Объясните, как происходит понимание одного текста разными реципиентами

Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативности» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим). Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста.

 

14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой.

 

15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процес-са. Сделайте выводы о характере данного процесса.

 

Стадии Процессы
Идентификация значения Порождается значение, которое должно быть передано.
Выбор синтаксической струк-туры Конструируется синтаксическая схема предложения с установ-лением слотов для слов.
Порождение                   интонационного контура Словам приписываются различные показатели характера и силы ударения (stress values).
Вставление                      полнозначных слов Нужные существительные, глаголы и прилагательные извлека-ются из лексикона и помещаются в соответствующие слоты.
Добавление аффиксов и слу-жебных слов Добавляются служебные слова (артикли, союзы, предлоги), пре-фиксы и суффиксы.
Установление                      фонетических сегментов В соответствии с фонологическими правилами предложение во-площается в фонетические сегменты.

 

Перечисляя семь уровней переработки в процессе продуцирования речи на пути от абстрактной пропозиции через поиск слов и синтаксических структур для выражения пропозиций к конструированию фонологической репрезентации слов и линейной последовательности артикулируемых звуков речи, Л. Барсалоу отмечает, что данные уровни признаются в настоящее время многими авторами, тем не менее эта теоретическая картина является упрощенной. Названные уровни не обязательно функционируют в строгой последовательности, они также не являются независимыми друг от друга. Так, фонологическая репрезентация слова на 4-м уровне может оказать влияние на извлечение семантических репрезентаций 2-го уровня, что свидетельствует о необязательном завершении работы на предшествующем уровне до начала работы последующего указывается, что исследования последних лет свидетельствуют о параллельном протекании и сложном взаимодействии многих уровней).

 

16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.


17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте».

Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.

Устная Письменная
1. Понимание речи происходит мгновенно, однако это достигается через многоэтапную переработку воспринимаемого сигнала. 2. Устная речь – преходящей, переменчивой. 3. Для устного выступления необходимо присутствие и говорящего, и слушателя. 4. Устная речь – диалогической. 5. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона. 6. Устная речь склонна к тому, чтобы быть более традиционной и общепринятой. 1. Письменность оказывает влияние на устную речь. Наиболее очевидным примером служит произношение под влиянием орфографии. 2. Письменная речь является постоянной. 3. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации. 4. По своей природе письменная речь обычно является монологической. 5. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя оригинальность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: