Берег Волги в районе Старых Тетюш

 

После обретения иконы Богородицын рынок стал почитаемым местом у верующих Тетюшского и соседних уездов.

По рассказам старожилов Тетюш каждое лето, обычно на Петров день 12 июля, сюда прибывало множество богомольцев Тетюшского, Спасского, Ставропольского уезда.. Помолившись в часовне святой иконе, и вложив свою посильную лепту в поставленную здесь кружку, богомольцы в тот же день отправляются домой. Бурлаки, идущие по берегу Волги бичевой, никогда не проходят мимо этой часовни, не помолившись перед образом Казанской Божьей Матери. Для охранения часовни здесь в землянке живет летом старец, приходящий из Тетюш.

Часовня была довольно просторная с приличным иконостасом. Во время крестного хода в нее вносилась Святая икона. Здесь же рядом был устроен довольно вместительный барак для помещения на ночь престарелых и матерей с малолетними детьми. До всенощного бдения служилось множество заказных молебнов, а после них молебны продолжались до полуночи.

После молебнов богомольцы всю ночь сидели у костров с песнопениями. Были тогда на Богородицыном рынке и постоянные жители: женская община, ее обитатели проживали в пяти кельях.

Как оказалась икона около Старых Тетюш? Можно предположить, что ее вымыла вода из тайника, в который ее спрятали монахи во время разграбления монастыря

К сожалению, икона Казанской Божьей Матери, хранившаяся в Троицком соборе, пропала в советское время.

 

 А.К.Саврасов. У ворот монастыря.

 

В Тетюшском Троицком соборе сохранился ценный документ: «Краткое описание явления находящейся в Тетюшском Троицком соборе иконы Казанской Божьей Матери». Описание составлено священником Владимиром Казанским. Напечатано в Казани в 1892 году.

В документе содержатся интересные сведения по истории Никольского монастыря.

Вспомните, когда был основан Никольский монастырь? Что вы знаете о его истории?

После завоевания Казани Иваном Грозным в местности нынешних Тетюш были посажены по царскому указу стрельцы. Из межевых писцовых книг боярина и воеводы князя Владимира Дмитриевича Долгорукого видно, что тетюшские стрельцы принимали участие при размежевании монастырских дач, пограничных с тетюшскими дачами (поместьями). Там же упоминается о бобыльской слободе «Взвоз», принадлежавшей тетюшскому Покровскому монастырю и расположенной приблизительно на том месте, где в настоящее время устроен почтовый по горе тракт, и где находится в настоящее время Никольская деревянная часовня, поставленная в память того, что тут некогда стоял храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. На существование этого храма есть точное указание, сохранившееся до конца XIX века: в тетюшском Троицком соборе имеется напрестольный восьмиконечный крест с чеканною надписью: «7191 года (1683 г.) ноября в 29 день построен сей крест во граде Тетюши, в приходе во храме Святителя и Чудотворца Николая под горою». Следовательно, в это время слобода Взвоз слилась уже с Тетюшами и имела свою церковь.

Вскоре после покорения Казани упоминается в документах Никольский мужской монастырь. Он существовал уже в 1589 году. Но далее в исторических актах монастырь уже не упоминается, его как будто не существует.

А взамен его в тех же актах весьма часто упоминается другой монастырь – Покровский, который в 1673 году именуется новым, а в последующие годы приписанным к Спасскому монастырю.

Покровский монастырь, судя по его земельным владениям близ речки Имерли,т.е. около деревень Любимовки и Федоровки, находился выше города Тетюши; в числе вотчин тетюшского Покровского монастыря упоминается очень часто село Ильинское, которое принадлежало раньше Никольскому монастырю, так как упомянутые в грамоте земельные владения этого монастыря, близ речки Черемши принадлежали до конца XIX века селам Ильинскому и Монастырскому.

Относительно своего времени (конец XIX века) автор «Краткого описания» прав, но что касается настоящего времени, то нужно отметить, что берега Волги меняются с каждым годом и особенно с каждой весной. Разлившаяся Волга подмывает берега, и на ее пути не могут устоять ни деревья с мощными корнями, ни каменные глыбы.

Это любопытно.

В Ярославском женском монастыре есть особо чтимая икона Казанской Божьей Матери. В описании сего монастыря она именуется Тетюшскою; к сожалению, там ничего не сказано, почему икона названа Тетюшскою. У жителей же Тетюш сохранилось следующее предание.

В начале  столетия, когда путешествие по Волге сопровождалось различными неудобствами и тянулось очень медленно, какой-то ярославский гражданин, проезжал из низовых городов мимо Тетюш по Волге. Дорогою у него сильно заболела рука, которая не давала ему покоя и возможности продолжать путь, почему он принужден был остановиться под Тетюшами. Услыхав о святой иконе, он прибыл к ней и просил об исцелении. На другой же день больной почувствовал себя здоровым.Пречистый образ Богоматери-целительницы, как передает предание, исцеленный пожелал иметь у себя и тут же через иконописца снял копию с иконы и, взяв с собою, отправился в Ярославль.

Местные жители почитали икону и за то, что как бы не была продолжительной засуха; но как только икону выносили в ход,

почти тотчас начинался дождь, и сопровождал икону в каждом селении.

Икону считали спасительницей от холеры, бывшей в 1848 году. После этого жители Тетюш обратились с ходатайством построить, вместо ветхой, новую часовню.

Преосвященный Аонасий разрешил построить новую часовню, а просьбу прихожан разрешить крестный ход с иконой перенес на разрешение Святейшего Синода. В 1866 году из Казанской Духовной Консистории пришло разрешение совершать ежегодно крестный ход в 29 день июня (канун Петрова дня) с иконою из Тетюшского собора на Богородицын рынок.

Совершался также многодневный крестный ход по селам Спасского и Тетюшского уездов. Ход продолжался до полутора месяцев с 10 мая и до 27 июня. По окончании хода икона торжественно возвращалась в Тетюши, и на другой день в сопровождении народа и духовенства с крестным ходом отправлялась на Богородицын рынок.

Это было впечатляющее шествие. Красивое и живописное местоположение Богородицына Рынка выглядело празднично. Журчали ручьи, стекавшие с гор, пели в лесу птицы. Богомольцы, не чувствуя утомления, всю ночь бодрствуют, разделившись на кружки, раскладывают костры и поют молитвы. Через Богородицын рынок протекал обильный источник воды, начинавшийся с полугоры, и журчал, плескался своими водами, как бы принимая участие в этом торжестве. Насвистывали в лесу наверху птицы.

Люди разных сословий, званий, состояния, возраста, русские, чуваши, мордва – все объединялись, обращаясь к Заступнице края Казанского, родного края.

 Нельзя не согласиться с автором «Краткого описания» Владимиром Казанским:

«Разбойники, разграбляя и разрушая Никольский монастырь, думали уничтожить его с лица земли и память о нем и его святыне, но трудно идти против рожна: Господу Богу угодно было паки прославить сие святое место явлением на сем месте святой иконы

Казанской Божьей Матери».

Часовня на месте Старых Тетюш стояла ещё в 19 веке, о ней пересказывают старожили здешних мест.

По мнению археологов на месте Старых Тетюш находилось неукрепленное поселение ананьинского времени VIII– III вв. до н.э. Ранние ананьинцы жили именно по берегам крупных рек.

Археологические раскопки в районе Старых Тетюш затруднены, поскольку после разлива Волги в 1957 году, большая часть берега оказалась затопленной водой, подмывалась волнами, и в настоящее время берег постоянно осыпается. Но есть сведения, что в районе деревни Кашка на берегу Волги находили части горшковидной керамики, относящейся к периоду ранних булгар.

     Найдите на карте место, где находились Старые Тетюши. Опишите его.

Кашкинское местонахождение. Берег Волги в районе Старых Тетюш имеет выступ в сторону реки и поэтому подвергается интенсивному омыванию волнами и обдувается сильными ветрами, что ведет (и вело в прошлом) к осыпанию, обваливанию берега. Этотакже могло послужить причиной переселения жителей.

Недалеко от современной деревни Кашка на мысу, образованном берегом Волги и оврагом в 1961 году были найдены 2 фрагмента от гончарных сосудов желтого цвета с серой прослойкой в изломе. В тесте черепков присутствует органическая

примесь. Фрагменты подобны керамике из погребений IX- начала X веков Танкеевского могильника (Спасский район). Там были найдены глиняные и деревянные сосуды, погребальные серебряные маски, предметы конского снаряжения, части оружия, украшения, части орудий труда. Многие захоронения мужчин содержали комплекты из черепа и костей ног коня. Возможно, и на месте Старых Тетюш со временем будут обнаружены интересные находки.

Найдите на карте село Кашка. Опишите его природные условия.

Кашкинское местонахождение, Тетюшский могильник и Танкеевское городище располагаются рядом друг с другом, следовательно, жители этих мест в далеком прошлом были тесно связаны друг с другом.

Выводы. Исследования показывают, что место, известное прежде у тетюшан как Старые Тетюши или Богородицын рынок, было заселено людьми в глубокой древности. Имелось здесь поселение и в период раннего железного века, и в более поздние времена, включая булгарский период. В XVII веке здесь был основан Никольский монастырь, разграбленный разбойниками в Смутное время. Позже, в XIX веке здесь существовали монашеские кельи, стояла часовня.

Можно предположить, что именно здесь первоначально возникли Тетюши, Позднее жители переселились на место современных Тетюш.

----------------------------------

Вопросы и задания.

1.Где находились Старые Тетюши? 2.Почему это место у тетюшан раньше называлось Богородицыным рынком? 3. Что вы знаете об истории Никольского монастыря? 4. Как выглядит это место сегодня? *5. Совершите экскурсию на место Старых Тетюш и опишите свои впечатления.

 

Практикум

Документ.

В конце 1850-х годов казанский краевед Степан Мельников

записал и опубликовал легенду:

«В цветущие времена булгарского владычества в здешних местах какой- то болгарский царь ходил воевать на русскую землю и вместе с огромной и богатой добычей, доставшейся ему после кровавой битвы с русскими, привез в плен русскую княжну неписанной красоты. Царь сделал пленную княжну своей женой; уговаривал ее переменить веру. Но после многих напрасных убеждений позволил ей остаться христианкой и даже исполнять христианские обряды. Когда наступал пост, княжна удалялась в другую сторону Волги, именно на то самое место, где поныне находится часовня, и тут, живя в небольшой келье, постилась и молилась Богу, а когда оканчивался пост, княжна возвращалась в Булгар».

Задания к документу: 1. О каком месте идёт речь в легенде? 2. Насколько она соответствует исторической действительности? 3. Какие выводы можно сделать на основе этой легенды?

 

Глава III.  

 Тетюши и Тетюшский край во второй половине XVI веке

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: