Практическая 9
1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:
а) интерес к языковому сознанию; б) вычленение языковых знаков;
в) процесс кодирования речи;
г) интерес к мышлению;
д) выяснение языковой картины мира;
е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.
Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста.
Важной категорией текста служит его связность. Развернутое речевое высказывание является связным, если оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора.
Связность речевого высказывания (обозначаемая в лингвистике также термином «когезия») реализуется по двум каналам, в связи с чем выделяются два типа связи: формальная (эксплицитная) и смысловая (семантическая).
3. Найдите ошибки:
а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только си-стемные отношения в языке;
|
|
б) высказывание осуществляется ради общения;
в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым един-ством;
г) текст может быть представлен одним словом;
д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.
3. Дайте определение:
Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.
5. Подчеркните основные свойства текста:
а) интонационная оформленность; б) связность;
в) целостность;
г) когнитивная направленность; д) скважность;
е) информационность.
6. Продолжите фразы:
Семантическая связность – это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз.
Показатели целостности текста – наличием в нём:
а) «обязательных» структурных элементов (определяемых логико-смысловой организацией речевого сообщения);
б) логической последовательностью их актуализации в развернутом речевом высказывании.
Замыселтекста существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором, здесь действует та же закономерность, что и в отношении высказывания: мысль оформляется в тексте. Замысел заведомо не совпадает с реализацией. Фаза контроля при производстве текста предполагает как отработку самого замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию вербализации замысла. При этом особую роль играет тот факт, что текст должен быть целостным, поскольку ассоциативность мышления может превратить текст в набор внешне связанных между собой высказываний, не составляющих единого семантического образования.
|
|
Фаза контроля при производстве текста предполагает как «смысловую отработку» замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию «вербализации» (словесного выражения) основной идеи и предметного содержания сообщения.
Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.
Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла.
А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир.
Ответ: текст был оформлен как осмысленное целесообразное структурное единство. Гиперсвязность текста достигается именно его коммуникативной (целевой) установкой.
Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность
Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения. Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации.
9. Составьте модель производства текста и объясните ее.
Текст, представляя собой сложное семантическое образование, имеет ряд характеристик: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. При этом i тексте имеются следы неречевого поведения коммуникантов.
Поставив определенную цель, говорящий старается выполнить ее наилучшим образом, наилучшим способом. Для этого нужно реализовать в тексте общий замысел, который говорящий может осознавать не очень четко, а может лишь смутно чувствовать. Но такой замысел обязательно существует, и именно он обеспечивает такое принципиальное, важнейшее свойство текста, как его цельность.