А.Х.Халиков (1929-1994)

 

Почему, например, на могильнике встречаются захоронения человеческих черепов, смешанных костей, вещей без человеческих останков?

Можно достаточно уверенно предположить, что обряд погребения был связан с особым отношением ананьинцев к реке. Захоронения по берегу реки ногами к реке, а также ямы, напоминающие по очертаниям лодки, говорят об этом. Попасть в потусторонний мир возможно было, по верованиям ананьинцев, только по воде.

Судя по данным раскопок, за невысокой оградой на берегу реки на лесной опушке в низких бревенчатых срубах, разделенных перегородками, лежал прах предков. Это был поселок мертвых. Он устраивался обычно на месте, где раньше стояли жилые дома, возможно на месте котлованов, оставшихся от них. Деревня мертвецов предназначалась только для взрослых и подростков – тех, кто прошел все обряды посвящения. За пределами ограды на ветвях деревьев висели плотно завернутые в кору и бересту останки младенцев – их душа еще не успела перейти в мир живых.

Как религиозные обряды были связаны с общественными отношениями?

Над холмами, образовавшимися из остатков обгорелых бревен и перекрытий, на невысокой земляной насыпи или поблизости от нее устанавливались каменные плиты-стелы. Они, видимо, являлись предметами культа для живущих. Сюда приходил люди за поддержкой, ища защиты и помощи у своих предков.

Обряд захоронения сопровождался жертвоприношениями, о чем говорят находки костей различных животных. Устраивалась погребальная трапеза. Запахом поджаренного мяса питались души перед дальней дорогой, часть мяса, возможно, «доставалась» реке.

Можно предположить, что ананьинцы (как и все языческие племена), поклонялись силам природы: солнцу, дождю, грому и молнии, ветру, земле, воде, огню, небу. Обращались к ним с молениями. Почитали и камень, олицетворяя, возможно, его с вечностью.

После ананьинцев. На территории Предволжья нет памятников развитой поры, т.е. V– IV вв. до н.э., и это, очевидно, не случайно, ибо не позже рубежа VI – V вв. до н.э. ананьинское население покинуло Среднее Поволжье. Дальнейшее заселение Предволжья происходило лишь в конце I тыс.до н.э. Судя по исследованиям городищ и селищ новые поселения, скорее всего, связаны с позднегородецкой культурой, распространившейся во второй половине I тыс. до н.э. практически по всему правобережью Среднего Поволжья.

          А.Х.Халиков полагал, что ближе к нашей эре союз ананьинских племен распался на ряд отдельных племенных групп. Среди них наиболее изученной является пьяноборская культура, основные памятники которой расположены в восточной части Татарстана. Пьяноборская культура существовала со II века до н.э. по III век н.э. Культура этих племен была близка ананьинской, хотя и имела ряд существенных особенностей.

                  Культурные слои на Тетюшском городище II.  (Раскопки 2007 г.)

В пьяноборское время все основные орудия труда и оружие уже изготовливались из железа. Из меди и бронзы выплавлялись лишь украшения. Именно пьяноборские племена были соседями городецких племен живших по Волге до Казани.

Азелинская культура. В III– IV вв.н.э. в правобережье Волги проникают из Прикамья позднепьяноборские (по А.П.Смирнову) или азелинские (по В.Ф.Генингу) племена. В последнее время среди археологов возникло мнение считать последние три века пьяноборской культуры азелинским этапом. Некоторые авторы считают, что существовала даже отдельная азелинская культура. Её материалы выявлены в Тетюшском могильнике (5 захоронений).

Хронологически данная культура функционировала в пределах III– VII вв. н.э. и затем легла в основу формирования культуры уже известных     цармис – черемис, т.е. предков марийского народа. Любопытно, что в большинстве случаев азелинские племена использовали для жизни старые ананьинские поселения, восстанавливая и усиливая на них прежние укрепления. Глиняная посуда азелинцев в основном была округлодонной с примесью в глиняном тесте традиционной толченой раковины, но уже совершенно неорнаментированной.Встречается и плоскодонная посуда. Возможно, последняя к азелинцам проникла от средневолжских городецких (позднегородецких) племен, которые на рубеже н.э. небольшими группами обитали в волжском правобережье, т.е. в Предволжье.  

Азелинскую принадлежность Тетюшского могильника памятника подтверждает и вещевой материал: бронзовые вопросовидные подвески, сечковидные привески, ножи с широким насадом, бусы.

То же относится к изделиям из кости и рога. Интересны два костяных наконечника стрелы – «тупака» цилиндрообразной формы, предзначенные для охоты на мелких пушных зверей. При выстреле наконечник оглушал животного, не повреждая его шкуры (обычно при охоте на белок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: