Тема №8. «Знакомство с оркестром»

Задание 1. Выучи на память:

Оркестр (от греч. – место для танцев) – это большой коллектив музыкантов, совместно исполняющий инструментальные произведения.

Задание 2. Прочитай текст, дай ответ на вопрос:

1. Из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр?

2. Какие инструменты не входят ни в одну группу симфонического оркестра?

ВДревней Греции орхестрой (orchestra) называли полукруглую площадку перед сценой, на которой пел хор, а позже –стал располагаться ансамбль музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр возник в XVI – XVII вв. Основоположником симфонического оркестра стал Й. Гайдн. Музыканты на сцене располагаются веерообразно, дирижер находится в центре. Все однородные инструменты находятся вместе. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре. Все инструменты, входящие в симфонический оркестр, делятся на четыре группы.

(Состав симфонического оркестра, расположение инструментов симфонического оркестра на сцене. Приложение, № 2).

Струнно – смычковая группа – основа оркестра, струнные исполняют главную мелодию. Инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот.

Группа медных духовых инструментов: валторна, труба, тромбон, туба.

Группа ударных инструментов: барабан (малый и большой), литавры, колокола, колокольчики, гонг, ксилофон, тарелки, треугольник, трещетка, кастаньеты, бубен.

Инструменты, которые не входят ни в одну из групп: рояль, челеста, арфа.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Петя и волк».

Класс

Тема № 1. «Характер и содержание музыкальных произведений»

Основные музыкальные жанры: инструментальный, вокальный, танцевальный

  Задание 1. Запомни:

Разные виды музыкальных произведений называются жанром. Слово жанр в переводе с разных языков означает род, вид.

В музыкальном искусстве сложилось много разных жанров. Одни жанры родились прямо из жизни. Например, песни-заклички, когда наши предки закликали весну, птиц, дождь; плясовые и хороводные – чтобы двигаться, танцевать, а также чтобы призвать добро и удачу, «продвинуться» по кругу и т. д. Но некоторые жанры нужны только для слушания, для эстетического восприятия.

Жанры различают по способу их исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный и наконец, третий жанр связан с движением - танцевальный.

К вокальным жанрам относятся: песня, романс.

Инструментальные жанры: миниатюры (небольшие пьесы); крупные симфонические произведения - симфония, концерт, увертюра и др.

Танцевальные жанры: народные: трепак, гопак, бульба, мазурка, полька, тарантелла и др.; бальные: вальс, менуэт, гавот и др.

Особенности танцевальной музыки

  В танцах ярко проявляются особенности национального характера, манера, двигаться, человеческий темперамент и мода. Особенностью народной танцевальной музыки является построение на одной-двух мелодиях, которые многократно повторяются с изменениями (варьируются).

Задание 2. Запомни:

В общем же в танцевальной музыке выделяются следующие признаки:

- главными средствами выразительности являются ритм и темп

- законченность, закругленность мелодических построений

- инструментальное исполнение, также танец может соединяться с пением, возгласами.

Тема №2 «Маршевая музыка»

Задание 1. Выучи на память:

Жанровые признаки марша:

1. Пунктирный ритм (часто восьмая с точкой и шестнадцатая), четкие акценты;

2. Аккордовая фактура аккомпанемента, отбивающая каждую четверть и акцентирующего сильную долю;

3. Яркая, легко запоминающаяся мелодия. Деление мелодии на равные отрезки, квадратное строение;

4. Инструменты: духовые, ударные, труба;

5. Форма: песни-марши – куплетное строение, (запев, припев), инструментальные - 3-х частная форма (А Б А).

Задание 2. Запомни:

Особенности жанровые признаки марша.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Детская музыка» Марш, В. Соловьев – Седой «Марш нахимовцев», Д. Шостакович «Марш».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: