Обаяние как феномен межличностного общения

Учитесь обаянию!

Обаяние – это особенное свойство человека, которое делает его невероятно привлекательным для других людей. Каждый желает владеть этим качеством. Ведь стать обаятельным – это значит создать себе позитивный имидж. Обаяние дает многое: новых друзей, беспрестанное внимание противоположного пола и успех в деловой жизни. Обаяние присуще некоторым людям от рождения. Однако людям, не одаренным от природы этим качеством, не стоит отчаиваться. Ведь стать обаятельным может каждый. Конечно, для этого потребуется приложить некоторые усилия. Но результат по-настоящему порадует: жизнь станет более разнообразной и радостной.

Обаяние также называют шармом, очарованием, привлекательностью и харизмой. Однако ни одно из этих определений не описывает понятия обаяния в полной мере. Ответить на вопрос, что такое обаяние, - задача нелегкая. Обаятельный человек кажется людям личностью исключительной, выделяющейся среди прочих людей. Обаятельный человек – это тот, кто умеет производить на окружающих чарующее впечатление, он располагает к себе других людей и надолго остается в их памяти. Но за счет чего он это делает? За счет своей внешности, тонкого ума, поставленной речи, манеры держаться, доброты и чуткости? Однозначного ответа дать невозможно, потому что обаяние всегда разное. Одни люди обаятельны в своей скромности, другие – в своей дерзости, третьи – в своей веселости.

Как определить обаятельного человека? У каждого из нас среди знакомых найдется человек, в котором нет ничего особенного, но люди к нему почему-то тянутся. Это и есть обаятельный человек. Современные психологи отмечают, что обаяние – это не обладание определенными качествами, а эмоциональное состояние человека. Особое состояние человека, в котором он пребывает, его осознание себя дает ему возможность для максимального самовыражения, что в свою очередь делает его невероятно привлекательным для других людей. А потому совершенно неважно, как Вы выглядите, чем занимаетесь и какие имеете пристрастия. Стать обаятельным может каждый человек.

Для того, чтобы стать обаятельным, необходимо научиться чувствовать свободу и раскованность в любой обстановке. На пользу также пойдут и некоторые психологические техники, которые воздействуют на окружающих, вызывая у них повышенный интерес к вам.

Наблюдательные психологи установили тот факт, что обаятельный человек не пытается быть интересным для окружающих. Напротив, он делает все для того, чтобы интересным чувствовал себя тот человек, который находится рядом с ним. Люди всегда тянутся к тем, рядом с кем чувствуют себя значимыми. Такова психология человека. А потому обаятельный человек – это прекрасный собеседник. Он умеет с заинтересованностью слушать других, сочувствует им в сложные минуты и искренне радуется их достижениям. Он интересуется окружающими, часто задает уточняющие вопросы во время беседы. Обаятельный человек внимателен. Он запоминает важные детали, даты, события, имена. Он никогда не забывает поздравить своих знакомых со значимым для них событием. Обаятельный человек не говорит лишнего и он всегда искренен в том, что произносит. Чтобы завоевать доверие другого, следует чаще называть его по имени, поддерживать зрительный контакт, улыбаться. Однако улыбка ни в коей мере не должна быть наигранной. Положительные жесты во время разговора: кивок головой, легкий наклон корпусом вперед. Также украшает человека наличие в речи риторических вопросов и междометий. И помните, обаятельные люди умеют принимать в свой адрес комплименты, без стеснения выслушивают похвалу, но никогда не гордятся ей.

Если человек решил стать обаятельным, то будет полезным освоить еще несколько условий невербального поведения. Наши жесты, мимика, походка, интонация говорят окружающим намного больше, чем наши слова. До 90% информации об окружающих человек получает через невербальные средства общения и только 10-20% - из того, что эти люди говорят.

Итак, совершенно необходимо избавиться от негативных мимических сигналов. К ним относятся нахмуренные брови, прищуренные глаза, перекошенный рот, а также частые касания во время разговора рукой своего лица (ушей, рта, глаз, носа). Существуют жесты, которые выдают пренебрежительное отношение одного человека к другому. Это указывание на него пальцем, выставленный большой палец, разрубание воздуха рукой, а также взгляд, когда уголки глаз прищурены, а взгляд направлен вниз. От подобного невербального поведения следует избавиться. Стоит избегать и различных проявлений нервозности и агрессии. Откажитесь от привычки постоянно крутить в руках какие-то вещи, часто поправлять свою прическу и одежду, касаться руками украшений или пуговиц на одежде, ерзать на стуле, покашливать при каждой возможности. И, конечно, следите за тем, чтобы Ваша поза не выдавала в Вас желание оградиться от человека. А именно не скрещивайте во время беседы руки и ноги, не перешагивайте с ноги на ногу, не делайте отступ назад, не откидывайте голову назад. В противовес этим отрицательным сигналам следует овладеть некоторыми весьма привлекательными жестами.

Отдельно несколько советов для женщин. Помните: самое главное, что делает женщину привлекательной, - это как раз ее женственность. А потому все движения должны быть женственными, легкими и изящными. Научиться этому можно. Прежде всего, поработайте над своей походкой. Осанка должна быть статной, спину всегда держите прямо. Чтобы походка стала, как говорится, летящей, попробуйте проверенный способ с хождением по комнате с большой книгой на голове. Ежедневные тренировки обязательно дадут положительный результат. Руки во время ходьбы не должны быть напряжены.
Когда Вы берете в руки какой-либо предмет, то постарайтесь делать это медленно и бережно, словно он невероятно хрупкий. Только не перестарайтесь. Движения должны выглядеть максимально естественно. Постепенно это войдет в привычку.
И еще… Следите за своим голосом. Никогда не поднимайте его до истерического визга, это отталкивает людей.

Конечно, все эти приемы – только техническая составляющая обаяния. Одних их окажется мало. Самое главное качество обаятельного человека – это уверенность в себе и умение быть собой. А потому никогда не принижайте своих достоинств, но также и не пытайтесь казаться больше, чем Вы есть. Ваша очарование именно в том, что Вы – это Вы, а не кто-то другой. Поэтому никогда не подражайте другим. А еще учитесь мыслить позитивно. Не вините себя за проявленную глупость, не терзайте себя за промахи и умейте видеть плюсы во всем, что с Вами происходит. Харизма – это всегда положительный взгляд на жизнь. И не забывайте, что интересный человек – это тот, в ком всегда остается загадка. Не спешите открываться каждому, не рассказывайте о своем личном всем, имейте свои тайны.

Чтобы стать обаятельным, можно просто научиться этому, скорректировав свое поведение. Однако помните, что любые технические средства действенны только тогда, когда ваша эмоциональность искренна. Ваше обаяние должно идти из самого сердца.

Быть обаятельным – это значит быть успешным: быть интересным собеседником, быть привлекательным, иметь много хороших друзей и подруг, добиваться высоких результатов в работе и карьере. Не отказывайте себе в этом. Стать обаятельным на самом деле может любая желающий, стоит только захотеть и осознанно поработать над собой.

                                ПРОСТО ДЛЯ СЕБЯ)))

 Социально-психологические особенности общения Понятие и виды общения в организации

Одним из необходимых условий высокого уровня руководства организацией является обеспечение эффективного межличностного общения внутри организации - ее подразделениях, группах, командах Поэтому важное значение ния в современном менеджменте приобретают знания сущности и психологических особенностей общения, его функций, принципов, а также способов эффективной мижособистисвои взаимодействия членов организацииї.

По сути общения - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также резул льтаты деятельности Общение - одна из необходимых и общих условий формирования и развития общества и личностиі.

В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности субъектов, взаимодействующих, формируются конкретно-исторические типы личностей и вся многообразная ность человеческих индивидуальностей, социализируется личность.

Общение выражает не только общественную, но и личную необходимость индивидов друг для друга в процессе общественного воспроизводства самого человека во всем богатстве его личных способностей, потребностей, ценностей и других характеристик В общении происходит процесс формирования личности, ее сознания и самосознанияі.

Для одного человека другой человек - партнер в общении и одновременно важнейший стимулятор собственного развития, цель и объект деятельности Поэтому общение является условием формирования человека как социального существа способной к совместной жизни с себе подобными В общении индивид не только получает рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, спивпережив Ання и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведенияи1.

Общение прежде всего проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и Конативна

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми сообществами, с которыми связано его жизни, - семьей, профессиональной группой, формируют у него определенные культурно-исторических торические и профессиональные нормы поведения и деятельности Наряду с этими нормами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-этические и другие эталоны и стереотипы общенияя.

Когнитивная сторона общения направлена??на познание собеседника, поиск ответа о том, кто он и чего можно ожидать от него Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознания В результате в процессе и общения формируются образы-представления о себе и партнеров, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения предполагает обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и т.д.

Эмотивная (фр emotion - возбуждать, волновать) сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений в личных контактах партнеров Они проявляются в выразительных движениях субъектов общений ния, их действиях, поступках, поведении Через них выражаются взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельностисти.

Конативна (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров Она обеспечивает руководящий влияние на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека и до тех или иных ценностей, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения в совместной деятельности.

Общение выполняет определенные функции:

- прагматическую функцию, которая отражает потребности и мотивационные причины и реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, при этом само общение очень часто важнейшей потребностью;

- функция формирования и развития, отражает способность общения оказывать влияние на партнеров, разносторонне развивая и совершенствуя их, ведь общаясь с другими, человек усваивает общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, исторически сложившиеся, а также формируется как личность

- функция подтверждения, которая обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

- функция объединения-разъединения людей, которая, с одной стороны, устанавливая контакты, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, пое соединяя их тем самым в одно целое, а с другой - может привести дифференциацию и изоляцию личностей в результате общения

- функция организации и поддержания межличностных отношений, которая служит задачей налаживания и сохранения устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной ьнои деятельности

- внутренне-личностная функция, реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь в форме диалога) Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мы Многочисленные.

Общение возможно только с помощью знаковых систем Различают вербальные (лат verbalis - устный, словесный) средства общения (когда как знаковые системы используется устная и письменная речь) и невербальные (когда применяются внеязыковые средства).

Есть такие виды общения:

- межличностное, что связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

- межперсональные, участниками которого являются конкретные личности, обладающие специальными индивидуальными качествами, которые раскрываются в процессе общения и организации совместных действий;

- доверчивое, во время которого передается особо значимая информация; доверчивость - существенный признак всех видов общения (кроме конфликтного), поскольку без доверия нельзя проводить переговоры, виришув ваты интимные вопросы

- конфликтное, характеризуется взаимным противостоянием людей, выражением недовольства и недоверия;

- личное - обмен неофициальной информации;

- деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или привлеченные к одной и той же деятельности;

- прямое (непосредственное) - исторически первая форма общения людей друг с другом, на основе которого в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения;

- опосредованное - взаимодействие с помощью дополнительных средств (письма, аудио-видеотехники)

зависимости от характера все разнообразие общения включает следующие типы

Императивное (лат imperatives - властный) общение - авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или в решений Партнер в этом случае является пассивной стороной Конечная неприкрытая цель такого общения - подчинение партнера, для чего как средства используются приказы, распоряжения и требованийоги.

Императивное общения достаточно эффективно используется в таких сферах отношений, как \"начальник - подчиненный\", военные уставные отношения, работа в экстремальных условиях и чрезвычайных обстоятельств ОДН нак применения такого типа общения является неприемлемым в интимно-личностных, супружеских отношениях, контактах между детьми и родителями, в системе педагогических относиих відносин.

Манипулятивное общение - форма межличностного взаимодействия, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений справляется скрыто Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, а скрытым является попытка добиться контроля над поведением и мыслями другого человеки.

\"Есть группа людей, которые очень хорошо знают, где лежат средства автоматического влияния, и которые постоянно и умело используют их, чтобы достичь того, чего они хотят Такие люди уходят от одного социального конт такта к другому, требуя от других уступчивости в своих желаниях, причем их успех впечатляющий Эти эксплуататоры людей могут использовать разнообразные средства, прилагая очень мало собственных усилий Ц е есть \"профессионалы\" уступчивости - люди, которые постоянно заставляют других уступать им Они пытаются любой ценой заставить окружение уступить, от этого зависит их успех в жизни \" їх успіх у житті"1.

Манипуляторы применяют следующие виды манипулятивных воздействий, как взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальная аргументация, общественный авторитет, дефицит

Манипулятивный подход к общению имеет крайне негативное влияние на человека и общество, поскольку субъект такого действия рассматривает другого человека только как объект и средство достижения корыстных целей В условиях ры инков экономики и всеобъемлющего характера товарно-денежных отношений человеческие отношения приобретают превращенной формы и приобретают вид бездушных отношений вещей \"За манипулятивного общения партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных \"нужных\" манипулятору свойств и качеств Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в результате са ма становится жертвой собственных манипуляций Саму себя она тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя к стереотипных форм поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни \"нь власного життя"3.

Манипулирование используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция \"черной\" и \"серой\" пропаганды Знание средс бами манипулятивного воздействия на других людей и их использования в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в другие сферы взаимоотношений Сильнее разрушаются от м анипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанностивзаємної прихильності1.

Императивная и манипулятивная формы общения, имея общие признаки, являются различными видами монологического общения, поскольку человек, рассматривает другого человека как объект своего влияния, на самом деле общается ся сама с собой, не видит истинного собеседника, игнорирует его как личность.

В отличие от монологической диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению Оно позволяет достичь глубокого кого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развитияу.

В процессе человеческого общения вообще, в том числе в межличностных отношениях в организации, могут возникать трудности, которые мешают взаимопониманию и совместной деятельности

Чаще всего трудности общения обусловлены следующими обстоятельствами:

- несовпадение индивидуальных психофизических и социально-психологических характеристик;

- отличием индивидуальных мотивов общения (например, если человек чувствует потребность в самоутверждении, то непонимание этого или игнорирование со стороны другой будет раздражать, создавать препятствия в виг рассмотрении нарастание определенной напряженности между партнерами)

- несовпадение внутриорганизационных ориентаций работников организации, порождаемая их ролевым положением и приводит к неудовлетворенности в общении (например, известно, что руководители более ор риентуються на нормативы, стандарты, директивные распоряжения, тогда как подчиненные - на взаимопонимание)

- нарушением стратегий, заранее разработанных участниками (например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к определенной розг гублености)

- проблемами социальной перцепции (лат регсеptio - восприятие) (стереотипы восприятия, предубеждения, негативные установки партнеров друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных их установок, формальное подведение образа другого под понятие \"плохой - хороший\", \"надежный - ненадежный\" и т.п. существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, снижают эффективность установления отношений)тановлення відносин);

- различиями умение партнеров говорить и слушать

В процессе взаимодействия и общения людей в организации, производственном коллективе, группе возникает прямой обмен мнениями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные ни отношений.

Взаимоотношения в таких сообществах бывают таких видов:

- общественно политические (возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе);

- служебные (складываются в процессе общения профессиональной деятельности членов коллектива при решении задач и достижения важных целей);

- внеслужебные (формируются между членами группы вне их служебной деятельностью во время досуга, совместного отдыха и т.п.)

Важным условием повышения эффективности взаимоотношений людей в организации является их развитие на основе следующих принципов:

- уважения и субординации (предусматривает создание таких взаимоотношений в организации, которые отвечают нормам общественной морали, установленным традициям, учета индивидуальных и социально-психологических х особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересов, склонностей и запросов требует субординации в соблюдении всеми членами организации своих обязанностей, профессионального и социального статуса каждого человека)

- сплоченности членов группы (предполагает формирование у всех ее членов способности к взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания Члены малой группы обязаны высоко ценить принадлежность к не еи и дорожить этим, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков);

- гуманизма (требует чуткости, справедливости и человечности во взаимоотношениях в малой группе, имеющих характеризоваться доверием, искренностью, доступностью)

В процессе межличностных отношений самоутверждается личность в группе, оцениваются собственные добродетели по сравнению с достоинствами других членов группы для того, чтобы раскрыть свои возможности, показать себя, визн ределяемая личная роль в групп.

 

92. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

o интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

o личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

o социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

o публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: