Эстетическое как основная категория эстетики

Предет литературоведения.

Литературоведение – это наука о художественной словесности, ее происхождении, сущности и развитии. Предметом литвед явл.не только худ.литра, но и худ.словесность – совокупность письменных и устных текстов, обладающих эстетическим эффектом. Цель худ.текстов – эстетическая. Литвед вместе с лингвистикой образуют филологическую науку. Каждый из этих разделов по-разному относится к явлениям худ. словесности. Лингвистика и литвед появл. во 2 пол. 19в. Лингвистика видит в худ. Произв. Реализацию языковых категорий или систему языка в целом. Литвед анализирует худ.текст с т.з.того эстетического эффекта, который он производит на читателя. Для литвед изучение языковых категорий является лишь вспомогательным этапом. Начатки филологических знаний наблюдаются еще в мифологическую эпоху. В частности, в Др.Греции.В мифологии древних греков из 9 муз, 6 отвечали за различные виды лит.тв-ва(Эрато - муза любовной эротической поэзии, Талия - муза комедии, Эвтерпа - м–за лирич.поэзии и др.)В 5 в.до н.э.филологические знания являлись частью философской науки и рассматривались как вспомогательные дисциплины. В частности, литведческие понятия и термины впервые использовались в диалогах Платона. I этап - конец 18-нач.19 в. – возникновение новой филологии. (1796-1810). За это время были обнаружены памятники древней нац., созданные в 9-11 вв. н.э. II этап - в этот период возникает скандинавская, германская, романская филология. На III этапе возникает славянская филология. I из них - "Слово о полку Игореве", "ПВЛ".IV этап приходится на 40-е годы 19 в.Классифицируют новейшую филологию. Она занимается изучением текстов современных авторов с использованием приечерновиков писателей), -источниковедение (изучение источников), -архивоведенье (изученимов лингвистического литведческого анализа из классической и новой литры.К 60 годам 19 в. филологическая наука делится на лингвистику и литературоведение. Основные литведческие дисциплины: 1.история литературы. История литературы изучает литературный процесс 2.теория литературы. Теория литературы изучает общие законы, структуры и развитие литературы. 3. литературная критика. Лит критика изучает современную литературу. Сущ много вспомогательных литературоведческих дисциплин. Например: -текстовые (изучение е архивов), -библиография (научное писание и систематизация произв печати), -полиграфия (наука письменности, древних рукописий, установление происхожд, по внешн виду и т.д), -поэтика (составная часть теории литры; как построена наука, какие средства использованы), -общая поэтика и историч поэтика (изуч.отдельных исторических средств). Литвед связано с другими гуманит дисциплинами; с лингвистикой, философией, психологией и др.

 

Теория литературы в системе гуманитарного знания.

Литературоведение - филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. В системе гуманитарного знания литературоведение взаимодействует с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, а также с социологией, психологией, религоведением, семиотикой. Для литературоведения особо актуальны проблемы точности знания и трудности терминологии. Точность достигается правильной постановкой вопроса в литературоведческом исследовании. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах требуют при этом обязательного методического самоопределения. В состав литературоведения входят такие основные дисциплины как: история национальных литератур (история мировой литературы), теория литературы, литературно-художественная критика. А также вспомогательные дисциплины: историография, палеография, текстология, библиография. Особое место в литературоведении занимает теория литературы. Данная дисциплина систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе. Литература как предмет изучения литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми занимается наука о литературе: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Следует, однако, различать методологию науки и методики анализа литературных явлений. Художественное произведение может изучаться имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.

 

 

 

Эстетическое как основная категория эстетики.

Слово эстетика - греч. происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХУШ в. Впервые его употребил немецкий философ А.Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХУШ в. эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения. Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, говорят, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия называется эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Т.о. эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (соц. группы, общества) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика. Наиболее емкое определение эстетического ввел А.Ф.Лосев: "Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений" Прекра́сное — центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как философской дисциплины. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», однако не тождественно с ним. Противоположностью прекрасного является безобразное.

В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное — наивысшая эстетичекая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе. В философии Прекрасное — основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое. В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:

Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.

Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.

Материалистическая модель. Прекрасное — естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.

Релятивистская модель. Прекрасное — это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: