Сочетание желтого с черным повсеместно применяется для знаков, предупреждающих об опасности

Копенгаген. Худ. Л. Афремов. Пример мастерской работы с цветом

Гармонические сочетания

Чтобы полнее раскрыть тему гармонических цветовых сочетаний, нам придется дать несколько академических определений.

Гармония — это философско­эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, то есть это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как:

  • цветовой тон;
  • светлота;
  • насыщенность;
  • форма;
  • размеры, занимаемые этими цветами на плоскости, их взаимное расположение в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Цветовой круг

Признаки гармонии цвета

1) Связь и сглаженность — связующим фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому­либо цветовому тону, гамма;

2) единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное­светлое, черное­белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания);

3) мера — в композицию, приведенную к гармонии, нечего добавить и нечего убрать из нее;

4) пропорциональность, или соотношение частей (объектов) между собой и целым. В гамме — это подобие отношений яркости, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

  • 1 часть светлого поля — 3­4 части темного поля;
  • 1 часть чистого цвета — 4­5 частей приглушенного;
  • 1 часть хроматического — 3­4 части ахроматического;

5) равновесие — цвета в композиции должны быть уравновешены;

6) ясность и легкость восприятия;

7) прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы;

8) возвышенное, то есть идеальное сочетание цветов;

9) организованность, порядок и рациональность.

Синий и красный цвета не столько выравнивают друг друга, сколько являются противоположными. Когда интенсивность синего ослабляется и он превращается в серовато­синий, возникают особые качества их цветового звучания. Если красному или оранжево­красному цвету придать землистый оттенок и превратить его в терракотовый цвет, то при сопоставлении с серовато­синим такое сочетание обычно вызывает устойчивую положительную эмоцию. Оранжево­красный цвет и его вариации сами по себе придают теплоту, а синий цвет — холод, поэтому оба цвета вместе воспринимаются оптически предельно положительно. Можно сказать, что здесь возникает чудесное впечатление динамики, которое созвучно нашей внутренней активности.

На практике применять чистые противоположные цвета не всегда возможно. Исключением являются оранжевый и синий, сочетание которых воспринимается положительно.

Как в природе наблюдаются формы, только приближающиеся к кругу, треугольнику, четырехугольнику и т.п. (даже в мертвом царстве кристаллов редки строго математические соотношения), так и в игре цвета допускаются приближенно противоположные цвета.

Смежные цвета

Под смежными мы понимаем цвета, связанные с конкретным цветом цветового круга психологическими родственными отношениями. Это не только те цвета, которые чисто теоретически отстоят от данного на 30, 60, 90 или даже 120°.

Комбинации смежных цветов подчеркивают функции конкретного цвета. В то время как противоположные цвета усиливают друг друга, смежные цвета, благодаря их последовательности во времени или взаимному сопоставлению, получают динамическое развитие.

Сочетание синего и зеленого цветов будет менее контрастно, чем желтого и красного, потому что контрастные пассивные цвета психологически меньше воздействуют, чем активные. Характерное впечатление создает сочетание синего и зеленого при постепенном переходе синего в зеленый цвет.

Абрикосовый и нежно­зеленый (цвет свежего зеленого листа) выражают тему зрелости. Контрастным для желтого или желто­коричневого является чистый синий. Оранжевый и зеленый цвета идеально дополняют друг друга.

Желтый цвет занимает в цветовом круге среднее положение между зеленым и оранжевым. Человек, даже не имеющий представления о цветовом круге, бессознательно ищет средний цвет, смягчающий контрастность между зеленым и оранжевым цветами, то есть желтый. Желтый цвет без сомнения психологически более действенный, чем, например, бирюзовый как средний между синим и зеленым. Вот почему сочетание синего и зеленого не столь активное, как сочетание оранжевого и зеленого.

Бирюзовый цвет — не синий и не зеленый, он не имеет своего собственного качества, как желтый. Желтый цвет существенно отличается от красного и зеленого, но, будучи сопоставлен с тем или иным цветом, отдает часть своей лучистости сопоставляемому с ним цвету; красный цвет он превращает в оранжевый, а зеленый делает теплее. Бирюзовый может в лучшем случае усилить впечатление холодного цвета как от зеленого, так и от синего.

Оранжевый цвет в цветовом круге находится между красным и желтым. Рисунок, решенный в красно­желтых цветах, «звучит» громко, возбуждающе. Искомый средний цвет — это оранжевый, придающий теплоту, но вряд ли он усилит уже сложившуюся радостную ситуацию. Оранжевый цвет между желтым и красным не снижает напряженности, подобно желтому между оранжевым и зеленым.

Итак, смежные цвета могут применяться для придания пространству большей выразительности. В одном случае эти цвета привлекают потому, что каждый из них по сравнению со смежным рассматривается по­новому. Так, красный при сопоставлении с оранжево­желтым кажется более густым, оранжево­желтый при сопоставлении с красным как бы просветляется, зеленый по сравнению с желтым кажется землистым, желтый рядом с зеленым излучается в пространство и создает настроение беззаботности.

Золотистый и сине­фиолетовый цвета выражают торжественность, праздничность, потому что промежуточным цветом является пурпурно­красный. В свою очередь, по отношению к пурпурно­красному контрастным цветом является зеленый, который под влиянием пурпура тоже становится праздничным и торжественным. При комбинации полярно действующих лимонно­желтого и синего цветов зеленый цвет, являясь промежуточным, ослабляет напряженность на обоих полюсах. Но поскольку полное примирение этих полярных партнеров только желательно, а фактически не происходит, то эта комбинация красок не имеет статического характера и остается динамической.

Какие именно цвета выбрать как исходные, зависит от личного вкуса или от цвета тех элементов, которые будут главенствовать в композиции.

Сигнальные цветовые сочетания

От человека, который охвачен паникой, трудно требовать, чтобы он был в состоянии логически думать. Следовательно, надо добиться того, чтобы при сложных обстоятельствах определенные действия совершались автоматически. Это достигается тренировкой. Способность пианиста всегда попадать в соответствующую клавишу не есть результат внимательного рассматривания клавиатуры — наоборот, подготовленный пианист не прикован глазами к клавиатуре, здесь сказываются длительные тренировки движений рук и пальцев.

Точно такая же автоматизация движений требуется и при работе на машине, у станка. Движения рук происходят автоматически. В замешательстве рабочий не всегда сразу может опустить руку на выключатель или рычаг, чтобы остановить станок. Имея в виду подобные обстоятельства, следует по возможности окрашивать эти детали станка так, чтобы они выделялись и привлекали к себе внимание рабочего. Тревожный сигнал в сознании рабочего немедленно вызовут красный и желтый цвета.

Цветом выделяют наиболее опасные места или участки. Установлено, что 80% несчастных случаев происходят не в результате технических неисправностей, а из­за недостаточного внимания человека. Чистота в помещении достигается не только в результате своевременной и тщательной его уборки, но и такой окраской, которая сама принуждает сохранять чистоту. Машину, окрашенную в грязный цвет, моют редко, как неохотно чистят старый велосипед. Новый, красиво окрашенный велосипед чистят до блеска. А новую машину с охотой надраивают до такого состояния, что в нее можно смотреться, как в зеркало.

Крайне важно обозначить определенным цветом проезды и транспортные средства. Раньше на маленьких предприятиях, где доставка материалов и отправка готовой продукции производилась на ручных тележках, для рабочих не представляло большой опасности зайти слишком далеко вглубь длинного проезда, по которому осуществляется транспортировка. На современном предприятии моторизованный внутризаводской транспорт, скорость движения которого постоянно возрастает, представляет для невнимательного рабочего постоянную опасность, тем более что при общем заводском шуме звуковой сигнал слышен не всегда.

Но не только рабочий должен быть защищен от опасности. Водитель тоже должен быть освобожден от постоянного страха, что он может на кого­нибудь наехать. Снижение же скорости транспорта будет отражаться на снижении общей производительности предприятия. Поэтому проезды и переходы обычно обозначают белым или желтым цветом. В отдельных случаях можно весь проезд выкрасить в более яркие цвета. Транспортные средства окрашиваются в броские цвета, например в оранжевый или желтый с черными полосами. Такую же раскраску надо применять на кранах и крановых тележках.

Сочетание желтого с черным повсеместно применяется для знаков, предупреждающих об опасности

Относительно предупредительных и указательных обозначений, выполняемых при помощи того или иного цвета, следует сказать следующее.

Желтый цвет четко выделяется на фоне всех темных тонов и предупреждает об опасности, угрожающей как спереди, так и сбоку. Переходы обозначают ярко­желтыми полосами. Желтый цвет в сочетании с черным (в форме параллельных линий или большого круга) обозначает: «Внимание!» при опасности столкнуться, упасть, споткнуться о ступеньки и т.п.

Оранжевый цвет сочетает живость красного цвета и яркость желтого. Оранжевый цвет воспринимается дальтониками как четкий желтый тон. Оранжевый цвет обозначает: «Внимание: опасность!» Незащищенные части машин, которые могут втянуть край одежды, или колющие, режущие, обжигающие части машин могут быть окрашены в желтый или оранжевый цвет. Так же должны быть окрашены внутренние стороны защитных дверей, крышек, заслонок термостатов, шкафчиков с ядовитыми веществами. Эта окраска информирует: «Закрыт!» Дополнительно можно изобразить черные круги, чтобы еще сильнее привлечь внимание оранжевым цветом.

Красный цвет обычно является как бы противопожарным. Этим цветом покрывают противопожарные средства защиты и места их расположения.

Зеленый цвет служит на производстве для обозначения пунктов первой помощи и аптечек. На зеленом фоне помещают белый крест. Или наоборот — зеленый крест на белом фоне. К примеру, в рекламе медикаментов очень часто используется зеленый как цвет, который все смягчает, снимает остроту переживаний. Зеленый оказывает целительное, расслабляющее действие.

Белый цвет указывает, что место свободно. Белыми стрелками указывают направление движения. Белой краской покрывают места, где расположены урны и ящики для отбросов.

Цветовая гамма не должна напрягать или нервировать. Выбор сочетания различных цветов начинается с решения, чего вы все­таки хотите от дизайна. Только так вы сможете подобрать оптимальное сочетание цветов.

Подбор цветовой гаммы — весьма ответственное дело. Сочетание цветов в дизайне всегда является главной из основных задач. Обязательно придавайте значение сочетаниям цветов — это важно!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: