Образование в крае в XIX – начале XX века

1.Вспомните, какие учебные заведения имелись в России в начале XIX? 2.Когда был открыт Казанский университет? 3.Какова была его роль в развитии образования в крае?

Просвещение.  В 1859 году Казанский губернский статистический комитет провел выборочное обследование с целью выяснения грамотности крестьян. Выяснилось, что среди русских взрослых мужчин грамотными были 2,2%, среди женщин – 0,4%. Грамотность «инородцев» оценивалась ещё ниже – менее 0,4%. Нужно учесть, что при обследовании учитывалось владение русской грамотой, владение татарами арабским алфавитом не принималось в расчёт.

  Вплоть до середины XIX века никаких практических шагов по открытию школ не предпринималось, хотя уставами 1786, 1804 и 1828 гг. было предусмотрено открытие в сельской местности приходских училищ с двух – трехлетним сроком обучения, разработаны программы и статус таких учебных заведений.

Первая попытка открытия школьной сети в сельской местности была предпринята в связи реформой государственных крестьян П.Д.Киселева.

Вспомните основные направления реформы П.Д.Киселева.

Созданное Министерство государственных имуществ старалось открыть на удельных землях школы. В России было, судя по отчетам, открыто более полутора тысяч «училищ Министерства государственных имуществ». На территории Тетюшского района такая школа была открыта в 1842 году в селе Колунец.

На удельных землях аналогичные школы стал открывать Департамент уделов Министерства двора. На территории района такая школа появилась в 1860 году в селе Чинчурино. В школе удельного ведомства в Бурундуках учился чувашский просветитель И.Я.Яковлев.

Однако таких школ было мало, средства на них выделялись мизерные, не было детально разработанных программ и учебников. 

Начальное образование. В конце 1850-1860-е годы инициативу в деле просвещения взяло на себя духовенство. Священники добровольно и безвозмездно обучали детей у себя дома или в церковных сторожках. На территории Тетюшского края такие подвижники нашлись в селах Монастырское, Урюм, Ямбухтино. С 1842 году в духовных семинариях обучение приобретало более светский характер, в них давалось и общее среднее образование, применялись современные методы обучения.

В 1849 году в селе Большое Шемякино было открыто земское начальное инородческое училище для чувашских детей. В 1911 году в нем обучалось 116 детей. Училище находилось под попечительством земского начальника, дворянина Н.Я.Горемыкина. Детей учили читать, писать, решать простейшие задачи, но основным предметом был Закон Божий.

Однако по-настоящему народное образование стало развиваться в деревне только после реформы 1861 года. В большинстве губерний губернские и уездные органы земского самоуправления получили достаточно большие права и возможности.

В 1865 году в селе Тоншерма действовала церковно-приходская школа. Она размещалась в крестьянской избе, учителями были священники и псаломщики. В 1892 году в Тоншерме открылась земская кшола. Преподавали в ней приезжие из Чувашии учителя.

Какова была роль земств в местном самоуправлении?

Земские школы были полноценными начальными учебными заведениями, в которых преподавали подготовленные педагоги, по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, по учебникам, соответствующим этим программам, закупаемым земствами – в школах было бесплатным не только обучение, но и учебники, тетради, ручки и карандаши. Преподавались русский язык, арифметика, церковнославянский язык, в большинстве школ – церковное пение. Закон Божий вёл приходской священник – этот предмет был обязательным только для православных, и дети старообрядцев занятия не посещали. Срок обучения составлял три года, в начале ХХ века земства стали осуществлять переход на четырёхлетнее обучение. Подавляющее

большинство школ было однокомплектным, занятия вёл один учитель, лишь в самых больших селах, где число учащихся превышало сотню, был второй учитель или помощник.

Большую роль в просвещении чуваш, татар-кряшен сыграло Братство Святителя Гурия, созданная по инициативе Николая Ивановича Ильминского миссионерская общественная организация. В нерусских деревнях стали открываться собственные школы (они назывались братскими). Одна из таких школ была открыта в 1882 году в селе Богдашкино. Обучение в них велось на основе родного языка, поэтому учителя были выходцами из коренного населения сел. Составной частью системы Ильминского стала Симбирская чувашская учительская гимназия, открытая в 1884 году И.Я.Яковлевым. Почти все учителя земских школ в чувашских селах, в том числе и на территории Тетюшского района, были её выпускниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: