Критская (Минойская) и микенская цивилизации

Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел вдревности связи со странами Передней Азии. В III-II тыс. до н.э. на Крите сложилась древнейшая в Европе цивилизация, которую по имени мифического правителя Миноса называют минойской. В 1700 г. до н.э. минойская цивилизация погибла в результате какого-то природного катаклизма.

Новый подъем цивилизации произошел в XVI-XV веках до н.э. Правители г. Кносс смогли объединить под своей властью все города Крита.  В кносском дворце, который счи­тается дворцом Миноса, было около трехсот помеще­ний, а его стены украшены фресками. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами т.к. от вторжений остров защищал сильный флот.

В с. XV в. до н.э. минойская цивилизация пришла в упадок, причиной которого возможно было сильное извержение вулкана на одном из островов Эгейского моря. По другой версии виновниками упадка являются греки-ахейцы, которые разграбили и опустошили Крит.

Так или иначе, с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Центрами микенских государств, как и на Крите, были укрепленные дворцы, т.к. ахейцы вели между собой долгие войны. События микенской истории, а также поход греков во главе с царем Агамемноном против Трои описаны Гомером в «Илиаде».

Дорийское завоевание.

  В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили ахейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция вновь была отброшена к первоначальному этапу зарождения цивилизации.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там, где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из мелких самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисом. Образование городов-государств и отсутствие единого государства, возможно, было связано со спецификой гористой местности, изрезанной долинами, а также многочисленностью мелких островов.

Древнегреческий полис.

Полис, как правило, представлял собой небольшой город-государство, включающий город и округу. В социальном отношении он являлся коллективом полноправных граждан, которыми считались только свободнорожденные мужчины, коренные жители полиса. Чужаки составляли особую социальную группу не граждан – метеков. Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общинного фонда, а затем становился частной собственностью. Наличие такого участка было обязательным условием гражданства в полисе. Потеря участка могла привести к утрате гражданского статуса и исключению из полиса. Повседневным управлением городом-полисом занимались магистратуры, а главные вопросы обсуждались и решались лишь на общем народном собрании. Основу армии составляло ополчение из числа граждан.

       Принципиальное отличие греческого общества от древневосточных цивилизаций заключалось в наличии частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского статуса человека.

 

Несмотря на демократизм и гуманистические идеалы греков нужно помнить, что их цивилизации основывалась на рабовладении, как частном, так и государственном (илоты - государственные рабы).

Большинство греческих полисов составляло 5-10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей, рабов. Основную часть населения составлял демос (народ) — мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

 

 

Великая греческая колонизация.

  К VIII в. до н. э. население Греции сильно увеличилось, малоплодородная земля Эллады уже не могла прокормить всех ее жителей. Внутри полисов разгорелась борьба за землю вследствие чего «лишнее» население было вынуждено переселяться в колонии.

Массовое переселение и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Существовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

В Элладу из колоний вез­ли зерно, металлы, рабов. В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции, а знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Однако, избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

Тирания.

Начиная с VII а. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны способствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако, многие тираны прославились своей жестокостью, по причине чего понятие «тиран, тирания» приобрело современный смысл.

 

Афины.

В VIII-VII вв. до н.э. власть Афинах принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и за отмену долгового рабства. Эта борьба ослабляла Афинское государство и его войско. В 594 г. до н.э. для примирения сторон правителем (архонтом) был избран Солон, которого уважали как аристократы, так и демос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов, должникам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил на четыре разрядапо размеру имущества. От разряда зависели место человека в войске и его политические права.

Следующий этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйства в интересах демоса. В 510 г. до н.э. был свергнут тиран Гипий — сын Писистрата, который, в отличие от отца, притеснял народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей и создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущими делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе стратегов, которые были командующими войском и флотом, а также являлись фактическими правителями полиса.

Высшей судебной инстанцией был суд присяжных. Граждане, которые представляли угрозу для стабильности полиса, могли быть подвергнуты процедуре остракизма (суд черепков) и изгнаны из полиса. 

Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их экономики и могущества связаны с именем первого стратега Перикла (444-429гг. до н.э.). При нем была введена оплата службы должностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность заниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

 

Спарта.

Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лакедемон) в свое время была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местного населения была порабощена и стала называться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось заниматься любым делом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько илотских семей, которыедоставляли своему господину строго определенное количество продуктов.

 Спарту традиционно рассматривают как военизированное государство, полис олигархического типа. Ею управляли 2 царя, избравшиеся из рода Гераклидов. Они были высшими военачальниками и судьями, а также жрецами. Власть царей ограничивал совет старейшин и народное собрание.

Контролировал власть и каждого спартанца особый орган – эфорат. Никто не имел права отступать от принципов спартанского строя, установленных легендарным законодателем Ликургом (VIII —VII вв. до н.э.). Согласно им, все (включая царей и старейшин) жили одинаково, носили одинаковую грубую одежду, имели одинаковые жилища. Собираясь за общим столом, мужчины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были запрещены.

Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимались или отвергались. Главную роль в управлении играл совет геронтов (стариков) – герусия: 28 человек старше 60 лет.

 Со 2 пол. VI в. до н.э. Спарта стала центром   Пелопоннесского союза. К середине V в. до н.э. в этот союз вошли почти всеполисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: