Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка — белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост —... тонкие лапы —..., короткие лапы —..., толстые лапы —..., длинные уши —..., острые уши —..., короткие усы —....

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья. Берлога медведя. —...

Дупло белки. —... Логово волка. —... Морда лисы. —... Хвост зайца. —...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.


Занятие 22. «Транспорт»

Цели: закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта; раздаточный материал — картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия

Организационный момент

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта.)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте.)

Беседа о транспорте

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский.) Логопед загадывает загадку: Едет он, усатый, Полный и пузатый. Люди в нем сидят, Смотрят и стоят. (Троллейбус.)

Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери...)

Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры.)

Значит, троллейбус — какой транспорт? (Пассажирский.)

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Назовите наземный пассажирский транспорт.

Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки — пожарная машина, скорая, милиция.) Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец...) Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

Физкультминутка

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся, И в окошко посмотрели смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал убегают.

Игровое упражнение «Подбери слова»

а) Автобус (какой?) — быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус — веселый, разноцветный, гудящий и т.д. Трамвай... Грузовик... Мотоцикл... Поезд...

б) Автобус (что делает?) — едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус... — перегоняет, летит, подъезжает и т.д. Трамвай... Грузовик... Мотоцикл... Поезд...

в) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

колесо из резины —..., кабина из железа —..., руль из пластмассы —..., сиденье из кожи —..., кузов из дерева —..., фургон из брезента —..., рельсы из железа —..., окно из стекла —....

г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

Что это?

Какой вид транспорта?.

Из каких частей состоит? (Форма, цвет, размер, детали.)

Назначение данного транспорта.

Итог занятия

 

Занятие 23. «Транспорт» (продолжение)

Цели: закрепить знание видов транспорта, их названия, названия профессий; знать внешние признаки; отработать приставочные глаголы; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет транспорт, на котором вы можете приехать в детский сад.

Беседа о транспорте

Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на занятии?

Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, наземный, подземный, легковой, грузовой, пассажирский и т.д.)

Как вы думаете, от чего зависит название транспорта. (От того, по чему едет, летит, катится.)

Если по воде — водный. По воздуху — воздушный. По земле — наземный.

Дидактическая игра «Правильный ответ»

Программные задания:

а) воздушный пассажирский транспорт (пароход, самолет, поезд);

б) водный грузовой транспорт (баржи, танкеры, самолеты);

в) подземный пассажирский транспорт (поезд, метро, велосипед);

г) наземный пассажирский транспорт (пароход, автобус, самолет).

— Что еще можно отнести к пассажирскому транспорту? (Автобус, троллейбус, метро, такси.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: