Составление рассказа по картинно-графическому плану

Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными. Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава.

2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — листьев, трава — травы — трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам: тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за, из-под.

 

Занятие 12. «Домашние птицы»

Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением домашних птиц; раздаточный материал — карточки с изображением домашних птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Отгадайте загадки:

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко —

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

«Спать пора!» — поет... (Петух.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Тело перьями покрыто. Борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг. А зовут меня... (Индюк.)

Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)

Работа с картинками

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

Как можно назвать их одним словом?

Как вы думаете, что есть только у птиц?

Какие это птицы? (Домашние.) Почему? Логопед выставляет картинки с изображением курицы.

Кто здесь изображен?

Назовите тех, кто изображен рядом.

Кто как голос подает?

— Что есть у курицы? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв...)

—Где она живет?

— Чем питается?

— Какую пользу приносит?

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Яйцо курицы — куриное яйцо, пух курицы —..., мясо курицы —... лапы курицы —..., дом курицы — курятник.

Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Курица — квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает.

Логопед выставляет картинку с изображением индюка. (Рассматривается аналогично.)

Игровые упражнения «Подбери слова»

а) слова-действия:

индюк — кричал, шипел, надувался, индюшка — кусалась, щипала, расхаживала, индюшата — разбежались;

б) слова-признаки:

индюк — злой, сердитый, грустный, медлительный, индюшка — заботливая, равнодушная, грустная, быстрая, индюшата — веселые, игривые, быстрые, пушистые. У детей на столах карточки с изображением домашних птиц.

Дидактическая игра «Сосчитай»

7. Игровое упражнение «Составь предложение» Придумай, какой характер у твоей птицы.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Один — много», «Скажи ласково» (с мячом).

Составление описательных рассказов по плану

Кто это? (Назвать внешние признаки.)

Чем питается?

Как голос подает?

Где живет?

Какую пользу приносит?

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить с детьми названия домашних птиц и их детенышей, внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут, почему называются домашними. Какую пользу приносят?

11. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными. Например: О ком можно сказать маленький? маленькая? толстый? толстая? и т.д.

2. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: утка — утки — уток и т.д.

Образование притяжательных прилагательных. Например: Клюв утки. — Чей клюв? — Утиный и т.д.

Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Хвост петуха красивее, чем у курицы и т.д.

Образование сложных прилагательных. Например: У петуха перья коричневые и белые. — Коричнево-белые перья и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: