Остановимся подробнее на изложении научного материала

 Актуальность достаточно осветить в 1-2 предложениях (например: «Актуальность темы заключается в…»). После обзора литературы (например: «К этой теме обращались…») следует перейти к формулировке научной проблемы (например: «Резюмируя сказанное, можно сделать вывод - данная проблема ранее не изучалась /или недостаточно изучена»). Затем логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это можно сделать в форме перечисления (изучить.., установить.., выявить.., вывести формулу…).

Суть основной части заключается в систематизации, обработке, обобщении и изложении научного материала, а также его структурировании.

Существует несколько приёмов изложения результатов научного исследования: 1) строго последовательный («от гипотезы, цели через объяснение к результатам проделанной работы»); 2) целостный; 3) выборочный («с представлением только тех наблюдений, промежуточных выводов, которые важны для основного результата»).

   Также выделяют описательный и объяснительный типы изложения. Описательный часто используется в работах по истории научной дисциплины. Главное здесь – точность, логическая последовательность. Объяснительный тип изложения материалов, основанный на рассуждении, более приемлем для исследований в области теории и методологии науки. Это может быть изложение в виде развёрнутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы (вся работа в таком случае представляет собой расширенное подробное единое доказательство).

  Это может быть дедуктивное изложение (направленное от общих положений к анализу частных случаев) или индуктивное (от частных, чувственно воспринимаемых фактов, случаев к теоретическим обобщениям). Если в ходе исследования возникает необходимость создать представление о развивающихся действиях, событиях, состояниях, процессах, то используется повествование (этот функционально-смысловой тип текста обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: глаголы со значением последовательности действий, глаголы со значением мгновенности и возникновения действий; обстоятельства со значением времени и т.д.) В целом на основном этапе научной работы исследователь сжато, логично и аргументированно должен изложить весь материал исследования. Затем этот материал необходимо распределить по отдельным структурным разделам.

  Хорошее структурирование текста достигается за счёт рубрикации (графическое и нумерационное отделение одной части от другой). Рубрикация осуществляется только с учётом логических правил деления. В последнее время широко распространена цифровая нумерация, в соответствии с которой номера самых крупных частей (глав) состоят из одной цифры (например: 1), номера составных частей (разделов) - из двух (например: 1.1), номера параграфов - из трёх (например; 1.1.1) и т.д.

В заключении излагаются обобщённые результаты проведённого исследования (например: «Итогами нашей работы стали:…», «В результате проводимой работы выяснилось следующее:…), проводится соотношение итогов работы с общей целью и конкретными задачами, которые были сформулированы во введении, даётся оценка проделанной работе (например: «как оказалось», «в ходе работы удалось выяснить/установить/решить…»).

    Также может быть указана практическая ценность результатов (например: «результаты работы можно/следует применить в…»), перспективы исследования (например: «… - предмет дальнейших исследований»). Грамотное содержание заключения свидетельствует об уровне научной зрелости, подготовленности исследователя. Здесь сформулировано то новое, что внесено автором в изучение заявленной темы.

         В словообразовании часто встречаются сокращения (усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения). Такая сокращенная запись слов используется с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации.

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский — сов.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

     Делая сокращение, нужно иметь в виду, что оно должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву "й", на мягкий и твердый знак.

      В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

1.    буквенные аббревиатуры;

2.    сложносокращенные слова;

3.    условные графические сокращения по начальным буквам слов;

4.    условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

         Рассмотрим их более подробно. Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США);

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение). В научных текстах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются вводимые авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

           Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания:

а) усеченных слов полных слов (профсоюз — профессиональный союз);

б) одних усеченных слов (колхоз — коллективное хозяйство).

       В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

      Еще один вид сокращений — условные графические сокращения по начальным буквам (например: н. м. т. — нижняя мертвая точка) применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

 

     И наконец, в тексте научных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются:

а) на общепринятые условные сокращения:

•     общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т. е. (то есть), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).

•     общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр, (например).

•     общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

        Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Необходимо точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1.    Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2.    Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора.

3.    При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4.    При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5.    Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

6.    Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7.    Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т. е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

      При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

     Правильно оформленная научная работа обеспечивает точное доведение информации до адресата, говорит о высоком уровне языковой культуры исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: