Тема № 6. «Средства музыкальной выразительности»

Задание 1. Выучи на память:

Гармония  – это последовательность аккордов вместе с мелодией. 

Аккорд – одновременное сочетание нескольких звуков. Есть аккорды благозвучные (консонансы) и аккорды резко звучащие (диссонансы).

Аккомпанемент  – сопровождение к мелодии.

Гомофонно – гармонический способ изложения – это мелодия с аккордовым сопровождением.

Регистр –часть звукового диапазона человеческого голоса или музыкального инструмента. По характеру звучания звукоряд делится на регистры: верхний, средний, нижний.

Темп – это скорость музыкального пульса, скорость исполнения музыки. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название на итальянском языке:

Задание 2. Запомни:

Различаются следующие виды темпа:

- Медленные темпы: Адажио (adageo) – медленно, спокойно;

Ленто (lento) – медленно, протяжно;

Лярго (largo) – широко, протяжно.

- Умеренные темпы: Анданте(andante) – не спеша;

Модерато (moderato) – умеренно.

- Быстрые темпы: аллегро (allegro) – скоро;

аллегретто (allegreto) – оживленно;

виво (vivo) – быстро.

- Изменение темпа: ритенуто (ritenuto) – задерживая;

а темпо (atempo) – возвращение к прежнему темпу.

 Музыкальный темп зависит от содержания и характера произведения, от настроения, которое в нем преобладает. Музыка созерцательного характера звучит в медленном темпе. Веселая, шуточная в быстром.

 Большое значение для танца имеет темп музыки. Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Темп обозначается в начале музыкального произведения и пишется словами над нотной строчкой.

Слушание музыки: П. Чайковский «Песня жаворонка», «Полька», Н.А. Римский - Корсаков, темаШехеразады, тема Шахриара, М. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Быдло», П. Чайковский «Детский альбом», Вальс.

Тема № 7 «Музыкальные построения. Музыкальная форма»

Задание 1. Выучи на память:

Период -  простейшая форма изложения законченной музыкальной мысли.Типовой период состоит из двух предложений. Периоды бывают: малый (8тактов), большой (16тактов).

Повторный -     если предложения начинаются одинаково - / а а1/.

Неповторный - если предложения разные – / а b/. 

Каденция -  мелодико – гармонический оборот, придающий музыкальной мысли законченность. (серединная, заключительная).

Иногда период обрамляется вступлением и заключением.

Квадратный период: 4 +4/ +4+4.

Неквадратный: 3+5, 5+3, 5+5, 6+6.

Простая двухчастная форма – это два периода

Двухчастная форма бывает:

1) репризная - /а а1 - bа1/ 2) безрепризная - / а а1—bb1/.

Простая трехчастная форма – это три периода –/АБА /.

Реприза  – повторение. Реприза может быть «точной и «неточной». Средняя часть может быть «контрастной»: (а в а); «неконтрастной»:(а а1 а).

Слушание музыки: Вступление: Ф. Шуберт «Шарманщик ».

Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1, С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети.

2-х ч. ф. –Р. Шуман «Первая утрата»,  П.Чайковский «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка», А. Гречанинов «Какое прекрасное утро», 3-3-х ч.ф. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», балет «Щелкунчик» Марш, «Баркарола».

Тема № 9. «Виды оркестров»

Задание 1. Выучи на память: Виды оркестров ( симфонический, народный, духовой, камерный, эстрадный).

Если оркестр состоит из народных (национальных) инструментов, его называют оркестром народных инструментов. (Приложение, № 7).

Задание 2. Запомни:

1. Первые оркестры – это скоморошьи ансамбли и оркестры военной музыки. Состав этих оркестров: скоморошьи – гусли, домры, гудки, волынки, дудки, бубны; военные – сурны, фуяры (флейты), рога, трубы, литавры, барабаны.

2. По указанию Петра был создан грандиозный оркестр.

3. Подлинный оркестр народных инструментов связан с именем Василия Васильевича Андреева, который в 1896 году на основе «Кружка любителей игры на балалайках» создал первый оркестр русских народных инструментов. Он усоверщенствовал балалайку и создал домру.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он звучит на открытых эстрадах, на площадях, в парках, сопровождает шествия, марши. Звучит на праздниках во время парадов и демонстраций. Звучность оркестра мощная, яркая. Инструменты оркестра – медные: корнеты, трубы, тромбоны, валторны. Есть деревянные духовые инструменты, барабаны и тарелки. В последнее время появляются концертные духовые оркестры.(Приложение, № 8).

Эстрадный оркестр. Некоторыеиз эстрадных оркестров похожи на симфонические – оркестры радио и телевидения. Другие - маленькие, больше похожие на ансамбли. В их состав часто входят саксофоны, гитары, много ударных.(Приложение, № 9).

 

 

Класс

Тема № 1. «Характер и содержание музыкальных произведений»

Характер и содержание музыкальных произведений – это то, что музыка выражает. Часто композитор дает название своему произведению. Заголовок помогает исполнителю и слушателю понять характер музыки наиболее близко к авторскому замыслу. Все произведения, имеющие названия, заголовки, эпиграфы или развернутую литературную программу, называются программными или программно-изобразительными.

Задание 1. Запомни:

Приемы изобразительности в музыке:

- подражание звукам и голосам природы,

- изображение движений людей, зверей, птиц,

- изображение пространства.

Слушание музыки: А.Вивальди «Времена года», Ж.Ф.Рамо «Курица», П.Чайковский «Времена года» - «Песня жаворонка», С.Прокофьев «Петя и волк»,П.Чайковский Симфония № 1 – 1 часть «Грезы зимнею дорогой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: