Цивилизации древнего мира

 

Цивилизации Древнего Востока. Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, камен­ная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек, зем­леделие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей иррига­ционной системы в порядке. Одна община не могла спра­виться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-Ш тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. - в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности яв­лялся район Двуречья (Месопотамии). В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведе­ния в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как ос­тальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря это­му З.Азия постепенно становится флагманом в со­циально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые просле­живают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древ­ней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. По­степенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе тор­говли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предме­ты бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В Месопотамии (Междуречье) основателями первых городов-государств были шумеры. Происхождение этого народа до настоящего времени остаётся неясным, а шумерский язык не принадлежит ни к одной из известных учёным языковых семей.

Шумерские города, среди которых наиболее известны Ур, Урук, Лагаш, Киш, строились вокруг храмовых комплексов.

Их прави­тели соединяли функции верховного жреца и носителя высшей государственной власти. Вся земля принадлежала правителю, олицетворявшему собой госу­дарство. Верховная власть постепенно приобретала наследственный характер.

Фигура и власть правителя в глазах его под­данных имели сакральный (божественный) характер и они находились под особым покровительством богов. Божества у шумеров имели антропоморфный (имеющий человеческий облик) характер.

В то же время шумеры соединяли образы богов с небесными све­тилами. Они начали изучать звёздное небо, по положению и путям светил пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шуме­ры первыми зафиксировали конфигурации созвездий, определили пути движения планет.

Величайшим достижением шумеров было создание клинописи. И по сей день, мы пользуемся шумерским шестидесятеричным счётом, деля час на 60 минут, мину­ту на 60 секунд, а круг на 360°.

Свои храмы шумеры строили в виде мощных ступенчатых со­оружений — зиккуратов (священных гор). Их вид стилизованно используется и в современной архитектуре.

  В III- 1 пол. I тыс. до н. э. на Бл. Востоке происходили непре­рывные миграции народов, образовывались и распадались многие государства. Развивались противоречивые процессы — объединения земель, создания крупных государств и распада, дробления их на новые государственные образования. Здесь сме­шивались этносы, культуры, языки, образуя особый культурно-ци­вилизационный древневосточный феномен.

В Месопотамии шумерские города были завоёваны аккадцами — народом, принадлежавшим к семитской группе. Они создали объеди­нённое государство, регулярную армию. На рубеже XIX-XVIII вв. до н. э. ещё один семитский народ — амореи завоевали значитель­ную часть Месопотамии и основали государство, столицей которого стал город Вавилон.

Вавилонское царство достигло наибольшего могущества при царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Во время его правления были изданы законы, которые полностью дошли до на­шего времени. Эти законы свидетельствуют о том, что вавилонское общество имело сложную социальную структуру, верхним слоем ко­торой было высокопоставленное чиновничество, непосредственно связанное с царём. Особое положение занимали жрецы.

Самым многочисленным был слой свободных общинников, но уже появились разные категории зависи­мых людей, существовало рабство, которое, по-видимому, носило патри­архальный характер. Очень важно, что в кодексе законов Хаммурапи прослеживается признание принципа вины и злой воли, т. е. разделяется степень наказания за умышлен­ное и неумышленное преступле­ние.

 После господства Вавилонии времен Хаммурапи усиливается Ас­сирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из веду­щих государств Двуречья. После падения Ассирийской дер­жавы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововави­лонское царство. В VI в. до н. э персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и основать огромное Персидское царство.

 

Цивилизация древнего Египта обязана своим появлени­ем крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Первые города-госу­дарства (их называют номами) возникали так же, как в Месопотамии, — вокруг храмов. Их правители часто были выходцами из жреческой среды. На рубеже IV—III тыс. до н. э. около двадцати номов по верхнему течению Нила и примерно столько же по его нижнему течению были объединены под властью двух правителей. Вскоре война между Верхним и Нижним Египтом завершилась победой царя Верхнего Египта, ко­торый объединил страну и стал единовласт­ным её правителем. Впервые в истории в долине Нила появилось большое государ­ство с единым центром, управляемое бю­рократическим аппаратом, во главе с фара­оном — «живым богом», обладавшим неограниченной властью. Господство госу­дарства и его правителя над подданными было всеохватывающим. Такой тип го­сударства называется древневосточной дес­потией.

Ещё одной особенностью развития древнеегипетской цивилиза­ции было то, что в ней очень рано исчезла община, её поглотили храмовые и вельможные хозяйства. Всё произведённое обществом принадлежало государству и правителю, его олицетворявшему, распределялось централизованно в соответствии со строжайшей системой норм.

Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божест­венным словом и умиротворился, создав всё сущее. Особо почитался бог Солнца Амон-Ра. Государство сущест­вовало, по представлениям египтян, на основе наставлений боги­ни Маат, олицетворявшей божественный порядок и истину. Царь должен был претворять законы Маат в мире людей. В XIV в. до н. э. фараон Эхнатон отказался от языческого многобожия и ввёл культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска. Фараона называли сыном Солнца. Однако после смерти Эхнатона Египет вер­нулся к многобожию.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с памятниками архитектуры - пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Др. Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Первоначально возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, 28 век до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования.

 

Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед.  Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет.

В египетской цивилизации были заложены основы многих зна­ний в области медицины, математики, астрономии. При храмах создавались особые «дома жизни», где составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты, создавались библиотеки, архивы, школы.

С началом Нового царства (XVI в. до н. э.) Древний Египет путём за­хвата расширил свою территорию. При фараоне Тутмосе III египетская империя стала простираться от чет­вёртого порога Нила до северной окраины Сирии. Продвинувшись к самым верховьям Нила, Египет за­тем предпринял военные походы в Месопотамию.

 

Однако экспансионистские устремления Египта столкнулись с захватническими устремлениями другой мощной державы — Им­перии хеттов.

Хетты, один из индоевропейских народов, в XVII в. до н. э. пришли в Малую Азию и создали здесь своё государство. Наиболь­шего могущества оно достигло в XIV-XIII вв. до н. э. Хетты пер­выми из народов Востока научились обрабатывать железо, что да­ло им преимущество в вооружении. Они вели многочисленные войны и подчинили себе значительные территории, создав держа­ву, простиравшуюся «от моря до моря», даже захватили Вавилон и подвергли его разрушению, но великий город возродился вновь.

В конце XIV - начале XIII в. до н. э. соперничество двух ве­ликих держав за господство в Азии достигло наивысшего накала. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес II. После ожес­точённых войн между египтянами и хеттами был заключён мир­ный договор, великие державы вынуждены были признать стратегический паритет.

Однако могущество этих государств бы­ло исчерпано: хеттское государство перестало существовать, а Еги­пет попал под власть иноземных правителей. На авансцену исто­рии вышла новая великая империя — Ассирия, за тысячелетие превратившаяся из маленького, бедного государства на северной окраине Месопотамии в мировую державу. В VIII-VII вв. до н. э. Ассирия захватила большую часть Бл. Востока, её владения простирались от Египта до Урарту и от Средиземноморья до Пер­сидского залива.

Завоевание Ассирией Палестины описано в Библии. Библей­ские пророки проклинали жестоких завоевателей, предсказывали их гибель и разрушение «города крови» — ассирийской столицы Ниневии. Ассирийцы были беспощадны к покорённым народам. За сопротивление они истребляли жителей завоёванных городов, сдирали с живых кожу, воздвигали пирамиды из черепов. Плен­ных уничтожали или обращали в рабов. Они переселяли целые на­роды из одной части империи в другую, добиваясь от них покор­ности.

Ассирийские цари обладали абсо­лютной властью над своими поддан­ными. Империя была разделена на наместничества, наместники собира­ли налоги и стояли во главе разме­щённых в наместничестве военных подразделений ассирийской армии, которая в течение нескольких веков была самой сильной и хорошо организованной на всём Бл. Восто­ке. Однако даже самое могуществен­ное государство не может сохранять своё господство над другими страна­ми и народами вечно. В конце VII в. до н. э. Ассирия была разгромлена войсками окрепшего Нововавилон­ского царства.

Во время правления царя Навухо­доносора II Нововавилонское царство переживало кратковременный подъ­ём. Вавилон стал центром торговли, сюда стекались богатства со всего Ближнего Востока. Велось обширное строительство. Были воздвигнуты Царские дворцы, новые храмы. Се­миярусный зиккурат Этеменанки стал прообразом библейской Вавилонской башни. Разбитые на мно­гочисленных террасах вокруг царского дворца висячие сады называли одним из семи чудес света.

Нововавилонская империя просуществовала около шести деся­тилетий. В 539 г. до н. э. Вавилон был взят персами, об этом упо­минается в Библии в рассказе о царе Валтасаре и грозных боже­ственных предзнаменованиях во время пира.

Персы, или иранцы, были индоевропейцами (ариями). В н. I тыс. до н. э. они двинулись из Приуралья, перешли Кавказ и осели на плато к северо-востоку от Малой Азии. Территория их расселения получила название Ариана (от имени «арии»), затем оно стало звучать как Иран.

В VI в. до н. э. персидские племена объединились и создали государство, которое за короткий срок превратилось в последнюю и самую могущественную империю Древнего Востока.

 

Империя персов вобрала в себя политический, административ­ный и хозяйственный опыт предшествовавших великих военных держав древности. Она объединила под властью единого правите­ля страны и народы, сильно отличавшиеся по уровню развития — от не имевших своей государственной ор­ганизации до некогда великих государств.

Персы были господству­ющим этносом, но в элиту империи интегрировались и представи­тели других народов. Для более эффективного управления империя была разделена на сатрапии — провинции, во главе которых царь ставил персидских наместников, однако в наиболее лояльных к центральной власти провинциях функции сатрапов могли выпол­нять местные правители.

По всей территории империи стояли военные гарнизоны, вхо­дившие в единую персидскую армию, которая являлась главной опорой центральной власти. Огромные подати взимались с поко­рённых народов. Получило распространение рабство.

Религией древних персов был зороастризм. Его основатель Зороастр (Заратуштра) жил, скорее всего, на рубеже VII—VI вв. до н. э. Идут споры о месте зарождения зороастризма — называ­ют Ср. Азию, Афганистан, даже Приуралье.

Зороастр отвергал многобожие и проповедовал, что есть только великий Ахурамазда, который есть добро и свет. Однако, у Ахурамазды есть очень сильный враг Ангро-Манью. Это глава сил зла, тьмы, смер­ти. Мир оказался разделённым на два непримиримых начала, меж­ду которыми идёт непрекращающаяся борьба. Человек должен сде­лать выбор между светом и тьмой.

Восточное Средиземноморье. Узкая полоса при­брежных земель с благоприятными климатическими условиями во II тыс. до н. э. была заселена в основном семитскими народами. Один из них — финикийцы, которые основали на побережье крупные го­рода — Сидон, Тир, Библ, Угарит. Финикийцы не имели единого го­сударства, как и впоследствии древние греки. Страна же их — тер­ритория, заселённая одним народом, называлась Финикия.

      Главными занятиями финикийцев были торговля и мореплавание, нередко связанное с морским разбоем. Финикийцы основали свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Их корабли впервые обогнули Африку, достигли Атлантического океана и даже Британии. Финикийцы были отменными ремесленниками, они научились выплавлять стекло и делать из него замечательные сосуды. Из раковин моллюсков финикийцы добывали пурпурную краску, которая шла на изготовление самых великолепных царских одеяний. Пурпурный цвет стал одним из знаков царской власти. Финикийцы были умелыми строителями, они преобразовали месопотамскую клинопись и создали алфавит, который потом за­имствовали греки и римляне, а через греков и славяне.

 

По соседству с финикийцами поселился ещё один семитский на­род, перекочевавший в В. Средиземноморье из-за реки Евф­рат, что и отразилось в его названии (евреи — «перешедшие через реку»). Об истории евре­ев мы знаем, прежде всего, из Ветхого Завета — первой части Библии. Кстати, само название - Библия связано с финикийским го­родом Библом, через который шла интенсивная торговля материа­лами для письма. Название города стало корнем греческого слова, обозначавшего собрание написанного — книги.

В н. I тыс. до н. э. евреи создали своё государство, его кратковременный расцвет пришёлся на правление царей Давида и мудрого Соломона. После смерти Соломона оно распалось на два царства — Израильское и Иудейское, которые сотрясались восстаниями изнутри и неоднократно подвергались нападениям со сторо­ны Ассирии и Нововавилонского царства.

 

Древний Китай. Начало древнекитай­ской цивилизации восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Тогда в долине реки Хуанхэ зародились первые города-государства (II тыс. до н. э.)

Наиболее достоверны сведения о государстве Шан, во главе которого стоял царь-жрец, власть которого была ограниче­на народным собранием и советом знати. В Шан существовало имущественное расслое­ние, патриархальное рабство. Государство постоянно вело ожесточенные войны с соседями, а главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей. Постепенно у соседних племен также начинают возникать зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу.

Его правитель объединил другие племена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было уничтожено. Так преемником Шан стало государство Чжоу. В период Чжоу было разработано очень важное для последующей истории Китая учение о «божест­венной царственности».

Небо считалось высшим божеством, а пра­витель Чжоу — сыном Неба, поэтому и само царство стало назы­ваться Поднебесным; это название закрепилось, затем за Китайской империей и прошло через тысячелетия. Считалось, что правитель наделён магической силой, делающей его божественным посредни­ком между Небом и людьми.

Наряду с царством Чжоу на территории Китая существовало много мелких государств, которых чжоусцы считали варварами. В с. I тыс. до н. э. от почти двухсот государственных образований осталось менее трёх десятков, а в V—н. III в. до н. э. — семь круп­нейших царств боролись за господство в стране. В этот период по­явились города с полумиллионным населением, развивались тор­говля и ремесло, осваивалась плавка железа, что стало стимулом развития производства.

В 221 г. до н. э. государство Цинь подчинило себе всю терри­торию «борющихся царств». Возникла империя Цинь с предельно централизованным военно-бюрократическим управлением. Импера­тор Цинь Шихуанди установил в стране террор, безжалостно распо­ряжался жизнью своих подданных вне зависимости от их социаль­ного положения. Строительство Великой Китайской стены (4 тыс. км), дворцов, потрясающей по масштабам гробницы императора, воен­ные походы требовали огромных человеческих жертв и материаль­ных затрат. Народ ненавидел императора. Сразу же после его смер­ти разразилось грандиозное восстание против центральной власти. Вождь восставших Лю Ван стал основателем новой династии Хань.

Многие законы были смягчены, а подати снижены. Период существования государства Хань стал временем расцвета хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля, возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на западе. Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов, росла непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание («краснобровых», «желтых повязок») и выступления знати. В конце концов, Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства.

В области культуры Древний Китай добился огромных успехов. Китай является родиной шёлка, фарфора, бумаги, компаса, сейсмографа, глобуса, лака.

Конфуцианство.

В VI—V вв. до н. э. в Китае пробудился небывалый интерес к обсуждению религиоз­ных и идейных основ существования государ­ства, общества, жизни человека. Возникло несколько учений, по­влиявших на всю дальнейшую историю страны. Определяющей доктриной для развития китайской государственности и цивилиза­ции стали воззрения мудреца Конфуция. По своим социальным и культурным истокам конфуцианство являлось про­свещённой формой культа предков, по общественной значимости — попыткой интеграции семейно-клановой культуры и государства.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализовано и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю, верность дол­гу, сыновнюю почтительность, великоду­шие и ряд других положительных характерис­тик. Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Древняя Индия. Самые ранние очаги ин­дийской цивилизации появились ещё в III тыс. до н. э. в долинах рек Инд и Ганг. Древнейшей из них является Хараппская циви­лизация. Её создателями были земледельцы, чья этническая принадлежность и язык до сих пор не известна. Хараппская цивилизация погибла в н.II тыс. до н. э.

Во второй половине II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии засели­ли долину реки Ганг, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев.

Арии были носителями высокоразвитой материальной культуры, использовали плуг, со­оружали ирригационные устройства, выплавляли металлы, были искусными ремесленниками.  Арии, не пожелали раствориться среди многочисленного местного населения и были вынуждены установить систему варн. Слово «вар­на» означает «цвет, вид, разряд».

Общество было разделено на особые социальные слои (варны), каждый из которых имел чётко обозначенный круг прав, обязанностей, норм поведения. Высшей варной были брахманы (жрецы), затем следовали кшатрии (воины), ниже по положению стояли вайшья — рядовые общинники, ремесленни­ки.

Эти три варны включали индоариев, принадлежавшие к ним назывались дважды рождёнными, так как проходили обряд второ­го рождения — вхождения в варну, после чего человек мог про­должать дело своих отцов и получал всю совокупность прав члена своей варны. Низшей варной были шудры — неполноправные. Она сформировалась из местного населения, подчинённого ариями.

Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и нечистот, палачи). Их называли неприкасаемые. Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал та­ким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

Религией той эпохи был ведизм. Главные священные тексты индоариев Веды (от слова «ведать», т. е. знать) считались божест­венным откровением. Самым древним сборником гимнов богам бы­ла Ригведа.

 

Ведизм — это политеистическая религия, индоарии поклонялись многим богам, которых представляли в антропоморф­ном виде, т. е. в облике и со свойствами людей.

Главным богом был Индра, бог-громовержец, воин; особо почи­тался бог огня Агни (в русском слове «огонь» — отзвук его имени), мировой порядок хранил бог Варуна. При сравнении ведической религии с религиями других народов, имеющих индоевро­пейское происхождение, обнаруживается много сходства, что свиде­тельствует об общем основании индоевропейских представлений о богах, происхождении мира и людей.

На смену ведической религии пришёл брахманизм, развивав­ший многие идеи ведизма. Брахманизм, тоже политеистическая религия, обосновывал деление общества на варны, предписывал выполнение правил и образа жизни, установленных лю­дям каждой варны богами. Для брахманизма характерно представ­ление о переселении душ и карме — особой мистической силе, кос­мическом «законе возмездия» за то, как человек прожил жизнь, за совокупность его поступков, намерений, стремлений. Карма определяла судьбу человека в последующих перерождениях.

В середине I тыс. до н. э. в С. Индии существовало уже около полутора десятков сравнительно больших государств. Почти все они представляли собой монархии с наследственной властью, но существовали и государства с правлением олигархического ти­па, во главе которых стояли группировки аристократов. Социаль­но-экономическая система в этих государствах основывалась на принципах власти-собственности и варновом устройстве. По типу правления это были древневосточные деспотии.

В IV в. до н. э. возникла крупная империя Маурьев, она про­существовала два века. В империи функционировал разветвлённый и хорошо организованный управленческий аппарат, охватываю­щий все уровни власти — от центрального до городских и сель­ских общин.

На содержание разветвлённого аппарата управления шли дохо­ды, выплачивавшиеся в виде налогов крестьянами-общинниками. Кроме общинного, существовало «должностное», воинское и храмово­жреческое землевладение. Оно носи­ло условный характер, так как вер­ховная собственность на землю была сосредоточена в руках царя. Обраба­тывались эти земли крестьянами- арендаторами и рабами. При послед­нем императоре династии Маурьев Ашоке была осуществлена кодифика­ция права.

Возникновение буддизма. Собы­тием, повлиявшим на мировую исто­рию, стало возникновение в VI в. до н. э. новой религии — буддизма.

Её основателем был Сиддхартха Гаутама, сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг (хотя легенда повествует о том, что он якобы был непорочно зачат его матерью Майей). С детства маль­чика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни.

Однажды повзрослевший Гаутама вышел из дворца и увидел, что мир полон страданий. Он был потрясён. Гаутама удалился от мира, посвятив се­бя поискам истины и избавления от страданий. Через семь лет от­шельничества на него снизошло просветление. Он обрёл новое имя Будда (Просветлённый) и начал свою проповедь.

 

У Будды появились первые ученики-последователи, составившие небольшую монашескую общину. Будда учил, что жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Любое желание не мо­жет осуществиться по-настоящему, а неосуществлённое желание по­рождает новые страдания. Причина страданий кроется в привязан­ности людей к земному миру, к его радостям и благам, которые, как и весь мир, оказываются лишь иллюзией.

Страдания же при­водят к ужасным перерождениям в последующих жизнях. Чтобы обрести спасение, нужно вырваться из «круговорота бытия», отка­заться от всех желаний, вести праведную жизнь, направленную на преодоление жажды жизни вообще; отказаться от всех привязан­ностей и даже от собственного «я». Полная отрешённость от всего позволит избранным достичь блаженного состояния — нирваны.

Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным.

Буддизм стал быстро распространяться в Древней Индии, осо­бенно в первые века новой эры, однако за­тем большая часть индийцев вернулась к традиционной религии — брахманизму и тесно связанному с ним индуизму. Буддизм же распространился в Китае, Японии и Юго-Восточной Азии.

В Древней Индии зародился театр, были созданы прекрасные архитектурные сооружения. Замечательные литературные произведения — эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» — сохраняют своё значение до настоящего времени.

Характерные черты древневосточных цивилизаций:

— устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;

— возникновение и повсеместное распространение особых отно­шений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;

— сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освящённой божественными установлени­ями;

— государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административ­но-бюрократический аппарат управления и подавления;

— отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государ­ства-деспотии, независимо от социального положения, безраздель­но принадлежала государству и олицетворявшему его правителю;

— важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, кото­рое перераспределялось властью;

— существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоёмкие ирригационные работы, строительство грандиозных со­оружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллекти­вистское сознание;

— духовные устремления людей на Древнем Востоке определя­лись религией и мифом.

«Осевое время». При взгляде на развитие культуры в древ­ности можно заметить, что нередко прорывы, т. е. подъёмы, этой культуры возникали почти одновременно в разных регионах огром­ного восточного мира, а отчасти и античного. Период примерно с 800 по 200 г. до н. э. нередко называют «осевым временем».

В это время проповедовал Зороастр, основатель зороастризма — одной из основных религий Древней Персии, оказавшей большое влияние на мировые религии христианство и ислам. В Китае Кон­фуций в VI—V вв. до н. э. создал этическое учение, до сих пор определяющее правила жизни китайцев. Лао Цзы проповедовал учение о «дао» — пути, позволяющем достичь единства с приро­дой и высшей мудрости. Учения этих и многих других мыслите­лей образовали сложное интеллектуальное пространство, в котором в последующие тысячелетия развивалась культура Китая, Японии, Юго-Восточной Азии.

В Индии в VI в. до н. э. жил Будда. Буддизм впоследствии стал мировой религией. Тогда же стал распространяться джайнизм — религиозное учение, провозгласившее победу над кармой. В Китае и Индии были рассмотрены все возможности философского по­стижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма и нигилизма. В Палестине выступили великие библейские проро­ки Илия, Исайя, Иеремия, Даниил и др., которые предвосхищали появление Спасителя. В Греции — это время великого поэта Гоме­ра, ионийской философии, мыслителей Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля.

Древняя Греция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: