Цивилизации Древнего Востока. Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек, земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.
Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-Ш тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. - в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.
Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья (Месопотамии). В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря этому З.Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древней Индии.
|
|
Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.
В Месопотамии (Междуречье) основателями первых городов-государств были шумеры. Происхождение этого народа до настоящего времени остаётся неясным, а шумерский язык не принадлежит ни к одной из известных учёным языковых семей.
Шумерские города, среди которых наиболее известны Ур, Урук, Лагаш, Киш, строились вокруг храмовых комплексов.
Их правители соединяли функции верховного жреца и носителя высшей государственной власти. Вся земля принадлежала правителю, олицетворявшему собой государство. Верховная власть постепенно приобретала наследственный характер.
|
|
Фигура и власть правителя в глазах его подданных имели сакральный (божественный) характер и они находились под особым покровительством богов. Божества у шумеров имели антропоморфный (имеющий человеческий облик) характер.
В то же время шумеры соединяли образы богов с небесными светилами. Они начали изучать звёздное небо, по положению и путям светил пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шумеры первыми зафиксировали конфигурации созвездий, определили пути движения планет.
Величайшим достижением шумеров было создание клинописи. И по сей день, мы пользуемся шумерским шестидесятеричным счётом, деля час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а круг на 360°.
Свои храмы шумеры строили в виде мощных ступенчатых сооружений — зиккуратов (священных гор). Их вид стилизованно используется и в современной архитектуре.
В III- 1 пол. I тыс. до н. э. на Бл. Востоке происходили непрерывные миграции народов, образовывались и распадались многие государства. Развивались противоречивые процессы — объединения земель, создания крупных государств и распада, дробления их на новые государственные образования. Здесь смешивались этносы, культуры, языки, образуя особый культурно-цивилизационный древневосточный феномен.
В Месопотамии шумерские города были завоёваны аккадцами — народом, принадлежавшим к семитской группе. Они создали объединённое государство, регулярную армию. На рубеже XIX-XVIII вв. до н. э. ещё один семитский народ — амореи завоевали значительную часть Месопотамии и основали государство, столицей которого стал город Вавилон.
Вавилонское царство достигло наибольшего могущества при царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Во время его правления были изданы законы, которые полностью дошли до нашего времени. Эти законы свидетельствуют о том, что вавилонское общество имело сложную социальную структуру, верхним слоем которой было высокопоставленное чиновничество, непосредственно связанное с царём. Особое положение занимали жрецы.
Самым многочисленным был слой свободных общинников, но уже появились разные категории зависимых людей, существовало рабство, которое, по-видимому, носило патриархальный характер. Очень важно, что в кодексе законов Хаммурапи прослеживается признание принципа вины и злой воли, т. е. разделяется степень наказания за умышленное и неумышленное преступление.
После господства Вавилонии времен Хаммурапи усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. В VI в. до н. э персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и основать огромное Персидское царство.
Цивилизация древнего Египта обязана своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Первые города-государства (их называют номами) возникали так же, как в Месопотамии, — вокруг храмов. Их правители часто были выходцами из жреческой среды. На рубеже IV—III тыс. до н. э. около двадцати номов по верхнему течению Нила и примерно столько же по его нижнему течению были объединены под властью двух правителей. Вскоре война между Верхним и Нижним Египтом завершилась победой царя Верхнего Египта, который объединил страну и стал единовластным её правителем. Впервые в истории в долине Нила появилось большое государство с единым центром, управляемое бюрократическим аппаратом, во главе с фараоном — «живым богом», обладавшим неограниченной властью. Господство государства и его правителя над подданными было всеохватывающим. Такой тип государства называется древневосточной деспотией.
|
|
Ещё одной особенностью развития древнеегипетской цивилизации было то, что в ней очень рано исчезла община, её поглотили храмовые и вельможные хозяйства. Всё произведённое обществом принадлежало государству и правителю, его олицетворявшему, распределялось централизованно в соответствии со строжайшей системой норм.
Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божественным словом и умиротворился, создав всё сущее. Особо почитался бог Солнца Амон-Ра. Государство существовало, по представлениям египтян, на основе наставлений богини Маат, олицетворявшей божественный порядок и истину. Царь должен был претворять законы Маат в мире людей. В XIV в. до н. э. фараон Эхнатон отказался от языческого многобожия и ввёл культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска. Фараона называли сыном Солнца. Однако после смерти Эхнатона Египет вернулся к многобожию.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с памятниками архитектуры - пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Др. Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Первоначально возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, 28 век до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
|
|
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования.
Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет.
В египетской цивилизации были заложены основы многих знаний в области медицины, математики, астрономии. При храмах создавались особые «дома жизни», где составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты, создавались библиотеки, архивы, школы.
С началом Нового царства (XVI в. до н. э.) Древний Египет путём захвата расширил свою территорию. При фараоне Тутмосе III египетская империя стала простираться от четвёртого порога Нила до северной окраины Сирии. Продвинувшись к самым верховьям Нила, Египет затем предпринял военные походы в Месопотамию.
Однако экспансионистские устремления Египта столкнулись с захватническими устремлениями другой мощной державы — Империи хеттов.
Хетты, один из индоевропейских народов, в XVII в. до н. э. пришли в Малую Азию и создали здесь своё государство. Наибольшего могущества оно достигло в XIV-XIII вв. до н. э. Хетты первыми из народов Востока научились обрабатывать железо, что дало им преимущество в вооружении. Они вели многочисленные войны и подчинили себе значительные территории, создав державу, простиравшуюся «от моря до моря», даже захватили Вавилон и подвергли его разрушению, но великий город возродился вновь.
В конце XIV - начале XIII в. до н. э. соперничество двух великих держав за господство в Азии достигло наивысшего накала. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес II. После ожесточённых войн между египтянами и хеттами был заключён мирный договор, великие державы вынуждены были признать стратегический паритет.
Однако могущество этих государств было исчерпано: хеттское государство перестало существовать, а Египет попал под власть иноземных правителей. На авансцену истории вышла новая великая империя — Ассирия, за тысячелетие превратившаяся из маленького, бедного государства на северной окраине Месопотамии в мировую державу. В VIII-VII вв. до н. э. Ассирия захватила большую часть Бл. Востока, её владения простирались от Египта до Урарту и от Средиземноморья до Персидского залива.
Завоевание Ассирией Палестины описано в Библии. Библейские пророки проклинали жестоких завоевателей, предсказывали их гибель и разрушение «города крови» — ассирийской столицы Ниневии. Ассирийцы были беспощадны к покорённым народам. За сопротивление они истребляли жителей завоёванных городов, сдирали с живых кожу, воздвигали пирамиды из черепов. Пленных уничтожали или обращали в рабов. Они переселяли целые народы из одной части империи в другую, добиваясь от них покорности.
Ассирийские цари обладали абсолютной властью над своими подданными. Империя была разделена на наместничества, наместники собирали налоги и стояли во главе размещённых в наместничестве военных подразделений ассирийской армии, которая в течение нескольких веков была самой сильной и хорошо организованной на всём Бл. Востоке. Однако даже самое могущественное государство не может сохранять своё господство над другими странами и народами вечно. В конце VII в. до н. э. Ассирия была разгромлена войсками окрепшего Нововавилонского царства.
Во время правления царя Навуходоносора II Нововавилонское царство переживало кратковременный подъём. Вавилон стал центром торговли, сюда стекались богатства со всего Ближнего Востока. Велось обширное строительство. Были воздвигнуты Царские дворцы, новые храмы. Семиярусный зиккурат Этеменанки стал прообразом библейской Вавилонской башни. Разбитые на многочисленных террасах вокруг царского дворца висячие сады называли одним из семи чудес света.
Нововавилонская империя просуществовала около шести десятилетий. В 539 г. до н. э. Вавилон был взят персами, об этом упоминается в Библии в рассказе о царе Валтасаре и грозных божественных предзнаменованиях во время пира.
Персы, или иранцы, были индоевропейцами (ариями). В н. I тыс. до н. э. они двинулись из Приуралья, перешли Кавказ и осели на плато к северо-востоку от Малой Азии. Территория их расселения получила название Ариана (от имени «арии»), затем оно стало звучать как Иран.
В VI в. до н. э. персидские племена объединились и создали государство, которое за короткий срок превратилось в последнюю и самую могущественную империю Древнего Востока.
Империя персов вобрала в себя политический, административный и хозяйственный опыт предшествовавших великих военных держав древности. Она объединила под властью единого правителя страны и народы, сильно отличавшиеся по уровню развития — от не имевших своей государственной организации до некогда великих государств.
Персы были господствующим этносом, но в элиту империи интегрировались и представители других народов. Для более эффективного управления империя была разделена на сатрапии — провинции, во главе которых царь ставил персидских наместников, однако в наиболее лояльных к центральной власти провинциях функции сатрапов могли выполнять местные правители.
По всей территории империи стояли военные гарнизоны, входившие в единую персидскую армию, которая являлась главной опорой центральной власти. Огромные подати взимались с покорённых народов. Получило распространение рабство.
Религией древних персов был зороастризм. Его основатель Зороастр (Заратуштра) жил, скорее всего, на рубеже VII—VI вв. до н. э. Идут споры о месте зарождения зороастризма — называют Ср. Азию, Афганистан, даже Приуралье.
Зороастр отвергал многобожие и проповедовал, что есть только великий Ахурамазда, который есть добро и свет. Однако, у Ахурамазды есть очень сильный враг Ангро-Манью. Это глава сил зла, тьмы, смерти. Мир оказался разделённым на два непримиримых начала, между которыми идёт непрекращающаяся борьба. Человек должен сделать выбор между светом и тьмой.
Восточное Средиземноморье. Узкая полоса прибрежных земель с благоприятными климатическими условиями во II тыс. до н. э. была заселена в основном семитскими народами. Один из них — финикийцы, которые основали на побережье крупные города — Сидон, Тир, Библ, Угарит. Финикийцы не имели единого государства, как и впоследствии древние греки. Страна же их — территория, заселённая одним народом, называлась Финикия.
Главными занятиями финикийцев были торговля и мореплавание, нередко связанное с морским разбоем. Финикийцы основали свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Их корабли впервые обогнули Африку, достигли Атлантического океана и даже Британии. Финикийцы были отменными ремесленниками, они научились выплавлять стекло и делать из него замечательные сосуды. Из раковин моллюсков финикийцы добывали пурпурную краску, которая шла на изготовление самых великолепных царских одеяний. Пурпурный цвет стал одним из знаков царской власти. Финикийцы были умелыми строителями, они преобразовали месопотамскую клинопись и создали алфавит, который потом заимствовали греки и римляне, а через греков и славяне.
По соседству с финикийцами поселился ещё один семитский народ, перекочевавший в В. Средиземноморье из-за реки Евфрат, что и отразилось в его названии (евреи — «перешедшие через реку»). Об истории евреев мы знаем, прежде всего, из Ветхого Завета — первой части Библии. Кстати, само название - Библия связано с финикийским городом Библом, через который шла интенсивная торговля материалами для письма. Название города стало корнем греческого слова, обозначавшего собрание написанного — книги.
В н. I тыс. до н. э. евреи создали своё государство, его кратковременный расцвет пришёлся на правление царей Давида и мудрого Соломона. После смерти Соломона оно распалось на два царства — Израильское и Иудейское, которые сотрясались восстаниями изнутри и неоднократно подвергались нападениям со стороны Ассирии и Нововавилонского царства.
Древний Китай. Начало древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Тогда в долине реки Хуанхэ зародились первые города-государства (II тыс. до н. э.)
Наиболее достоверны сведения о государстве Шан, во главе которого стоял царь-жрец, власть которого была ограничена народным собранием и советом знати. В Шан существовало имущественное расслоение, патриархальное рабство. Государство постоянно вело ожесточенные войны с соседями, а главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей. Постепенно у соседних племен также начинают возникать зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу.
Его правитель объединил другие племена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было уничтожено. Так преемником Шан стало государство Чжоу. В период Чжоу было разработано очень важное для последующей истории Китая учение о «божественной царственности».
Небо считалось высшим божеством, а правитель Чжоу — сыном Неба, поэтому и само царство стало называться Поднебесным; это название закрепилось, затем за Китайской империей и прошло через тысячелетия. Считалось, что правитель наделён магической силой, делающей его божественным посредником между Небом и людьми.
Наряду с царством Чжоу на территории Китая существовало много мелких государств, которых чжоусцы считали варварами. В с. I тыс. до н. э. от почти двухсот государственных образований осталось менее трёх десятков, а в V—н. III в. до н. э. — семь крупнейших царств боролись за господство в стране. В этот период появились города с полумиллионным населением, развивались торговля и ремесло, осваивалась плавка железа, что стало стимулом развития производства.
В 221 г. до н. э. государство Цинь подчинило себе всю территорию «борющихся царств». Возникла империя Цинь с предельно централизованным военно-бюрократическим управлением. Император Цинь Шихуанди установил в стране террор, безжалостно распоряжался жизнью своих подданных вне зависимости от их социального положения. Строительство Великой Китайской стены (4 тыс. км), дворцов, потрясающей по масштабам гробницы императора, военные походы требовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Народ ненавидел императора. Сразу же после его смерти разразилось грандиозное восстание против центральной власти. Вождь восставших Лю Ван стал основателем новой династии Хань.
Многие законы были смягчены, а подати снижены. Период существования государства Хань стал временем расцвета хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля, возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на западе. Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов, росла непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание («краснобровых», «желтых повязок») и выступления знати. В конце концов, Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства.
В области культуры Древний Китай добился огромных успехов. Китай является родиной шёлка, фарфора, бумаги, компаса, сейсмографа, глобуса, лака.
Конфуцианство.
В VI—V вв. до н. э. в Китае пробудился небывалый интерес к обсуждению религиозных и идейных основ существования государства, общества, жизни человека. Возникло несколько учений, повлиявших на всю дальнейшую историю страны. Определяющей доктриной для развития китайской государственности и цивилизации стали воззрения мудреца Конфуция. По своим социальным и культурным истокам конфуцианство являлось просвещённой формой культа предков, по общественной значимости — попыткой интеграции семейно-клановой культуры и государства.
Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализовано и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию человеколюбия. Она выражалась через преданность государю, верность долгу, сыновнюю почтительность, великодушие и ряд других положительных характеристик. Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.
Древняя Индия. Самые ранние очаги индийской цивилизации появились ещё в III тыс. до н. э. в долинах рек Инд и Ганг. Древнейшей из них является Хараппская цивилизация. Её создателями были земледельцы, чья этническая принадлежность и язык до сих пор не известна. Хараппская цивилизация погибла в н.II тыс. до н. э.
Во второй половине II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии заселили долину реки Ганг, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев.
Арии были носителями высокоразвитой материальной культуры, использовали плуг, сооружали ирригационные устройства, выплавляли металлы, были искусными ремесленниками. Арии, не пожелали раствориться среди многочисленного местного населения и были вынуждены установить систему варн. Слово «варна» означает «цвет, вид, разряд».
Общество было разделено на особые социальные слои (варны), каждый из которых имел чётко обозначенный круг прав, обязанностей, норм поведения. Высшей варной были брахманы (жрецы), затем следовали кшатрии (воины), ниже по положению стояли вайшья — рядовые общинники, ремесленники.
Эти три варны включали индоариев, принадлежавшие к ним назывались дважды рождёнными, так как проходили обряд второго рождения — вхождения в варну, после чего человек мог продолжать дело своих отцов и получал всю совокупность прав члена своей варны. Низшей варной были шудры — неполноправные. Она сформировалась из местного населения, подчинённого ариями.
Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и нечистот, палачи). Их называли неприкасаемые. Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.
Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.
Религией той эпохи был ведизм. Главные священные тексты индоариев Веды (от слова «ведать», т. е. знать) считались божественным откровением. Самым древним сборником гимнов богам была Ригведа.
Ведизм — это политеистическая религия, индоарии поклонялись многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т. е. в облике и со свойствами людей.
Главным богом был Индра, бог-громовержец, воин; особо почитался бог огня Агни (в русском слове «огонь» — отзвук его имени), мировой порядок хранил бог Варуна. При сравнении ведической религии с религиями других народов, имеющих индоевропейское происхождение, обнаруживается много сходства, что свидетельствует об общем основании индоевропейских представлений о богах, происхождении мира и людей.
На смену ведической религии пришёл брахманизм, развивавший многие идеи ведизма. Брахманизм, тоже политеистическая религия, обосновывал деление общества на варны, предписывал выполнение правил и образа жизни, установленных людям каждой варны богами. Для брахманизма характерно представление о переселении душ и карме — особой мистической силе, космическом «законе возмездия» за то, как человек прожил жизнь, за совокупность его поступков, намерений, стремлений. Карма определяла судьбу человека в последующих перерождениях.
В середине I тыс. до н. э. в С. Индии существовало уже около полутора десятков сравнительно больших государств. Почти все они представляли собой монархии с наследственной властью, но существовали и государства с правлением олигархического типа, во главе которых стояли группировки аристократов. Социально-экономическая система в этих государствах основывалась на принципах власти-собственности и варновом устройстве. По типу правления это были древневосточные деспотии.
В IV в. до н. э. возникла крупная империя Маурьев, она просуществовала два века. В империи функционировал разветвлённый и хорошо организованный управленческий аппарат, охватывающий все уровни власти — от центрального до городских и сельских общин.
На содержание разветвлённого аппарата управления шли доходы, выплачивавшиеся в виде налогов крестьянами-общинниками. Кроме общинного, существовало «должностное», воинское и храмовожреческое землевладение. Оно носило условный характер, так как верховная собственность на землю была сосредоточена в руках царя. Обрабатывались эти земли крестьянами- арендаторами и рабами. При последнем императоре династии Маурьев Ашоке была осуществлена кодификация права.
Возникновение буддизма. Событием, повлиявшим на мировую историю, стало возникновение в VI в. до н. э. новой религии — буддизма.
Её основателем был Сиддхартха Гаутама, сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг (хотя легенда повествует о том, что он якобы был непорочно зачат его матерью Майей). С детства мальчика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни.
Однажды повзрослевший Гаутама вышел из дворца и увидел, что мир полон страданий. Он был потрясён. Гаутама удалился от мира, посвятив себя поискам истины и избавления от страданий. Через семь лет отшельничества на него снизошло просветление. Он обрёл новое имя Будда (Просветлённый) и начал свою проповедь.
У Будды появились первые ученики-последователи, составившие небольшую монашескую общину. Будда учил, что жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Любое желание не может осуществиться по-настоящему, а неосуществлённое желание порождает новые страдания. Причина страданий кроется в привязанности людей к земному миру, к его радостям и благам, которые, как и весь мир, оказываются лишь иллюзией.
Страдания же приводят к ужасным перерождениям в последующих жизнях. Чтобы обрести спасение, нужно вырваться из «круговорота бытия», отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь, направленную на преодоление жажды жизни вообще; отказаться от всех привязанностей и даже от собственного «я». Полная отрешённость от всего позволит избранным достичь блаженного состояния — нирваны.
Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным.
Буддизм стал быстро распространяться в Древней Индии, особенно в первые века новой эры, однако затем большая часть индийцев вернулась к традиционной религии — брахманизму и тесно связанному с ним индуизму. Буддизм же распространился в Китае, Японии и Юго-Восточной Азии.
В Древней Индии зародился театр, были созданы прекрасные архитектурные сооружения. Замечательные литературные произведения — эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» — сохраняют своё значение до настоящего времени.
Характерные черты древневосточных цивилизаций:
— устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;
— возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;
— сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освящённой божественными установлениями;
— государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления;
— отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю;
— важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью;
— существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоёмкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;
— духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом.
«Осевое время». При взгляде на развитие культуры в древности можно заметить, что нередко прорывы, т. е. подъёмы, этой культуры возникали почти одновременно в разных регионах огромного восточного мира, а отчасти и античного. Период примерно с 800 по 200 г. до н. э. нередко называют «осевым временем».
В это время проповедовал Зороастр, основатель зороастризма — одной из основных религий Древней Персии, оказавшей большое влияние на мировые религии христианство и ислам. В Китае Конфуций в VI—V вв. до н. э. создал этическое учение, до сих пор определяющее правила жизни китайцев. Лао Цзы проповедовал учение о «дао» — пути, позволяющем достичь единства с природой и высшей мудрости. Учения этих и многих других мыслителей образовали сложное интеллектуальное пространство, в котором в последующие тысячелетия развивалась культура Китая, Японии, Юго-Восточной Азии.
В Индии в VI в. до н. э. жил Будда. Буддизм впоследствии стал мировой религией. Тогда же стал распространяться джайнизм — религиозное учение, провозгласившее победу над кармой. В Китае и Индии были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма и нигилизма. В Палестине выступили великие библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, Даниил и др., которые предвосхищали появление Спасителя. В Греции — это время великого поэта Гомера, ионийской философии, мыслителей Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля.
Древняя Греция