double arrow

Занятие 2. Исторические формы науки


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогический институт

Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского

 

 


Б. С. Клементьев, С. В. Никитин, Р. Б. Яковлев

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Практикум к курсу

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2003

УДК 5.001.1 (072.8)

ББК 20 я 73

 К48

 

Клементьев Б. С., Никитин С. В., Яковлев Р. Б.

Концепции современного естествознания: Практикум к курсу. – Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 2003. – 22 с.

 

 

В практикуме представлены темы и планы семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания», рекомендуемая для изучения литература, а также материалы, способствующие лучшему освоению данной дисциплины.

Для преподавателей, аспирантов и студентов, всех интересующихся историей и логикой науки.

 

 

Рекомендуют к печати:

Кафедра философии и социально–экономических наук

Педагогического института СГУ

Кандидат философских наук И. В Стеклова

 

УДК 5. 001. 1 (072.8)

ББК 20 я 73

 

© Клементьев Б. С., Никитин С. В.,
Яковлев Р. Б., 2003


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Курс «Концепции современного естествознания» рассчитан на преподавание в течение учебного семестра. Лекции читаются студентам в объеме 30 часов (15 лекций). Предусмотрено также проведение семинарских занятий в объеме 30 часов (15 занятий). В конце семестра проводится зачет. В данной работе представлены темы и планы семинарских занятий, тематика докладов, а также списки учебной и дополнительной литературы, словарь терминов.

2. Цель преподаваемой дисциплины – познакомить студентов с особенностями научного познания мира, его принципами, методами и критериями, особенностями концептуализации, а также с важнейшими этапами становления естествознания, особенностями концептуализации естественнонаучного знания, спецификой современного этапа развития естественных наук. В рамках учебного курса предполагается знакомство с основными подходами в исследовании природы и человека. Ряд тем предусматривает детальное изучение оснований и способов теоретизирования в классической, неклассической, постнеклассической науке, особенностей применения методов исследования в связи с меняющимися представлениями о мире. Особое внимание уделяется парадигмальной природе естествознания, подразумевающей как преемственность в интеллектуальных основаниях научного познания, так и конкуренцию научно–исследовательских программ, обеспечивающую нормальное развитие науки. Последнее обстоятельство вырабатывает у студентов навыки критического мышления и гибкого использования имеющегося в современной науке исследовательского инструментария.




3. Основной задачей курса является развитие у студентов способности к широкому теоретическому мышлению, умению видеть альтернативные подходы в исследовании природы и человека, их заданность социокультурным контекстом, осмысленный характер происходящих в современной науке изменений. В качестве важного результата предполагается восприятие студентами того обстоятельства, что научное познание начинается с ограничений, которые предполагают строгость и методичность соответствующей познавательной деятельности. На каждом из семинаров предполагается анализ поставленных проблем, основных методологических приемов, используемых в рамках конкретной естественнонаучной теории, углубленное изучение историко-научного материала посредством подготовки докладов.

4. Перечень смежных дисциплин.

Философия.

История науки.

 

 




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (в час.)



Очная форма обучения

Наименование тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практ. занятия
1. Понятие науки и научного метода. 8   2 2 4
2. История естествознания и его закономерности. 24   6 6 12
3. Современные представления о строении материи, движении пространстве и времени. 32   8 8 16
4. Основные принципы современного естествознания. 32   8 8 16
5. Мир живого и бытие человека. 24   6 6 12
Всего часов: 120   30 30 60

Заочная форма обучения

Наименование тем

Всего часов

Количество ауд. часов

СРС

Всего Лекции Практ. занятия
1. Понятие науки и научного метода 24 2 2   22
2. История естествознания и ее закономерности 26 4 2 2 22
3. Современные представления о строении материи, движении, пространстве и времени 24 2 2   22
4. Основные принципы современного естествознания 24 2 2   22
5. Мир живого и бытие человека 22 2   2 20
Всего часов: 120 12 8 4 108

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Сущность науки

1. Проблема определения науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других элементов культуры.

2. Сциентизм и антисциентизм. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Понятие редукционизма в науке. Аналитический характер научного познания.

3. Наука как коллективная деятельность. «Этос науки».

 

Темы докладов

4. Отличие науки от религии, философии, искусства, мистики, идеологии, мифологии.

5. Структура научного познания мира.

6. Научная картина мира.

 

Библиографический список

1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

2. Дротянко Л. Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. 2000. № 1.

3. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

4. Касавин И. Т. Теория как образ и понятие // Вопросы философии. 2001. № 3.

5. Кнабе Г. С. Строгость науки и безбрежность жизни // Вопросы философии. 2001. № 8.

6. «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный книге В.С. Степина «Теоретическое знание» // Вопросы философии. 2001. № 1.

7. Никитин С. В. Научная рациональность и свобода. Саратов, 2001.

8. Никитин С. В. Разум и научная рациональность. Саратов, 2002.

9. Нугаев Р. М. Смена развитых научных теорий: ценностные измерения // Вопросы философии. 2002. № 11.

10. Природа научного познания. Логико-методологический аспект. Минск, 1979.

11. Фролов И. Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 7.

12. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986.

13. Юревич А. В., Цапенко И. Г. Мифы о науке // Вопросы философии. 1996. № 9.

14. Яковлев В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. № 12.

 

Занятие 2. Исторические формы науки

1. Особенности античной науки.

2. Особенности науки Средневековья.

3. Особенности науки эпохи Возрождения. Н. Коперник и Д. Бруно, их роль в становлении науки современного типа.

 

Темы докладов

1. Достижения античной науки и наука ХХ века.

2. Паранаучные практики средневековья: астрология, алхимия, магия.

3. Смена представлений о человеке и наука эпохи Возрождения

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: