1. Общие сведения о профессиограмме: педагог профессионального образования может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитательное и профессиональное обучение обучаемых, передавая их знания и социальный опыт.
2. Обязанности педагога профессионального образования:
- осуществлять политехническую, общетрудовую профессиональную подготовку учащихся;
- формировать у учащихся способность к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию;
- обеспечивать профессиональную ориентированность учащихся;
- воспитывать у учащихся личную ответственность за результаты своего и общего труда.
3. Работа, выполняемая педагогом профессионального образования:
- преподавание учебных предметов в образовательном учреждении, соответствующих его специальности;
- разработка содержательных и методических основ преподаваемых предметов;
- анализ учебно-программной документации по учебному предмету;
4. Требования профессии к личности педагога профессионального образования:
|
|
Предметом труда инженера- педагога являются люди (“человек-человек”), группы, коллективы, поэтому личности инженера-педагога присущи:
- высокие моральные качества, целеустремленность;
- высокое профессиональное мастерство- любовь к своей профессии;
- профессионально- педагогическая направленность включающая интерес и любовь к детям;
- технические способности стремление работать с инструментами;
- познавательная направленность и способность к самосовершенствованию; интеллектуальная активность, чувство нового;
- высокая подвижность нервных процессов (быстрое переключение с одного вида работы на другой);
- психическая устойчивость; адаптивность, эмоциональная стабильность;
- адекватная самооценка, способность к эмпатии, искренность, общительность, эмоциональность и пластичность поведения.
5. Требования к знаниям педагога профессионального образования:
1) знает:
- виды конструкторской документации;
- основные сведения о технологическом оборудовании;
- основы электротехники;
- основные свойства металлов;
- основы маркетинга и менеджмента;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности;
- меры по поддержанию чистоты экологической среды;
- основы трудового законодательства;
2) владеет:
- системой знаний о сфере образования;
- о человеке как субъекте образовательного процесса;
- о закономерностях психического развития;
- о законах общения и способах управления индивидом и группой.
6. Требуемые умения и навыки:
1. Перцептивные (“перцепция”- с лат. восприятие отражение действительности органами чувств) - умения адекватного восприятия и понимания психологии ребенка (ученика);
|
|
2. Дидактические - способность планировать учебный процесс;
3. Конструктивные - способность проектирования и формирования личности воспитанника.
4. Коммуникативные - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями коллегами; доброжелательность;
5. Организаторские - иметь способности к организации индивидуальной и групповой деятельности;
6. Экспрессивные (функциональные - с лат. выражение, выразительность)- способность к внешнему выражению мыслей, знаний, убеждений посредством речи, мимики, пантомимики;
7. Академические - способность к познавательной деятельности, к научной деятельности;
8. Технико-технологические:
- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
- владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки;
-владеет навыками конструирования деталей, узлов и механизмов, проекционного черчения, использования вычислительной техники.
Противопоказания к профессии:
равнодушное отношение к детям, безнравственность, лживость, эгоистичность, безответственность, неумение сдерживать раздражение, отсутствие собранности, инициативы, находчивости, наличие некоторых признаков психических заболеваний, дефекты речи, хронические заболевания органов зрения и слуха.
Тема: Культура и техника труда студента в вузе.
Студент как субъект учебной деятельности.
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятыми, как предполагается, усердным учебным трудом.
Как социальная группа оно характеризуется:
- профессиональной направленностью;
- сформированностью отношения к будущей профессии.
Заслуга постановки проблемы студенчества принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева. В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, (В.А. Сластенина – педаг.) накоплен большой материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (декватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе.
Чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.
Студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Полученные данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Учебные задания вуза всегда одновременно направлены на:
- понимание,
- осмысление,
- запоминание,
- структурирование в памяти усваиваемого материала,
- сохранение,
- актуализация усваиваемого материала.
Такая постановка вопроса находит отражение в учебниках и учебном процессе вуза.
Учебная деятельность определяется мотивами. Существуют два типа мотивов:
- мотивация достижения,
- познавательная мотивация.
Основа учебно – познавательной деятельности: познавательная мотивация (соответствует самой природе мыслительной деятельности человека).
Во время обучения в вузе формируется основа профессиональной деятельности.
Средства профессиональной деятельности: усвоенные в обучении знания, умения, навыки.
Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.
|
|
Существенным показателем студента является его умение выполнять все виды и формы учебной деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют:
- слушать и записывать лекции;
- конспектировать литературу;
- не умеют выступать перед аудиторией;
- вести спор;
- давать аналитическую оценку проблем.
37,5 % студентов – стремятся хорошо учиться,
53,6 % студентов – не всегда стараются,
8 % студентов – не стремится хорошо учиться (но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2 % случается, что учеба не идет хорошо).
Основная психолого-педагогическая задача в процессе обучения в вузе – формирование студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает наличие умений:
- планировать и
- организовывать свою деятельность.
Лекции НОТ студента
Основа - педагогическая система немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841)
Философские воззрения Гербарта - идеалист – метафизик: мир состоит из множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека; сущность бытия – неизменна; отрицательное отношение к идеям французско й революции; путь к идеальному обществу лежит через воспитание, основанное на общих (внеклассовых) нравственных идеях; «правильно воспитанный человек не будет вступать с окружающими в конфликт»; разрабатывал идею широкого общего образования, идею воспитывающего обучения.
Душа – простая и неразрушимая реальность; - сложное целое, состоящее из:
- ощущений,
- чувств,
- идей,
- желаний, все это может зародиться в душе лишь под влиянием воздействия со стороны других реальностей.
Неразрушимая реальность – душа входит в соприкосновение с другими реальностями, которые стараются проникнуть в ее существо и ослабить его. Душа сопротивляется таким вторжениям. Эти сопротивления мы и испытываем как ощущения, идеи, чувства и стремления.
|
|
Сопротивления души – состояния сознания.