Дидактическая игра «Скажи ласково»

Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза —..., дерево —..., тополь —..., ветка —... и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: лист — листочек, береза —..., ветка —..., дуб —..., дерево —... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.

Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины —...,лист с дуба —..., лист с липы —..., лист с рябины —... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один лист, два листа, три..., четыре..., пять листьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.



Занятие 9. «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Чтение стихотворения

«Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «У-У-У-»

Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)

День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

Физкультминутка

По дорожке шли, - Маршируют,

Боровик нашли - наклонились,

Боровик боровой - показали,

В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке»,

Мы его пройти могли — ходьба по кругу.

Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.)

в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)

г) Подбор слов-антонимов:

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая.

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шероховатая.

У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая.

Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа. — Мы собрали много...? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка —..., толстая ножка —... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: