Тема: Введение в профессионально-педагогическую специальность.
Причины появления в современном обществе интереса к профессиональной педагогике:
· Развиваются новые типы учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, реальные, коммунальные, аграрные, фермерские учебные заведения);
· Развиваются и авторские частные профессиональные школы, работающие по собственным концепциям;
· Создаются инженерно-педагогические институты, индустриально-педагогические техникумы и педагогические колледжи;
· Профессиональная педагогика все теснее взаимодействует с другими науками, разрабатывая новые концепции и теории;
· Профессиональные учебные заведения предоставляют населению различного рода услуги (собственное производство, вспомогательные службы: в аренду – площади, орудия труда и др.).
Статус профессиональной педагогики как науки.
Профессиональная педагогика как наука находится сейчас в стадии своего становления и развития.
|
|
Как ветвь общей педагогики профессиональная педагогика:
· изучает закономерности образования, воспитания, обучение и развитие учащихся;
· разрабатывает принципы обучения и воспитания, информационные и педагогические технологии;
· обосновывает типы новых учебных заведений и систему их управления.
Эта наука:
· о подготовке к профессиональной деятельности;
· о профессиональном воспитании нового поколения рабочего класса;
· о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.
Как и другие науки, она имеет свой категориальный и понятийный аппараты и свои особенности.
Педагогика профессионального образования.
Под педагогикой профессионального образования (профессиональной педагогикой) следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.
Статус профессиональной педагогики как полноценной науки.
Определение статуса профессиональной педагогики как полноценной науки предполагает четкое формулирование ее объекта и предмета.
Объект науки – это та область действительности, та совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых, направлена данная область научных знаний. Объект науки представляет собой достаточно широкую сферу действительности.
Предмет науки – это та сторона (или стороны) объекта, на исследование которой направлены соответствующие конкретные исследования именно в данной области научных знаний.
|
|
Профессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний. Отсюда следует, что объектом профессиональной педагогики выступает не только узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования.
Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально-значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.
Тема: Виды профессиональной деятельности современного
Специалиста отрасли и подготовка к ним в вузе
Сфера деятельности специалиста отрасли
Профессионально-педагогическое образование является специфическим интегративным видом образования, принципиально отличающимся от педагогического и традиционно профессионального образования: специалист-педагог в состоянии не только самостоятельно овладеть новой предметной областью в рамках отрасли, но и создавать методики их преподавания.
В классификаторе специальностей высшего профессионального образования профессионально-педагогическому образованию соответствует только одна специальность 030500 – профессиональное обучение.
В ее рамках формируются специализации, соответствующие определенным направлениям различных отраслей народного хозяйства.
Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 – Профессиональное обучение», утвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Стандарт состоит из 3-х разделов:
1) общая характеристика специальности 030500 – профессиональное обучение;
2) требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 030500 – профессиональное обучение;
3) обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 030500 – профессиональное обучение.
Стандарт определяет сферу деятельности специалиста следующим образом:
- профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве;
- научные исследования образовательных процессов и структур;
- участие в научных исследованиях по проблемам техники и технологии соответствующей отрасли;
- научно-производственная и консультационно-управленческая деятельность в сфере образования и на производстве в соответствии со специализацией;
- культурно-просветительная деятельность.
Обучение специалиста отрасли в вузе предполагает следующую структуру построения образовательного процесса:
а) структура содержания профессионально-педагогического образования:
- Циклы: 1) цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (1800 час).
2) цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (1380 час).
3)цикл дисциплин профессиональной подготовки (5244 час), который содержит блоки:
1. Общие дисциплины профессиональной подготовки.
2. Общие психолого-педагогические дисциплины (900 час).
3. Общие отраслевые дисциплины (2000 час).
4. Специальные дисциплины профессиональной подготовки.
5. Специальные психолого-педагогические дисциплины (250 час).
6. Специальные отраслевые дисциплины (2094 час).