Теория естественно-исторического развития

Против норманнистов резко выступил М.В. Ломоносов, доказывавший, что варяги являлись выходцами с южного и восточного берегов Балтики и принадлежали к славянс­кой языковой группе. В новое время теорию самостоятельного развития государственности у славян активно развивали представители советской историографии, которые подчеркивает, что:

а) для создания государственности существовали все необходимые экономические предпосылки: достаточно высокое развитие производительных сил (археологами найдены железные орудия труда; доказано отделение ремесла от с/х и другое, что говорит об имущественной дифференциации, от которой один шаг до образования классов и государства); многочисленные успешные военные походы славян приносили добычу и ускоряли процесс классообразования; захват старейшинами общинных земель говорит о начале складывания феодальных отношений и т. д.;     

б) археологические раскопки указывают, что количество захоронений воинов-норманнов ничтожно мало в сравнении с найденными захоронениями русских воинов;

в) в летописях последующих веков норманны не упоминаются, по­этому можно сделать вывод, что их количество было мало и они быстро слились с коренным населением— ославянились;

г) сравнительный анализ остатков вооружений норманнов и славян говорит о примерно одинаковом уровне развития производительных сил;

д) в летописях прямо говорится, что еще до прихода варягов в Киеве правил 1-й князь — славянин Кий (кон. 6—нач. 7 в.); франк­ские «Вертинские анналы» впервые упоминают о государстве восточных славян (нач. 9 в.), когда в 838 г. к византийскому императору явились послы, утверждавшие, что «их народ зовут Росс и направлены они царем, называемым Хаканом, ради дружбы».

 

Хазарская теория.

Данная теория предполагает, что поляне были не славянами, а разновидностью хазар, которые и создали государственность.

 

Вывод. В любом случае призваниеварягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного исторического развития общества, и оно не может быть привнесено извне. Кем бы ни были варяги — славянами или скандина­вами, или и теми и другими сразу — они, несомненно, пришли на подготовленную почву. Государство создается не столько волей верхушки, сколько внутренними законами развития общества. Поэтому признавая исторический факт призвания Рюрика можно соглашаться лишь с основанием им в Новгороде своей княжеской династии.

 

Другой не менее дискуссионной темой является проблема места и времени возникновения русской государственности. В настоящее время принято рассматривать 2 возможные версии: северную и южную.

Северная и южная версии происхождения Русского государства.

Киевский летописец представляющий «южную версию» отождествлял себя с потомками из­давна проживавшего в среднем Поднепровье племени полян, которых он и счи­тал собственно «русью». Он передает предание о князе Кие, который совместно со своими братьями Щёком, Хоривом и сестрой Лыбедью основал город в VI в. По другой версии Кий был не князем, а перевозчиком через р.Днепр, что впрочем не противоречит первой версии т.к. в то время и сын «нарочитой чади» и простой перевозчик имели почти одинаковые шансы стать правителями, обладай они мужеством или коварством и сопутствуй им военная удача.

Кто правил после князя Кия неизвестно и лишь в н. IX века в Киеве появились варяги Аскольд и Дир, которыелегко завладели киевским столом и остались здесь княжить. Аскольд и Дир совершили набег на древлян, успешно воевали с болгарами и печенегами. В 860, 863 и 865 гг. варяжские князья совершили успешные походы на Царьград в результате которых были подписаны выгодные для Киева соглашения. Византия платила дань Киеву и часто нанимала дружинников для борьбы с арабами.

В 874-875 гг. Аскольд и Дир вновь плавали к Константинополю, но вернулись от Царьграда «в малой дружине, и был в Киеве плач великий».

Таким образом, летописец утверждает, что традиции государственности сформировались, прежде всего, на Среднем Днепре. Это мнение поддержали многие современные исто­рики, приняв во внимание быстрое экономическое, соци­альное и политическое развитие Поднепровья.

 

В «северной столице» русского государства, Новгороде, возникла другая версия о начале Руси. Новгородский лето­писец настаивал на том, что русь — это варяги, и сами нов­городцы происходят «от рода варяжска». Согласно новго­родской летописи, в сер. IX века варяги первоначально проникли именно в северо-западные земли и лишь, потом спустились к Сред­нему Поднепровью.

Таким образом, вопрос о месте и времени происхождения Русского госу­дарства остается по многим пунктам дискуссионным.

 

Наряду с вопросом о происхождении Киевской Руси по-прежнему актуальным остается вопрос о про­исхождении названия «Русь» и «русы». В некоторых летописях тер­мин «Русь» используется как синоним варягов. В других источниках «Русью» называли племенной союз полян в сред­нем Поднепровье, а название берут от рек Рось, Росава, Роска. Третья версия связывает это понятие с сарматским словом «светлый».

 

Объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Итак, после призвания варягов в Новгороде стал править один из трех братьев варягов – Рюрик (с 862 года). В 879 году после его смерти власть перешла к его малолетнему сыну – Игорю, в силу малолетства которого, правителем Новгорода стал Олег по прозвищу Вещий. Происхождение князя Олега также не известно, по разным версиям он был родственником Рюрика, т.е. варягом, а по другим славянином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: