Право человека и гражданина на жизнь: конституционно-правовое содержание

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

 Право на жизнь означает возможность человека родиться в достойных условиях, получить нормальное физическое и духовное развитие, уйти из жизни в силу естественных причин. В научной литературе оно справедливо рассматривается как самое главное фундаментальное естественное право человека, без которого все другие лишаются всякого смысла. По существу, это право определяет базовый юридический статус каждого человека.

Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Кроме Конституции РФ, право на жизнь закреплено во всех демократических конституциях мира, а также в международных документах. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. декларируется: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (ч. 1 ст. 6).

При научном анализе гарантий права человека на жизнь и их практической реализации возникает много серьезных проблем, требующих своего решения. Камнем преткновения остается проблема, с какого момента развивающийся в утробе матери организм следует считать человеком, когда начинается человеческая жизнь. Именно от ответа на эти вопросы зависит своевременность применения гарантий права человека на жизнь, их эффективность.

Согласно ныне действующим нормам в российском законодательстве право на жизнь и здоровье возникает у человека только с момента отделения жизнеспособного плода от организма матери, но не раньше.

В нашем законодательстве есть правовые нормы, защищающие права эмбриона на определенных стадиях его развития. Так, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливаются ограничения по проведению искусственного прерывания беременности, в соответствии с которыми искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Можно сделать вывод, что в этой статье законодатель устанавливает правовую оценку постулируемой жизнеспособности эмбриона (фетуса), начиная с 22 недель. Поэтому, если нет никаких медицинских противопоказаний, искусственное прерывание беременности после 22 недель не допускается.

Тем самым законодатель признает, что эмбрион имеет права (по крайней мере, право на жизнь) не с момента рождения, а в период нахождения его в утробе матери. В остальных случаях искусственное прерывание беременности не допускается.

С 1 января 2012 г. вступила в силу ст. 66 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которой моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

Серьезные дискуссии в отечественной и зарубежной литературе вызвал вопрос о допустимости эвтаназии, о ее соотношении с конституционно-правовыми гарантиями права человека на жизнь.

Эвтаназия означает намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. В РФ законодательно эвтаназия не предусматривается.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 20 допускает смертную казнь впредь до ее отмены в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Согласно Конституции РФ смертная казнь допускается как мера наказания только за особо тяжкие преступления против жизни и по закону она не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.

В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления.

Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы были взяты международные обязательства немедленно ввести мораторий на применение смертной казни и законодательно ее отменить в течение трех лет. 16 мая 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Последняя смертная казнь в Российской Федерации была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г. С этого момента приговоренным к смертной казни она фактически заменяется на пожизненное заключение, и приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

При этом законодательно смертная казнь в нашей стране так и не была отменена. Вначале Президент РФ заблокировал исполнение смертной казни, отказавшись рассматривать ходатайства о помиловании осужденных, затем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П признал неконституционным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Президентом РФ были помилованы все лица, приговоренные на тот момент к смертной казни (с заменой на пожизненное наказание или 25-летние сроки).

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала подписанный ею 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Российская Федерация должна была подписать его в течение одного года с момента вступления в 1996 г. в Совет Европы), а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории Российской Федерации, 19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ своим Определением N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П" указал, что мораторий на смертную казнь продлен до ратификации Российской Федерацией Протокола о ее отмене.

То, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией, не препятствует его фактическому исполнению, так как в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, и до вступления договора в силу.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в Российской Федерации не применяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: