Княжение князя Владимира

После смерти Святослава в стране начинается жестокая борьба за власть. Ярополк как старший из братьев стремится единолично править Русью, но возникает междоусобица. В 977 г. он разбил Олега, а князь Владимир (сын Святослава и ключницы Малуши), не ожидая войны со старшим братом, бежит в Скандинавию, где нанимает варяжское войско. В 980 г. он становится великим киевским князем. Владимир продолжает укреплять власть над соседями, вновь подчиняет земли хорватов и дулебов, радимичей и вятичей, фактически завершая формирование государственной территории.

Серьезной проблемой для кн. Владимира были набеги печенегов. Для противодействия этому необходима была сильная армия.

Поэтому кн. Владимир провел военную реформу, устанавливая феодальную организацию войска — службу за право владеть землей. Это укрепило и собственную власть князя. Кроме этого, создается довольно разветвленная система крепостей, валов, опорных пунктов и т.п..

Важным направлением деятельности Владимира было усовершенствования системы права, приспособления его к условиям своего времени.

 

Крещение Руси.

Другим важным событием времен князя Владимира стало проведение религиозной реформы. Киевская Русь конца X века была крупным государством, объединяющим многочисленные племенные союзы, которые поклонялись различным богам. В этом была проблема, государство было объединено только светской властью князя, а духовной связи не было. Первая попытка княжеской реформы была направлена на унификацию язычества. В 980 г. Владимир потребовал поставить на княжеском дворе главных идолов языческих богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако эта реформа оказалась малоэффективной, окраинные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.

Спустя некоторое время князь пришел к мысли о принятии монотеистической религии, т.е. вере в единого бога. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (рим­ского) и восточного (византийского) христианства. Выбор Владимира остановился на христианстве православного (византийского) обряда.

 

Принятие христианства и его причины:

а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефеодальном государстве, т. к.- язычество противоречило единению Руси;   

б) принятие единой с Византией религии укрепляло бы южные гра­ницы Руси, т. к. Русь получила бы на юге авторитетного и могущест­венного союзника;    

в) принятие христианства способствовало бы сближению с высоко­развитой Византией — наследницей культуры Древней Греции (техно­логии, литература, искусство, архитектура и т. н.).

г) принятие христианства способствовало поднятию международного авторитета Руси, т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии бы­ла «дремучей, языческой»;   

 

Процесс принятия христианства на Руси происходил в условиях сближения Руси и Византии, что было вызвано поражением Византии от Болгарии и необходимостью военной помощи со стороны Киева. Василий II, византийский император, направил в Киев послов с просьбой о военной помощи. Владимир согласился оказать такую помощь в обмен на его бракосочетание с сестрой императора Анною. Император был вынужден согласиться, но выдвинул встречное требование – Владимир должен креститься. Получив военную помощь, Василий II не выполнил своего обещания, что стало поводом для захвата византийского города Корсунь (Херсонес) в Крыму (988 г.) и требования Владимира отдать Анну ему в жены.

       По другой версии именно желание по­родниться с византийским императором стало причиной захвата Корсуня и последующего шантажа. Так или иначе, в 988 году князь Владимир принял христианство по византийско­му образцу, а затем своей великокняжеской волей крестил населе­ние Древнерусского государства.

На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (осо­бенно в Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.

Со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы языче­ства сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

В конце правления князя Владимира возникла реальная угроза единства Киевской Руси. Против него открыто выступил приемный сын Святополк, а родной сын, новгородский князь Ярослав, отказался платить Киеву дань. Князь Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но в 1015 г. умер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: