События в Тетюшах. В октябре в Тетюшах забастовали почтово-телеграфные служащие. Они поддержали требование освободить арестованных в Москве делегатов съезда Всероссийского Почтово-телеграфного союза. Неорганизованность выступлений крестьянства говорит об отсутствии в крае представителей революционных партий социалистов-революционеров и социал-демократов. Об определенной их работе говорит тот факт, что нередко крестьяне, возвращаясь с базара из Тетюш, обнаруживали в своих подводах прокламации Казанского комитета РСДРП. Их читали тайно поодиночке или небольшими группами шепотом.
С революционными событиями в крае связана деятельность революционера, педагога, журналиста Исхака Мустафиевича Казакова (1876-1939).
Биографическая справка.
Исхак Казаков родился в Казани в 1876 году. В четыре года он остался на иждивении у старшего брата Ахметзяна. Окончив начальные курсы медресе, русскую городскую школу, первый курс реального училища, он поступил в Казанскую учительскую школу. Здесь не брали плату за обучение. Выпускники учительской школы были обязаны отработать за бесплатное содержание в годы учёбы. В 1897 году Исхак был направлен в деревню Кадыбаши Сарапульского уезда Вятской губернии.
После трёх лет работы Казаков при активном содействии отца известного татарского революционера Мулланура Вахитова Муллазяна (мужа старшей сестры Казакова) был переведен в 1900 году во вновь организованную русско-татарскую школу в Тетюши.
Вспомните, какую роль в революционном движении в Казанской губернии сыграл Мулланур Вахтов? Каковы были его идеи?
Вскоре Казакова назначили заведующим этой школой. Местные муллы и суфии невзлюбили Казакова за перестройку системы обучения, при которой отбрасывался старый религиозный догматизм и зубрежка арабских текстов.
Представить обстановку того времени, настроение жителей Тетюш можно по воспоминаниям И.М.Казакова.
«Духовенство было озлоблено на меня за преподавание русского языка и за то, что я не ходил в мечеть. Злобная агитация заставила некоторых родителей забрать своих детей из школы. Мне тогда пришлось много ездить по деревням, заниматься разъяснительной работой. Я увидел ужасные факты разорения деревни в те малоурожайные годы.