Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции - это ее качественные характеристики, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства.

1. Высшая юридическая сила конституции обозначает ее место в правовой системе страны. Ни один иной правовой акт, принимаемый в России, не может противоречить Конституции РФ. Никакой акт не может изменять или отменять положения Конституции РФ, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституци­ей РФ. Нормы Конституции РФ имеют приоритет перед всеми иными правовыми актами, принимаемыми органами власти, как самой РФ, так и субъектов РФ и муниципальных образований. Все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, организации, граждане и находящиеся на территории РФ иностранцы обязаны соблюдать Конституцию РФ.

2. Прямое действие Конституции означает, что нормы Конституции действуют вне зависимости от наличия или отсутствия конкретизирующего его положения акта, а физические и юридические лица вправе обращаться в суд за защитой нарушенных прав, ссылаясь непосредствен­но на нормы Конституции. В то же время целый ряд статей Конституции не может действовать без конкретизирующего их акта, например, нормы, регламентирующие деятельность Федерального Собрания, не могут быть реализованы, прежде всего, без закона, предусматривающего порядок формирования Федерального Собрания (Постановление Верховного Суда РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8
«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъясняется каким образом судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

3. Верховенство Конституции РФ - действие Конституции РФ на всей территории страны. Наличие такого положения в Конституции РФ (ч1 ст. 15) связано с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.

 4. Конституция выступает в качестве базы, основы правовой системы. России. Она не только регулирует основополагающие отношения в различных областях общественной жизни, но также устанавливает виды нормативно-правовых актов, входящих в правовую систему России, порядок их принятия и юридическую силу. Конституция называет некоторые законы, которые должны обязательно быть приняты законодателем, в частности, устанавливает перечень вопросов, по которым должны быть приняты федеральные конституционные законы.

5. Особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции: он обязуется соблюдать и защищать ее. Важную роль в охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции России международный договор не подлежит введе­нию в действие.

6. Особый порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

В Конституции РФ 1993 г., в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Установлено лишь, что принятие и изменение Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71).

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое может либо принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов, либо вынести на всенародное голосование. При этом создание Конституционного Собрания не означает неизбежной смены Основного Закона, поскольку этот орган вправе вместо принятия новой Конституции подтвердить неизменность действующей.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом (данный закон до сих пор не принят). Конституционное Собрание - временный конституционный орган особой компетенции, создаваемый в исключительном случае, прямо указанном в ч. 2 ст. 135 Конституции РФ. Конституционное Собрание созывается, если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Попытки осуществить подготовку проекта федерального конституционного закона о Конституционном Собрании предпринимались неоднократно (в 1997, 1998, 2000, 2007 и 2012 гг.), но он так и не был внесен на рассмотрение.

При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии что в нем приняло участие более половины избирателей.

Согласно ст. 134 Конституции РФ предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В Конституции РФ в статье 136 закреплено, что главы 3 - 8 Конституции РФ 1993 г. могут быть изменены в процедуре, предусмотренной для принятия федерального конституционного закона, но эти конституционные поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136 Конституции РФ).

Более подробно порядок внесения поправок в Конституцию РФ урегулирован ФКЗ от 04.03.1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Всего было принято 4 соответствующих закона: 2 закона - 30.12.2008 г., 1 – 05.02.2014 г., 1 – 21.07.2014 г., 1 – 14.03.2020 г.

Изменение ст. 65 Конституции РФ может осуществляться в особом порядке, не предусматривающем сложных процедур. Это связано с тем, что данная статья фиксирует состав Российской Федерации, а порядок изменения этого состава должен предусматриваться федеральными конституционными законами.

Если такие изменения: 1) вносятся в связи с принятием в Российскую Федерацию или образованием в ее составе нового субъекта Федерации либо в случае изменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации, то основанием их внесения являются положения соответствующего федерального конституционного закона; 2) вносятся в связи с изменением наименования субъекта Федерации, то новое наименование субъекта Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (т.е. принимать специальный федеральный конституционный закон не нужно, изменение вносится указом Президента РФ). При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ такой упрощенный порядок допустим только в тех случаях, когда переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, предусмотренных для внесения иных конституционных поправок или пересмотра Конституции (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4868).

Необходимо учитывать также, что новое наименование субъекта Федерации, по смыслу ч. 2 ст. 137 Конституции РФ подлежащее включению в ст. 65 Конституции в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренную Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

Например, указами Президента РФ были внесены изменения в ст. 65 Конституции РФ в связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия - Алания, в связи с изменением наименований Республики Калмыкия - Хальмг Тангч на Республику Калмыкия, Чувашской Республики - Чаваш на Чувашскую Республику - Чувашию, а также в связи с изменением наименования Ханты-Мансийского автономного округа на Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: