные знания, умения, навыки и качества в конкурентной среде

Нравственные качества

Духовные (внутренние) качества Порядочность Честность Добросовестность Скромность Независимость Справедливость

Развитые общечеловеческие качества и культура поведения

Культура поведения Вежливость Терпимость Благожелательность Тактичность Приветливость Опрятность Аккуратность

Деловые качества

Стратегическое мышление Общий интеллект Здравый смысл Широкий кругозор Любознательность Рассудительность Стремление к успешности Предприимчивость Коммуникативная грамотность

Отношение к делу

Тактическое мышление Умение применять технологии обучения и самообучения Умение применять технологии личной работы Умение планировать Оперативность Напористость Способность доводить начатое дело до конца Умение проигрывать Самообладание Решительность Желание и умение рисковать Практичность Находчивость Бережливость Гибкость, адаптивность Инициативность Ответственность

Организаторские способности

Лидерство Внутренняя потребность быть лидером Способность побуждать людей к деятельности

Умение контактировать с людьми и быть привлекательным

Коммуникабельность Умение строить общение с преподавателями, студентами, административно-управленческим персоналом вуза Умение налаживать вертикальные и горизонтальные связи внутри студенческого сообщества Умение работать в команде Общительность
Личная привлекательность Открытость Личное обаяние Уверенность в себе Чувство юмора

Общественная активность

Общая политическая культура Патриотизм Знание политической ситуации Гражданская позиция Толерантность

Понимание интересов общества и стремление их учитывать

Активная социальная позиция Активная жизненная позиция Стремление приносить пользу обществу Стремление применять новые знания на практике
Умение понимать и учитывать интересы студент и преподавателей Умение принимать чужой опыт Требовательность к себе Критичность Соблюдение правил субординации

Личная организованность

Стремление жить и работать по системе Системное мышление Умение не упускать из виду мелочи

 

Самоменеджмент[16] (умение управлять своей жизнью)

Умение расставлять приоритеты Умение сосредоточиться на главном Умение быть последовательным Умение выполнять по порядку
Самодисциплина Обязательность Пунктуальность Собранность Ответственность Ценностное отношение к времени и иным ресурсам

Работоспособность

Творческий (интеллектуальный) потенциал Владение технологиями интеллектуальной деятельности Увлеченность работой Преданность делу Оптимизм Способность к генерированию идей Креативность

Способность к продолжительной и напряженной работе

Физический потенциал Способность выдерживать высокие физические нагрузки Стрессоустойчивость Здоровый образ жизни Знание способов релаксации Знание и соблюдение основ режима и гигиены труда и отдыха

 

В качестве итоговых выводов к теме, отметим следующий общепризнанный факт: статус и авторитет человека в значительной мере определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы, самостоятельности мышления, качеств ума, способности не только аргументировать правильность своей точки зрения, но и понять и принять точку зрения другого человека. С уровнем развития самостоятельности мышления связаны следующие способности: способность принимать обдуманные и взвешенные решения, умение прогнозировать будущее, навыки формирования и корректирования своей жизненной стратегии и т.д.

Таким образом, интеллектуальная культура – это ядро общей культуры студента, с одной стороны, и фундамент формирования профессиональной культуры, с другой. Для реализации и формирования указанных параметров интеллектуальной культуры студента необходимо в первую очередь сформировать у студента желание и умение учиться.

Каждому студенту, желающему достичь успеха в познавательной деятельности и в профессиональной сфере, для начала необходимо осуществить анализ, дать оценку и выработать эффективные приемы собственного учебного труда. Следующие тематические разделы курса лекций помогут любому студенту в этом важном занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: