инженерно-педагогического института
Основными видами деятельности выпускника инженерно-педагогического института являются:
- обучение профессиональным знаниям и умениям в соответствии со специализацией и образовательными программами профессиональных образовательных учреждений и воспитание;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной и содержательной деятельности обучаемых;
- постоянное сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания;
- педагогическое самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства;
- планирование и организация работы первичного трудового коллектива;
- обеспечение выполнения заданий и договорных обязательств;
- внедрение новых технологий;
- применение обоснованных управленческих решений и контроль за их выполнением;
- техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация оборудования в соответствии с профилем подготовки.
Тема: Профессиональные качества личности
|
|
педагога профессионального образования и условия их воспитания.
ПЕДАГОГ: 1) индивидуальный субъект педагогической деятельности;
2) общественный субъект, носитель общественных знаний и ценностей.
Многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру (природы, людей, техники и т.д.). Так, например, по предмету труда (цели труда, характер действий, орудий труда и его условия) все профессии подразделяются следующим образом: «Человек - Природа», «Человек - Техника», «Человек - Знак», «Человек - Образ», «Человек - Человек». Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек - Человек». Тип этой профессии определяется следующими качествами человека:
- устойчиво характером самочувствием в ходе работы с людьми;
- потребностью в общении;
- способностью мысленно ставить себя на место другого человека;
- способностью быстро разбираться во взаимоотношениях других людей;
- способностью хорошо помнить личные качества многих и разных людей и т.д.
Человеку этой профессиональной схемы свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлению чувств и характера человека;
6) уверенность в том, что человек всегда может стать лучше;
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) глубокая и оптимистическая уверенность в правильности идеи служения народу;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.
|
|
Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности показывает всю сложность этой позиции-субъекта педагогической деятельности.
Субъективные свойства педагога профессионального образования
Педагог профессионального образования выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.
Для успешного выполнения от специалиста требуется:
- высокие моральные качества;
- любовь к своей профессии, постоянное совершенствование своей квалификации, творческое отношение к труду;
- педагогическое мастерство;
- коммуникативные качества;
- достаточный уровень общей культуры;
- нравственно-этические качества: честность, скромность, доброта, общительный характер, справедливость, доброжелательность;
- авторитет.
Важнейшей специфической особенностью педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении является практическое обучение. При этом главную руководящую роль играет педагог профессионального образования, это, естественным образом, требует от него определенных качеств личности:
- самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии;
- способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение;
- умение осуществлять регулярный самоконтроль;
- умение рационально использовать рабочее время;
- профессионально-ориентированное мышление;
- соблюдение технологической дисциплины;
- умение давать четкие и мотивированные задания;
- гуманное отношение к обучающимся.
Формированию названных выше профессионально важных личностных качеств педагога профессионального образования способствуют следующие условия:
- активное и сознательное участие в ходе учебно-воспитательного процесса вуза;
- самостоятельное дополнительное углубленное изучение профилирующих предметов в процессе самообразования;
- творческое усвоение учебного материала, способствующее его практическому использованию;
- непрерывное обогащение собственных нравственных ценностей в процессе самовоспитания;
- систематическое повышение личного уровня общей культуры.
Важной задачей подготовки педагогов профессионального образования является сегодня подготовка специалистов:
1. Профессионально-компетентных, умеющих быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
2. Способных к принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.
Тема: Профессиограмма педагога профессионального образования.