Общие конституционные способы прав и свобод человека и гражданина

1. Самозащита прав и свобод. Право каждого защищать свои права и свободы всеми законными способами закреплено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ. При этом способы защиты прав могут быть только законными.

Граждане РФ вправе использовать институт обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления для защиты своих прав и свобод (ст. 33 КРФ), институт публичных мероприятий (ст. 31 КРФ).

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" разрешает приобретение взрослыми дееспособными гражданами Российской Федерации без получения лицензии некоторых видов оружия самообороны (аэрозольные устройства и пневматическое оружие), которое может быть применено для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости.

2. Государственная защита. Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 КРФ), а их гарантом является Президент РФ как глава государства (ч. 2 ст. 80 КРФ), государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 КРФ).

Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека. Согласно Конституции РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации; органическое взаимодействие правозащитных институтов и механизмов с другими конституционными институтами на основе учета принципов федеративного устройства, хозяйствования и управления государством; обеспечение неукоснительного следования Российской Федерацией международным стандартам в сфере защиты прав человека и исполнения международных обязательств по их обеспечению и защите.

Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 46), судебной власти, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействие, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод.

Порядок реализации рассматриваемой гарантии, в том числе порядок обращения в суд и процедуры судебного рассмотрения, установлен процессуальным законодательством Российской Федерации.

Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию. Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом РФ соответствия законов и других нормативных актов Конституции РФ. Осуществляя эти функции, Конституционный Суд РФ оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.

Одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура РФ, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности - надзора от имени государства за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов. В деятельности прокуратуры РФ уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.

К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ и соответствующим российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата РФ.

В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.

Институт Уполномоченных по правам человека в последние годы получил своё развитие, на федеральном уровне созданы институты специализированных уполномоченных (уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ), законодательно установлена возможность создания в субъектах Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека, а также специализированных Уполномоченных.

3. Международная защита. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ в случаях, когда все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты оказались исчерпаны, гражданин может обратиться за защитой своих прав и нарушенных интересов в международные судебные институты. В частности, с 1998 г. граждане Российской Федерации получили возможность направлять индивидуальные жалобы в Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге (Франция).

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 июля 2015 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", в частности, пришел к выводу о том, что "если постановление Европейского суда по правам человека, вынесенное по жалобе против России, основано на толковании положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, приводящем к их противоречию с Конституцией Российской Федерации, такое постановление... не может быть исполнено".

Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод или, к примеру, основанные на ней правовые позиции Европейского суда подлежат реализации только при условии высшей юридической силы - именно Конституции РФ. Касаясь толкования принципа приоритета международного права перед национальным, а также конституционно-правовых коллизий, которые могут возникнуть при толковании, Конституционный Суд РФ сослался на Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Россия. Это связано с тем, что Венская конвенция устанавливает общие правила толкования договора, которые предусматривают в том числе, что договор должен толковаться добровольно и добросовестно. Конституционный Суд РФ признал, что Закон РФ о ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ряд норм законодательства Российской Федерации не противоречат Конституции РФ. Вместе с тем в Конституции особо оговорена недопустимость имплементации международных договоров, участие в которых может повлечь за собой какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации.

4. Общественная защита. В системе защиты прав и свобод активно участвуют институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Правозащитная деятельность данных институтов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: