Игра «Прятки»
По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.
Итог занятия
Дети составляют букеты из осенних листьев.
Материал для закрепления
I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.
Например: лист — листья — листьев, береза —..., дерево —..., тополь —..., ветка —... и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например: лист — листочек, береза —..., ветка —..., дуб —..., дерево —... и т.д.
|
|
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины —...,лист с дуба —..., лист с липы —..., лист с рябины —... и т.д.
4. Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: один лист, два листа, три..., четыре..., пять листьев.
Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.
Занятие 9. «Грибы»
Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход занятия
Чтение стихотворения
«Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «У-У-У-»
Дидактическая игра «Сбор грибов»
Дети «приезжают» в лес.
Какое сейчас время года? (Осень.)
Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)
День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.)
У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».
|
|
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд...
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
Физкультминутка
По дорожке шли, - Маршируют,
Боровик нашли - наклонились,
Боровик боровой - показали,
В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли — ходьба по кругу.
Хорошо, что тихо шли.
(А. Прокофьев)
Грамматический строй и словообразование
а) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»
б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.)
в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)
г) Подбор слов-антонимов:
У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая.
У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шероховатая.
У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая.
Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д.
д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа. — Мы собрали много...? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)
Составление описательных рассказов
Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например: гриб — грибочек и т.д.
3. Дидактическая игра «Чей?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
4. Подбор слов-антонимов.
Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка —..., толстая ножка —... и т.д.
5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом.
Придумать предложения с предлогами по данной теме.